Постмодернистское видение реальности. Контекстуальный характер проблемы

Постмодернизм в качестве альтернативы предлагает психологии свое видение социальной реальности, свое представление об оказании психологической помощи.

Во второй половине ХХ в. в западных странах развивается интеллектуальное течение, получившее в конце 1970-х гг. название постмодернизма. Этот термин не сразу приобрел нынешнее смысловое значение; приблизительно до конца 70-х – начала 80-х годов ими обозначались какие-то отдельные культурные явления и события, но никак не мировоззрение эпохи в целом. В 1980-е гг. ХХ в. постмодернизм сформировался как особое идейное, теоретическое течение, связанное определенным единством философских и общетеоретических предпосылок и методологических подходов. Он быстро проник во все сферы социально-гуманитарного знания, в т.ч. и в психологию. Широкую известность приобрели ведущие теоретики Жан-Франсуа Лиотар, Жак Деррида, Мишель Фуко, Жан Бодрийари др.

Постмодернизм не является какой-то оформленной научной школой, это скорее новое мировоззрение, проявляющееся как тенденция в литературе, искусстве, науке, литературоведении, философии, социологии, психологии. Причем, оно не сводится к какому-либо единому учению или теории, скорее его надо рассматривать как широкий спектр различных подходов и точек зрения, касающихся разных областей знания, но, несмотря на это, имеющих нечто общее, объединяющее.

Впервые термин «постмодернизм» употребляется применительно к выражению «духа времени» в книге «Состояние постмодерн» (1979) Жан-Франсуа Лиотара, создателя концепции «нарратологии». Постмодернизм, по Ж.-Ф. Лиотару, начинается там, где пропадает доверие к тотальным способам высказывания, и тогда, когда человечество осознает невозможность универсального языка. Языков великое множество, нормальная ситуация – взаимодействие, взаимопроникновение, спор, но никак не господство одного из них. Отказываясь от идеи универсального языка, мы признаем равные права за нашими локальными языками.

Жаком Деррида был заложен философский базис постмодернизма в целом. Исходным понятием концепции Ж. Деррида является деконструкция. В своей философской концепции Ж. Дарида образно сравнивает деконструкцию с волшебной дверью в Алисино Зазеркалье, где начинается путаница смыслов и измерений. С его точки зрения, западноевропейское мышление не может выйти из раз выбранного круга проблем, пытаясь ответить на одни и те же вопросы, решить одни и те же задачи, т.к. обусловлено предшествующими идеями и способами их выражения, а единственное средство выйти за пределы навязанных смыслов – их деконструкпия с помощью глубинного анализа языка. Деконструкция включает несколько «шагов»: открытие того, что текст (под текстом может быть понято все) «говорит» иное, чем кажется на первый взгляд; принятие множества смыслов, заложенных в тексте и не связанных с его автором, понимание того, что текст рассказывает свою собственную историю, не связанную с автором и адресатом; осмысление того, что текст вступает в противоречие с самим собой; принятие вывода о том, что в конечном счете невозможно создать абсолютно деконструктивный текст, очищенный от любой метафизики. Реальность невозможно постичь вне языка, вне текста, а тексты можно понять только в их отношении к другим текстам, а не в отношении к внешней реальности.

Мишель Поль Фуко строит собственное исследование культуры (включая сюда науку) как «археологию» и создает концепцию «археологии знания». Важнейшими понятиями М. Фуко становятся «дискурс» и «высказывание». Дискурс не относится к сфере «означающего» или просто речи, а, согласно М. Фуко, представляет собой набор условий и правил, позволяющих вычленять и изучать те или иные объекты, организовывать дисциплинарные единства и проводить между ними границы.

Сильное влияние М. Фуко испытал на себе Жан Бодрийар. М. Бодрийар ввел понятие гиперреальность. Основа гиперреальности – симуляция. В качестве примера гиперреальности Ж. Бодрийяр приводит Диснейленд. Единицами гиперреальности являются симулякры. Под симулякрами Ж. Бодрийяр понимает знаки или образы, отрывающиеся по смыслу от конкретных объектов, явлений, событий, к которым они изначально относились, и тем самым выступающие как подделки, фальсифицированные копии, не соответствующие оригиналу. Как считает Ж. Бодрийяр, современное общество основано на симулякрах: Диснейленд – более привлекателен, чем естественная природа; модная вещь – лучше той, которая прекрасно функционирует; мыльные оперы сменяют любовь и т.д. Различные симулякры стали частью действительности.

Таким образом, постмодернизм утверждает, что события происходят в физическом мире, а люди приписывают этим событиям смысл; что все конструирования реальности – это просто конструкции. В этой парадигме нет «объективного смысла», как нет и «объективного объяснения». Каждый описывает исходя из своего мировоззрения, из своей системы ценностей. Главной, отличительной чертой постмодернизма считается определяющая установка на невозможность описания мира как некого целого с помощью каких-либо общих теорий, претендующих на истинное, единственно верное знание о действительности.

