Основные теоретические конструкты психоаналитического подхода к пониманию психологической помощи

В начале рассмотрим понятийную структуру и основные особенности психоаналитической модели психологической помощи в классическом психоанализе (З. Фрейд).

С точки зрения классического психоанализа, человек – это природное существо, которым управляют влечения (непознаваемые мотивы, биологические потребности и инстинкты), а также специфические психосексуальные переживания, относящиеся к первым шести годам жизни. В то же время, подчиняясь инстинктам жизни, человек ими направляется к росту, развитию и творчеству (посредством стремления к удовольствию и избеганию боли).

Главной заслугой З. Фрейда считается то, что он ввел в науку понятие бессознательного, причем не как мистическую и не поддающуюся изучению и контролю категорию, а как сферу, изучаемую и управляемую не прямыми, а косвенными методами.

З. Фрейд условно подразделяет психику человека на сознание, предсознание и бессознательное и выделяет в структуре личности: Ид (Оно), Эго (Я) и Супер-Эго (Сверх-Я).Первая (нижняя) часть этой структуры (Ид) почти полностью бессознательная. Она состоит как из тех инстинктов и побуждений, которые никогда не осознавались, так и из тех, которые в силу их неприемлемости для данной личности оказались вытесненными из сознания, причем настолько прочно, словно их никогда в сознании и не было. Вторая (средняя) часть структуры личности (Эгоили Я) занимает промежуточное положение между полностью бессознательным и сверхсознательным. Эго – центральная часть личности как биологического и одновременно социального существа, контролирует и направляет произвольное поведение человека, примиряя биологические инстинкты и социальные требования. Третья (высшая) часть структуры личности (Супер-ЭгоилиСверх-Я) содержит морально-этические эталоны, позволяющие Эго оценивать свои поступки и намерения с точки зрения, «что такое хорошо и что такое плохо». Неприемлемые с точки зрения Супер-Эго, но истинные мотивы вытесняются в бессознательную или предсознательную сферу, но не исчезают полностью, а залегают там, как мины замедленного действия, всегда готовые начать свою разрушительную работу. Именно такое вытеснение или подавление неприемлемых, нежелательных с точки зрения Супер-Эго мотивов – один из краеугольных камней теории и практики классического психоанализа.

Эго сопротивляется осознанию истинных, вытесненных из сознания, мотивов, ставших настоящими причинами неврозов. Наиболее типичные пути такого самообмана, самозащиты сознания от «неприятной правды» выделены именно в психоанализе З. Фрейдом и систематизированы его дочерью Анной Фрейд. К наиболее важным защитным механизмам относятся: вытеснение; отрицание; проекция; реактивное формирование; замещение; сублимация; рационализация; регрессия; соматизация; идентификация и др.

В психоаналитической модели психологической помощи работают также с такими, выявленными З. Фрейдом комплексами, как комплекс Эдипа,основу которого составляет запретная любовь к собственной матери (у мальчиков) и ревность-ненависть к собственному отцу, и комплексом Электры,тоже взятым из мифологии, в котором считается, что в девочках заложена подсознательная запретная любовь к отцу и ревность к матери.

Другим известным положением классического психоанализа является фазы психосексуального развития. По З. Фрейду, человек проходит в своем психосексуальном развитии различные фазы (оральную, анальную, фаллическую, латентную и генитальную), которые во многом определяют особенности характера и его будущие психологические проблемы, в том числе неврозы. З. Фрейд считал, что ребенок может «застрять» на одной из фаз своего развития, «не дополучив необходимого удовлетворения» (ранний отрыв от груди или соски, осуждение удовольствия от сидения на горшке и т.п.), и эти «недополучения» сохранятся в его бессознательной сфере, будут мешать полноценному психическому развитию и наложат свой отпечаток на характер и на всю взрослую жизнь – от незначительных неврозов до самых серьезных психических отклонений.

