Теоретические подходы к пониманию психологической помощи

В настоящее время в психологии существуют следующие теоретические подходы к созданию модели практики психологической помощи: психоаналитический; бихевиоральный; когнитивный; экзистенциальный; гуманистический; постмодернистский.

Основой психоаналитического подхода психологической помощи является достижение понимания динамики психической жизни индивида, основанное на концепции бессознательного. Психоаналитическое направление известно также под названием динамического (психодинамического) направления. В нем акцентируется внимание на воздействии прошлого опыта на формирование определенного стиля поведения – через особые когнитивные способы (защиты), межличностное взаимодействие и восприятие партнера по общению (перенос), – которому пациент следует в течение жизни и который таким образом влияет на его здоровье.

Психоаналитическое направление берет свое начало от классического психоанализаЗигмунда Фрейда. На сегодняшний день психоаналитическая теория, разработанная З. Фрейда, существует во множестве модификаций, от ортодоксально-классических до самых смелых. В это направление входят такие теории и школы, как аналитическая психология Карла Густава Юнга, индивидуальная психология Альфреда Адлера, эго-психология Анны Фрейд, теория объектных отношений Мелани Кляйн, сэлф-психология Хайнца Когута, структурный психоанализ Жака Лакана, гуманистический психоанализ Эриха Фромма, психосинтез Роберто Ассаджоли, самоанализ Карен Хорни, краткосрочная психодинамическая терапия Франца Александера, интерперсональная теория Гарри Салливана.

Таким образом, под психоаналитической моделью психологической помощи понимаются различные формы помощи, базирующиеся на основных положениях психоаналитического учения и соответственно акцентирующие внимание на влиянии прошлого опыта (психотравм, аффектов, фантазий, поступков и т.п.), формировании определенной манеры поведения (психологических защит, искажений восприятия партнеров по общению, межличностному взаимодействию), которая приобрела повторяемость и, таким образом, воздействует на актуальное физическое, социальное и психическое благополучие человека.

Бихевиоральный подход (поведенческий). Поведенческое направление психологической помощи ведет свое непосредственное начало от работ Джосефе Вольпе и Арнольда Лазаруса сер. 50-х–нач. 60-х гг. ХХ в., хотя корни его уходят в бихевиоризм Джона Уотсона и Эдуарда Ли Торндайка, а в целом, история обусловливания поведения восходит к работам Уильяма Бэлла и Ивана Михайловича Сеченова. Именно И.М. Сеченову принадлежит идея рефлекторной дуги с тремя компонентами (сенсорный вход, процесс передачи первичного возбуждения и эффектный выход), действие которой было положено в основу функционирования психики. После классических экспериментов Ивана Петровича Павлова, использовавшего сеченовскую модель, а также работ Владимира Михайловича Бехтерева по рефлексологии, появилась книга Джона Уотсона «Поведение. Введение в сравнительную психологию» (1914), которая явилась первой попыткой представить психологию в терминах бихевиоризма.

В настоящее время в бихевиоральном направлении психологической помощи сосуществуют три основные тенденции: классическое обусловливание, оперантное обусловливание и мультимодальное программирование.

Основой бихевириального направления психологической помощи является изменение поведения от той модели, которая не помогала справиться с психологической проблемой (а возможно, и порождала их), к модели поведения или отдельным поведенческим умениям и навыкам, способным вывести человека из фрустрационного тупика. Клиент с помощью психолога находит эти модели поведения и отрабатывает их настолько, чтобы они могли успешно выполнить адаптационную (приспособительную) роль в тех ситуациях, которые ранее порождали психологические проблемы.

Когнитивный подход к оказанию психологической помощи, как самостоятельный метод сформировалась в 60-е годы ХХ в. Этот подход связан с развитием когнитивной психологии как реакции на бихевиоризм (с акцентом на поведении) и гештальт-психологию (с акцентом на эмоциях).

В самые последние годы когнитивное направление объединило в себе три подхода: рационально-эмотивную терапию (РЭТ) Альберта Эллиса, когнитивную терапию Аарона Бекаи реальностную терапию Уильяма Глассера.

Когнитивное направление психологической помощи основное внимание уделяет познавательным структурам психики и делает упор на личность, личностные конструкты и, в целом, на логические способности. Это направление психологической помощи наиболее показано людям со способностью к самонаблюдению и анализу своих мыслей. Оно предполагает взаимное сотрудничество психолога и клиента при отношениях между ними, близких к партнерским.

Экзистенциальный подход. К середине 50-х гг. XX в. противостояние между психотерапевтическими системами, основанными, с одной стороны, на психодинамических, а с другой – на поведенческих принципах, неизбежно привело к формированию «третьей силы», представляющей собой качественно новое видение природы человека. Это новое направление психологической помощи, возникшее в Европе и достаточно быстро распространившееся на территории американского континента, получило наименование экзистенциально-гуманистического подхода.