Постмодернизмом – это специфическое мировоззрение, главной отличительной чертой которого является плюрализм, т.е. допущение одновременного сосуществования разнообразных точек зрения. Именно принцип плюрализма является фундаментальным для осмысления постмодернизма, и уже непосредственно из него вытекают такие производные его характеристики как фрагментарность, децентрация, изменчивость, контекстуальность, неопределенность, ирония, симуляция.

Постмодернистское мировоззрение включает в себя ряд подходов: текстологический, номадологический, симуляционный, шизоаналитический, нарративный и другие.

Самым значительным подходом является текстологический (от лат. textum – связь слов, и греч. Λογος – слово), конституирован Роланом Бартом в первой половине 1970-х в контексте аналитики художественных текстов. Номадологический подход (от общеевропейск. nomad – кочевник, т.е. нечто ни к чему не привязанное) предложен французскими философом-постмодернистом Жилем Делезом и психоаналитиком Феликсом Гваттари. Симуляционныйподход (Ж. Бодрийар), в отличие номадологического, позволяет выявить наличие в смысловых структурах человека нединамичные, стабильные смысловые структуры (ценности, смысловые диспозиции и конструкты), как некие искусственно-живые, психические «протезы» – симулякры, оторванные от реальности и сформированные как извне (например, социумом), так и изнутри (например, эмоциями). Если в симуляционном подходе еще существует некое осознание деструктивных смыслов, то в шизоаналитическом(греч. schizein – расколоть) подходе имеет место отсутствие этого осознания. Программным сочинением шизоанализа выступил двухтомный труд Ж. Делеза и Ф. Гваттари «Капитализм и шизофрения» (1972–1980), первый том которого «Анти-Эдип» посвящен анализу «болезни века» – шизофрении. Это болезнь современных людей. Нарративный подход (англ. narrative – история, или рассказ) является философской позицией, теснейшим образом связанной с онтологическим пониманием человека как активного существа, рассказывающего истории. Индивид («Я») предстает как комментатор, автор, рассказчик и ученый, исследующий себя. Индивид (посредством сознания) стремится придать смысл суете и неразберихе, которые царят в жизни. Порядок в жизни может быть установлен в том случае, если ему удается увидеть в истории своей жизни проявления смысла. Это происходит в тех случаях, когда жизнь и действия человека предстают как часть связной истории.

В нарративном подходе (Т. Сарбин, К. Герген, Д. Макадамс, П. Гидденс, Г. Херманс, Б. Дэйвис, Р. Харре) особое внимание уделяется контекстуальному процессу взаимодействия, образующим фактором которого является язык. Идентичность понимается как нарратив, история, рассказываемая о себе в процессе жизни. Человек заимствует бытующие в культуре повествовательные мотивы, ценности, нормативы, трансформируя их в свои жизненные истории, идентичность формируется из субъективно отобранных биографических фактов своей жизни.

Т. Србин утверждает, что контекстуализм является предпосылкой разворачивающейся текстуры разработанных событий, каждое из которых испытывает влияние предыдущих и последующих эпизодов.

Что же такое контекстуальное видение проблемы?

Для этого рассмотрим шесть типов мировоззрений, которые вывел Стивен Пеппер: «анимизм», «мистицизм», «формизм», «механицизм», «органицизм» и «контекстуализм».

Анимизм и мистицизм отвергаются С. Пеппером как несоответствующие современным целям, т.к. им недостает соответствующей перспективы и какой-либо принятой системы категорий.

С. Пеппер применяет термин «формизм» к таким мировоззрениям, в которых подчеркивается организация мира на основе схожести и различий сущностей. Платон, Аристотель и схоласты – представители формистского мышления, так же как и современные психологические теории личностных черт. В обыденной жизни формизм обнаруживается в занятиях ремесленника, который изготавливает предметы по одной и той же схеме.

«Механицизм» доминирует в мировоззрении цивилизации Запада. Базовой метафорой здесь служит машина (например, часы, динамо-машина, компьютер, двигатель внутреннего сгорания и др.). Явления природы с механистической точки зрения выступают как продукты передачи сил; ученые стремятся к поиску причинно-следственных зависимостей. Бихевиоризм представляет психологическое направление, приверженное этому мировоззрению.

«Органицизм» рассматривает мир не как машину или набор форм, а как организм. Каждое существующее явление представляет собой в той или иной степени скрытый органический процесс. Органицист изучает явление с целью определить его органическую структуру. В философии такое мировоззрение связано, в частности, с Гегелем. В психологии к органицизму можно было бы отнести А. Маслоу (само-актуализация), К. Роджерса (личностный рост), и возрастных психологов, которые используют концепцию возрастных стадий.

«Контекстуализм» представлен работами таких авторов, как Ч.С. Пирс, У. Джеймс. Дж. Дьюи и Дж.Г. Мид. Базовой метафорой для контекстуализма служит историческое событие. Не обязательно произошедшее в прошлом, событие является живым и существует в настоящем. В этом смысле история – это попытка вновь представить случившееся, восстановить его, вдохнуть в него новую жизнь. События постоянно перемешиваются, и каждое сочетание условий изменяет контекст появления будущих событий. Текстура событий не требует линейности.