Следующий ключевой феномен классического психоанализа, выделенный З.Фрейдом, широко известен как перенос. Переносом в аналитической психологии называется частный случай проекции. Это понятие используется при описании бессознательной эмоциональной связи, возникающей у клиента по отношению к психоаналитику и соответственно у аналитика в отношении к клиенту. Последнее обычно именуется контрпереносом. Под этим явлением подразумевается перенос своего от ношения или определенного комплекса по отношению к родителям или одному из них, а также модели их отношений друг с другом на психолога или того, кто в данном случае помогает выявить и решить психологические проблемы клиента (на научном или бытовом уровне). Т.е. этот перенос может быть распространен и на школьного психолога, и на педагога, и на любого человека, взявшего на себя сознательно (или по восприятию клиента) эту роль. Это отношение клиента нужно, с одной стороны, учитывать, с другой стороны – можно и нужно использовать.

Важным понятием в психоанализе является и такой феномен, как сопротивление, которое означает противодействие в ходе анализа превращению бессознательных процессов в сознательные. Сопротивление включает все те силы клиента, которые мешают свободному ассоциированию клиента, его попыткам вспомнить, достичь и принять инсайт, которые действуют против разумного Я клиента и его желания изменений. Сопротивление может быть сознательным или бессознательным, может выражаться в виде эмоций, установок, идей, импульсов, мыслей, фантазий или действий. Сопротивление является повторением тех защитных операций, которые клиент использовал в своей обычной прошлой жизни.

Теперь обратимся к аналитической психологии,автором которой является швейцарский психолог, психиатр и культуролог, теоретик и практик глубинной психологии Карл Юнг.К. Юнг первым ввел в психологию понятие «коллективное бессознательное», тогда как до него у З. Фрейда и у всех сторонников психоанализа речь всегда шла только об индивидуальном бессознательном. Коллективное бессознательное – это древнейшая психика, некоторая сущность, независимая от развития индивида, от его сознания. Оно включает национальные, расовые, общечеловеческие верования, мифы, предрассудки, а также некоторое наследство, которое человек получил от животных.

К. Юнг прочно ввел в теорию коллективного бессознательного понятие «архетипов» и выделил шесть основных архетипов: Персона, Эго, Тень, Анима и Анимус, Самость. Причем все эти типы одновременно живут в каждом из нас, занимая свое место и одновременно так или иначе взаимодействуя друг с другом, поддерживая или мешая, противореча друг другу.

Основоположником индивидуальной психологии является Альфред Адлер. В отличие от З. Фрейда, акцентировавшего роль бессознательного и сексуальности, как детерминант человеческого поведения, А. Адлер вводит в объяснение социальный фактор: характер человека складывается под воздействием его «жизненного стиля», т.е. сложившейся в детстве системы целенаправленных стремлений, в которой реализуется потребность в достижении превосходства, самоутверждении как компенсации «комплекса неполноценности» (А. Адлер первым вводит этот термин). Комплекс неполноценности не следует понимать, как нечто патологическое, указывающее на болезнь, т.к. органы и функции способны в какой-то мере заменять, компенсировать друг друга. Так, слабовидящий человек склонен больше прислушиваться. Слух у него компенсирует недостаток зрения. А. Адлер считает, что комплекс неполноценности есть у каждого человека. Это нормальное чувство, которое стимулирует стремление к личностному росту и определяет здоровое развитие индивида. Патологичным оно делается тогда, «когда в человеке побеждает чувство неадекватности, и это тормозит его полезную активность, делает его депрессивным и неспособным к развитию»[1]. Невроз и комплекс превосходства начинаются тогда, когда индивид пугается конкуренции, своей неспособности и ничего не делает, но обманывает себя и других.

Согласно А. Адлеру, неполноценность, ее компенсация и социальная среда — вот три переменные, результирующая сила воздействия которых приводит к формированию стремления к значимости и превосходству. Стремление к превосходству никогда не исчезает, и фактически, именно оно формирует разум и психику человека. Как говорил А. Адлер, жизнь — это достижение цели или формы, а стремление к превосходству — это движущая сила для достижения формы. Это своего рода поток, несущий вперед весь материал, который может найти. Именно тот неповторимый путь, каким вырабатывается способ самоутверждения, и составляет, по А. Адлеру, индивидуальность.

