Понимание Человека в рамках экзистенциального подхода

Центральное место в философии экзистенциализма занимает изучение человека как субъекта и его субъективных переживаний своего существования.

Родоначальником экзистенциального направления в философии и психологии стал датский религиозный мыслитель Серен Обю Кьеркегор. В центр своих философских размышлений С. Кьеркегор ставит проблему бытия единичного – единого и единственного человека. В философии С. Карьеркегора предвосхищены основные моменты современной экзистенциональной философии. Так, одной из главных идей С. Кьеркегора является идея о том, что объективные проблемы существуют, однако личность не может ответить на них объективно, т.е. ей приходится принимать решение о своем субъективном к ним отношении. Субъект – вот истина. И сколько личностей, по мнению С. Кьеркегора, – столько и истин; истина – это тайна каждого из нас. Таким образом, единственная реальная проблематика касается, по С. Кьеркегору, проблем, которые человек решает сам внутри себя. Человеческая жизнь сводится к его выбору. Идеи С. Кьеркегора весьма актуальны и на сегодняшний день. Так, вполне обоснованным является тезис, что главным в психологической помощи является не знание механизмов функционирования психики и не знание причин, ее нарушающих, а на эффективность психологической помощи влияет, во-первых, вера клиента в своего психолога, и, во-вторых, вера в эффективность действующих методик.

Важное значение для понимания экзистенциалистских идей в процессе оказания психологической помощи имеет феноменологиявыдающегося немецкого философа Эдмунда Гуссерля. Феноменолога не интересует та или иная моральная норма, его интересует, почему она – норма.

Порывая с традиционным представлением о сознании как о чем-то «внутреннем», соотносимом с внешним миром, Э. Гуссерль полагал, что главная характеристика сознания – это его интенциональность,т.е. направленность на предмет. Непредметное сознание невозможно. С другой стороны, не существует и независимых от сознания предметов. Сознание представляет собой поток переживаний, и целью психолога становится описание этого «абсолютного единства связности сознания». Феноменологическая философия Э. Гуссерля, по его замыслу, должна была стать подлинным основанием психологии, способным превратить ее в настоящую науку.

Однако историю экзистенциализма XX в. обычно начинают с трудов ученика Э. Гуссерля, немецкого философа Мартина Хайдеггера. М. Хайдеггер развивает идею о принципиальной недоступности для мысли, заключенной в традиционный понятийный каркас, истинного бытия человека – экзистенции. Специфика сознания человека состоит в том, что оно (сознание) предполагает экзистенцию в качестве essentia человека, т.е. в качестве сущности. Сущность человека понимается М. Хайдеггером как «то, в качестве чего человек существует, пока он человек»[2].

По мнению М. Хайдеггера, подлинное (аутентичное) существованиеначинается с «тревоги». Кроме того, подлинное существование определяется М. Хайдеггером как «бытие–к–смерти».Человек умирает, никогда не будучи «завершенным», и в тоже самое время он всегда достаточно стар, чтобы умереть. Понимание собственной смертности совершает своего рода «внутреннюю революцию» в человеке, заставляя экзистенцию обратиться к собственным возможностям. Тревожное стояние лицом к лицу с небытием открывает собственное существование в его подлинности и свободе. Это свобода от иллюзии повседневности, «свобода–к–смерти».

Продолжением идей М. Хайдеггера сталэкзистенциальный психоанализфранцузского философа Жана-Поля Сартра. Однако в противоположность М. Хайдеггеру, Ж.-П. Сартр акцентирует свое внимание, прежде всего, на субъективно-деятельной стороне сознания человека, «заброшенного в мир». Согласно Ж.-П. Сартру, человеческое существование не укоренено ни в чем. Человек, лишенный каких бы то ни было ориентиров, делает себя сам. Следовательно, человек изначально свободен. Свободен от любых внешних детерминаций. Человек способен «детерминировать» себя сам, своим свободным действием, и, следовательно, он ответственен.

Одно из центральных понятий философии Ж.-П. Сартра – это понятие самообмана, самообольщения сознания. В качестве основного инструмента борьбы с самообманом Ж.-П. Сартр видит экзистенциональный психоанализ, который представляет из себя метод выяснения в строго объективной форме субъективный выбор, посредством которого человек делает себя личностью, т.е. сообщает о себе то, что он есть («концепция первоначального выбора»). Главным понятием собственной системы он делает понятие свободы, которую определяет как выбор своего бытия: человек – ничто, поэтому он таков, каким он себя свободно выбирает (свобода выражается в возможности выбирать свое отношение к данной ситуации).

Такое учение о человеческой свободе предопределяет характер экзистенциальной этики, в соответствии с которой человек – единственный источник, критерий и цель нравственности.

Отметим, что экзистенциальный психоанализ Ж.-П. Сартра долгое время не оказывал заметного влияния на психологическую теорию и практику. Большая часть психологов того времени последовала за идеями М. Хайдеггера. Но в 1960–е гг. именно сартровский вариант экзистенциального психоанализа стал определять основные черты такого движения, как «антипсихиатрия».