Экзистенциальная психология сделала принципиально новый шаг в отношении к человеку как к феномену. Шаг этот заключается в том, что до экзистенциального подхода психологи не имели дела с человеком как таковым, с человеческим «Я». Психодинамические, бихевиористские концепции все построены на изучении «механизмов», «поведения», «потребностей», «влечений», «мотивов», в которых теряется «Я». В экзистенциальной модели впервые появилось человеческое «Я» не как «Эго», а как личностное бытие, как жизненный мир. Вторым отличительным свойством экзистенциального подхода в психологической помощи является то, что он, в сущности, отверг тенденцию экспериментально-исследовательского отношения к «Я», позицию исследователя «над Я». Равноправность позиций психолога и клиента, обоюдная приверженность риску и ответственности при предоставлении другому права свободного выбора – в этом, безусловно, ясно прочитывается новый уровень отношения и к человеку, и к миру в целом.

Соответственно экзистенциальные методы в оказании психологической помощи связаны с психологической работой на онтологическом уровне (от греческого ontos — «бытие»), направленной на помощь клиентам в отстаивании и утверждении своего собственного, уникального модуса существования, несмотря на ограничения, которые накладывает жизнь, и в пределах этих ограничений.

Необходимо отметить, что европейские идеи экзистенциальной психотерапии были практически неизвестны американскому психотерапевтическому сообществу, пока Ролло Мэй не познакомил его с ними в книге «Экзистенциальная психология», имевшей большой резонанс. С точки зрения Р. Мэя, психически нормальный человек способен находить конструктивные пути для самовыражения. Для него характерен разрыв между тем, что он есть, и тем, чем он хочет быть, создающий творческое напряжение.

Идеи пересоздания жизненных смыслов, но уже в контексте некоторых религиозных положений, были развиты в логотерапии(от древнегр. Logos — смысл) Виктора Франкла. В. Франкл считал, что потеря смысла существования вызвала в западном обществе новый тип невроза — «ноогенный невроз».

Современный этап развития экзистенциальной модели психологической помощи характеризуется попытками строгих научных исследований тех областей человеческого бытия, которые поддаются эмпирическому изучению, а также систематизацией имеющихся методов психотерапевтического вмешательства. Его наиболее ярким представителем является Ирвин Ялом. В своей фундаментальной работе «Экзистенциальная психотерапия» И. Ялом дает следующее определение тому, о чем он пишет: «Экзистенциальная психотерапия – это динамический подход, фиксирующийся на базисных проблемах существования индивидуума». Такими проблемами (экзистенциальными факторами) он считает смерть, свободу, изоляцию и бессмысленность жизни.

Помимо этого, в 1950–1960-х гг. экзистенциальные тенденции нашли свое отражение в рамках экспериментальной пато- и социальной психологии (работы Г. Оллпорта, Г. Мюррея, Дж. Келли, А. Маслоу и др.), получив в дальнейшем наименование «гуманистической психологии».

Таким образом, в рамках экзистенциально-феноменологического подхода, служащего методологическим основанием гуманистической традиции акценты смещаются в сторону субъективных жизненных переживаний и рефлексивной осведомленности. Отсюда акцент в исследованиях на феноменологическом анализе жизненных переживаний и концептуализацию путей переживания мира.

Гуманистические направление психологической помощи стало квинтэссенцией многих влиятельных концепций человека в современной философии. Уже само название гуманистическая, т.е. человеческая, как бы подчеркивает противопоставление этого направления психологической помощи другим направлениям. Признавая достижения других моделей психологической помощи, представители гуманистического направления справедливо считают, что и психоаналитические, и бихевиористические и другие подходы недостаточно доверяют самому чело веку, навязывая ему определенные формы анализа и воздействия. В отличие от них представители гуманистической модели видят главные резервы в личности самого человека, в изначально заложенных в ней силах добра, психического здоровья и стремления к совершенствованию.

Поэтому свою главную задачу психологи-гуманисты видят в создании условий для раскрытия собственных резервов человеческой личности. При этом они не считают, что личность и общество находятся в конфликте. Напротив, по мнению гуманистов, в личности заложено стремление к объединению с себе подобными, потребность в любви, дружбе, сотрудничестве. Важно только раскрепостить эти тенденции и создать атмосферу защищенности и безопасности их естественного проявления.

Гуманистическая модель объединяет в себе несколько подходов: клиент-центрированный Карла Рэнсома Роджерса, гештальт-подход Фредерика Соломона Перлза, теория самоактуализации Абрахама Маслоу, жизнеизменяющая терапия Джеймса Фридерика Томаса Бьюдженталя.

Постмодернистское направление психологической помощи отличается повышенным интересом к многообразию и уникальности социального бытия личности, как объекта психологического анализа. В этой модели происходит прорыв в переосмыслении соотношения психологической науки и социального бытия личности и ее окружения.

Методологическим основанием постмодернистских моделей психологической помощи является социальный конструкционизм. Конструкционизм – это не столько новая концепция окружающего мира, в том числе устройства человека, сколько иной способ мышления о мире и человеке. Начало такого подхода было заложено в 1982 г. Кеннетом Гергеном в книге «К трансформации социального знания».

Постмодернизм придерживается коллегиальной, а не директивной позиции и мнения о том, что психологическая помощь не является вмешательством или видом лечения. Это скорее сотрудничество, когда обе стороны должны нести ответственность за ход процесса. Психологи способствуют изменению следующим образом: создание рабочего пространства, предоставление инструментов в виде идей, предложений и методик, которыми клиент может воспользоваться для выработки собственных решений.

Постмодернистское мировоззрение включает в себя ряд подходов: текстологический, номадологический, симуляционный, шизоаналитический, синергетический, нарративный и другие.