Основоположником психосинтеза является итальянский психиатр и психотерапевт Роберто Ассаджиоли, который справедливо считал, что если существует анализ (разложение на части), то существует и синтез (создание целого из частей). Для того чтобы найти причину дисгармонии, невроза, предпочтителен анализ. Для того чтобы создать гармонию, гомеостазис, предпочтителен синтез. Дисбаланс (психический дискомфорт) часто возникает потому, что наши психические процессы разрознены или даже противоречат друг другу. Р. Ассаджиоли считал, что в процессе психосинтеза нужно эти «части», эти разрозненные психические процессы, желания, стремления прежде осознать, а потом — объединить. Но не просто объединить, а объединить так, чтобы возникла гармония.

Р. Ассаджиоли создал свою теорию структуры личности. Структура личности, или «карта внутреннего мира», по Р. Ассаджиоли, состоит из низшего бессознательного, среднего бессознательного, высшего бессознательного, поля сознания, сознательного Я, высшего Я и коллективного бессознательного.

Эго-психология Анны Фрейд, является одним из направлений психоанализа, возникшее как реакция на ортодоксальный фрейдизм. В отличие от последнего, рассматривающего инстинкты, влечения как доминирующую часть личности, в эго-психологии считается, что Эго играет более важную и независимую роль, чем полагал З. Фрейд. Помимо борьбы с влечениями Эго регулирует взаимоотношения личности со средой, выступая как относительно автономное образование, имеющее собственные структурные характеристики и собственную систему защитных механизмов. При этом функции Эго прямо не зависят от влечений. Ключевое для психоанализа понятие «конфликт» в эго-психологии заменяется понятием «диалог» индивида со средой, который предполагает первоначальную автономию эго. Среда или социум рассматриваются в эго-психологии упрощенно, только как ближайшее окружение индивида, а сам процесс развития Эго сводится к адаптации.

Сэлф-психология появилась во второй половине ХХ в. как терапия, которая могла помочь людям, которые жаловались на внутреннюю пустоту, отсутствие жизненных ценностей, смысла жизни и т.п. Внешне такие люди могли казаться уверенными в себе, но внутренне находились в постоянном поиске подтверждений того факта, что их принимают, любят, ценят, т.е. испытывают внутренний конфликт. Хайнц Когут, основоположник сэлф-психологии, сформулировал новую теорию развития возможных нарушений и лечения Сэлф. Разработки Х. Когута способствовали общей переориентации на рассмотрение пациентов в терминах сэлф-структур, представлений о собственном «Я» (сэлф-репрезентаций), образов самого себя и того, как самоуважение становится зависимым от внутренних процессов. В итоге, психологи стали замечать, что даже у тех клиентов, которых нельзя было рассматривать как явно нарциссических, можно было наблюдать действие механизмов, направленных на поддержание самоуважения. Защита была переосмыслена не только как средство против тревоги, вызванной Ид, Эго и Суперэго, но также как способ поддержания позитивного чувства собственного «Я».

Эрих Фромм разработал концепцию гуманистического психоанализа, в которой сочетались элементы марксизма, психоанализа, экзистенциализма. В основе гуманистического психоанализа лежит идея об общественной обусловленности психики, о понимании человека в контексте социальных условий его существования. По мнению Э. Фромма, свобода человека объединяет негативную «свободу от» и позитивную «свободу для». Развитие человечества идет по пути увеличения «свободы от», что ведет к отчуждению, которое становится всеобъемлющим фактором человеческого существования, в результате он «утрачивает свою самость», обретает свободу, но лишается социальной защищенности. Так возникает механизм «бегства от свободы». В результате противоречия между «Я» и миром исчезают сознательный страх одиночества и бессилия. Однако цена, которую платит человек, велика – это потеря самого себя.

Э. Фромм – основоположник неофрейдизма, сторонники которого соединили психоанализ 3. Фрейда с американскими социологическими теориями. К числу наиболее известных представителей неофрейдизма относятся также Карен Хорни и Гарри Салливен. Названные ученые перенесли центр тяжести на исследование межличностных отношений. Они сделали это, стремясь ответить на вопросы о человеческом существовании, о том, как человек должен жить и что он должен делать.

Психоаналитическая модель психологической помощи представляет собой длительный процесс рабочего альянса аналитика и клиента. Фрейд предупреждал, что этот процесс может длиться от трех до пяти лет. Психоаналитические модели психологической помощи требуют длительного, скрупулезного освоения под руководством высококвалифицированных профессионалов.