Крайнее выражение идеи экзистенциальной психотерапии приобрели в движении, которое было названо «антипсихиатрией.Возглавил это движение шотландский психиатр Рональд Дэвид Лэнг. Взгляды Р. Лэнга на причины и методы лечения психических расстройств, выработанные под влиянием философии экзистенциализма, шли вразрез с взглядами ортодоксальной психиатрии, т.к. они разбивают целостность человеческого существования на дихотомии физического и психического, души и тела. В поведении каждого конкретного клиента он в первую очередь видел правомерное отражение переживаемого опыта или реальности, а не симптомы заболевания. Единственным путем постижения мира психотика Р. Лэнг считает погружение в «его мир». Важно отметить, что при этом «безумие» понимается как характеристика межличностных отношений, возникающая в зависимости от понятности или непонятности суждений и действий другого.

Экзистенциальная парадигма в психологической помощи, среди создателей и представителей которой такие известные имена, как Людвиг Бинсвангер, Виктор Франкл, Ролло Мэй, Ирвинг Ялом, – безусловно, одно из самых влиятельных направлений среди современных концепций психологической помощи.

Первую попытку соединения философских идей экзистенциализма и современных ему психиатрических представлений предпринял швейцарский психоаналитик Людвиг Бинсвангер. По мнению Л. Бинсвангера, психолог должен понять экзистенциальные структуры и их соотнесенность с жизнью клиента. Тогда становится понятной и история жизни данного человека и его функция; не понимающий человек функции своей жизни «спит», и только активность может помочь ему в осуществлении жизненной функции. Психолог должен создавать партнерские отношения с клиентом и пытаться помочь понять то, как жизненные события вызывают неудачи в реализации жизненной функции клиента. Таким образом, цель психологической помощи состоит в том, чтобы содействовать индивиду в познании своих возможностей, что необходимо для решения задач, с которыми он столкнулся. Критерием эффективности такой работы выступает восстановление способности к саморазвитию.

Одним из главных основателей экзистенциальной терапии являетсяВиктор Эмиль Франкл – австрийский психиатр, психолог, узник нацистского концентрационного лагеря.В своем основополагающем труде «Человек в поисках смысла» В. Франкл излагает свой психотерапевтический метод нахождения смысла во всех проявлениях жизни, даже самых страшных, тем самым создавая стимул к продолжению жизни. Этот метод получил название логотерапии.В. Франкл пишет о том, что логотерапия – это теория, основанная на практике, которая базируется на трех фундаментальных понятиях, составляющих звенья одной цепи: свобода воли, воля к смыслу, смысл жизни. В. Франкл пришел к выводу, что отсутствие смысла является главнейшим стрессом для человека и отождествлял экзистенциальный невроз с кризисом бессмысленности жизни.

В. Франкл использует термин экзистенциальный вакуумдля описания состояния внутренней пустоты своих клиентов, которые страдают от ощущения тщетности и бессмысленности своего состояния. Экзистенциальный вакуум может привести к развитию неврозов, в этом случае специфическую клиническую симптоматику В. Франкл называет ноогенными неврозами, который определяет как невроз, в основе которого лежит духовная проблема или моральный конфликт.

Одним из лидеров экзистенциального подхода в психологии и психотерапии является американский психолог Ролло Мэй. Он является создателем экзистенциального консультирования. Р. Мэй пришел к выводу, что причиной неврозов являются не проблемы из прошлого клиента (фиксации либидо, нарушенные объектные отношения и т.п.), а те проблемы, которые он не может решить в настоящий момент. Р. Мэй утверждал, что цель психологической помощи – сделать людей свободными, и считал, что психолог, который сосредоточивается на симптоматике, упускает из виду нечто более важное. Невротические симптомы являются лишь способами убежать от своей свободы (сквозная тема многих экзистенциально-гуманистических трудов) и показателями того, что человек не использует свои возможности. Р. Мэй твердо придерживался убеждения, что психологическая помощь должна в первую очередь помогать людям прочувствовать свое существование.

Р. Мэй не предлагал конкретных рецептов, используя которые последователи могли бы решить задачу, как помочь клиентам стать свободными и ответственными людьми. У экзистенциальных психологов нет четко определенного набора техник и приемов, применимых ко всем клиническим случаям, – они апеллируют к личности клиента, ее уникальным свойствам и неповторимому опыту. По мнению Р. Мэя, следует устанавливать доверительные человеческие отношения с клиентом и с их помощью привести его к лучшему пониманию себя и к более полному раскрытию его собственного мира.

Одним из основателей экзистенциальной психотерапии является американский психолог и психотерапевтИрвин Дэвид Ялом. И. Ялом полагал, прежде всего, что для каждого клиента должна изобретаться новая психотерапия, потому что у каждого есть уникальная история. Основой этой «новой» терапии служит терапия, построенная на межличностных взаимоотношениях «здесь и сейчас» клиента и психолога, на взаимных откровениях. Не последнюю роль на формирование его взглядов оказал и психоанализ. И. Ялом определяет экзистенциальную психотерапию, как динамический подход к терапии, который сосредотачивается на беспокойствах, коренящихся в существовании индивида. И. Ялом выделяет четыре предельные заботы, которые имеют непосредственное отношение к психотерапии: смерть, свобода, изоляция и отсутствие смысла. Противостояние каждой из них определяет, в рамках экзистенциального подхода, содержание внутренних конфликтов человека.

Сторонники экзистенциального направления психологической помощи утверждают, что обретение смысла существования доступно каждому нормальному человеку, независимо от пола, возраста, интеллекта, характера, окружающей среды, религиозных и идеологических убеждений. При этом экзистенциалисты подчеркивают, что научить этому нельзя, так как смысл существования всегда индивидуален и каждый человек должен сам его найти или понять и не уходить от ответственности за осмысление своей жизни перед собой и перед другими в любых жизненных обстоятельствах.