О ПАРАДОКСАЛЬНОСТИ ПРЕДМЕТА ПСИХОЛОГИИ СЕКСУАЛЬНОСТИ

КАЩЕНКО, Евгений Александрович

Доктор социологических наук, профессор,

ученый секретарь Российского научного сексологического общества

 

Сегодня большинство исследователей, ученых, психологов и журналистов говорят много о психологии сексуальности. Но в определении предмета данной области научных знаний пока нет единого понимания, представления – при наличии большого числа школ, течений и направлений психологии (каждое со своим предметом!), занимающихся изучением сексуальности, это совсем немудрено. В какую группу попадает и что собой должна представлять «психология сексуальности»? Что изучает эта наука, что является ее предметом? И наука ли? Может быть, это междисциплинарная область знаний? Как правильнее квалифицировать – «психология сексуальности», «сексуальная психология» или «психологическая сексология»? Это вопросы, которые в последние десятилетия все чаще задаются не только сексологами и психологами. И, кажется, наступило время, когда они ждут конкретного ответа.

После появления почти ста лет назад «Очерков по психологии сексуальности» Фрейда в России не было опубликовано ни одной монографии под названием «Психология сексуальности», кроме учебных пособий. Те книжки, разделы сайтов и глянцевых журналов, которые появились в печати в последние годы с красивым заголовком «Психология сексуальности», не имеют ничего общего с собственно содержанием. Это просто способ выделиться на рекламном поле сексуальности.

 

Многозначность предмета «психология сексуальности»

В научном мире существует широкий спектр представлений о психологии как науки. Одни авторы уверяют в правильности именно своего подхода к определению предмета и объекта изучения. Другие до сих пор не могут определиться, что же является предметом психологии как научного знания.

Благодаря энциклопедиям и, конечно же, популярной Википедии, сегодня каждому школьнику известно, что в качестве предмета психологии рассматриваются как-то: душа, познание, явления сознания, непосредственный опыт субъекта, психическая деятельность, поведение, бессознательное, процессы переработки информации и результаты этих процессов, личный опыт человека и т.д. В зависимости от принадлежности или симпатии к определенной психологической школе, каждый человек принимает то, что ему ближе или запутывается в своих представлениях, смешивая все многообразие прочитанной и услышанной информации.

В России самое активное изучение психологии сексуальности человека нередко приписывают психоанализу, вспоминая З. Фрейда, и в первую очередь всплывают в памяти его «Очерки по психологии сексуальности». Однако там нет ответов на вопросы, поставленные в начале статьи.

Практически каждое направление психологии в какой-то мере исследует теоретические или практические аспекты, связанные с сексуальностью.

Среди ученых нашей страны никто не позиционирует себя специалистом в области психологии сексуальности как науки. Автору неизвестен психолог, который бы утверждал, что он является сексологом. Не известны и сексологи, которые обнаруживали бы отличные психологические знания. Большинство психоаналитиков продолжают начатое З. Фрейдом дело. Известные в России сексологи описывают сексуальные состояния, процессы, чувства с авторских позиций, не углубляясь в психологию явления. Медицинские сексологи смотрят на проблему с психотерапевтической точки зрения. Урологи, андрологии, гинекологи часто «забывают» о психической составляющей сексуальности. Большинство специалистов с советских времен под предметом психологии сексуальности чаще всего понимают хорошо знакомые каждому человеку по его собственному половому опыту «сексуальные ощущения, чувства, представления и мысли».

Казалось бы, в когорте сексологов должны быть люди, которые самым тесным образом окунулись в море психологии сексуальности, так как им приходится лечить людей с сексуальными расстройствами психогенного характера. В «Общей сексопатологии» Г. Васильченко естественным образом уделяется внимание клиническим и психотерапевтическим проблемам: рассмотрению психогений и психопатий, психотических состояний, психическому статусу сексологических больных, психической составляющей копулятивного цикла. В «Справочнике» по сексологии, написанном Г. Васильченко несколькими годами позже с соавторами,1 появляются несколько другие психологические вопросы, но также с оттенком медицинского аспекта: психосексуальное развитие, его этапы, психосексуальные реабилитация и ориентации, психические синдромы сексуальных расстройств.

К. Имелинский посвящает не одну страницу психофизиологии сексуальности и психосоциальным основам сексуальности. Но, как и большинство современников, он останавливается на психосексуальных расстройствах, психосоциальных факторах сексуальных дисфункций, психотерапии и ее видах, психохирургических операциях.

Популярностью в Интернете пользуется раздел «Психология сексуальности» из книги И.С. Кона «Введение в сексологию». К сожалению, автор просто знакомит читателя с некоторыми проблемами психологии сексуальности, и не затрагивает проблему предметно-объектной зависимости.

Приходится только сожалеть, что ни в научной и популярной, ни виртуальной и переводной литературе автором не зафиксировано ни одной статьи или монографии, где бы рассматривался предмет психологии сексуальности. Такая ситуация позволяет говорить тому же И. Кону, что психология сексуальности на сегодняшний день является междисциплинарной областью знаний, у которой по определению не может быть единой методологии.

С ним трудно не согласиться. Но внутреннее чувство, опыт подсказывают, что развитие науки, при котором «размываются» психосексуальные знания по течениям, школам и направлениям ведет к негативным последствиям для науки вообще и для сексологии в частности. Как ручьи сливаются в океан, так и здесь ничто не задерживается, а «водохранилище» не помешало бы.

Перевод на русский язык книги Р. Крукса и К. Баура «Сексуальность»2, которая выдержала 8 изданий, казалось бы, мог заполнить пробел с идентификацией психологии сексуальности, так как монография по оценкам специалистов видится как один из лучших учебников по ряду разделов психологии сексуальности. Но ее анализ только подтверждает выдвинутое предположение: в Европе и США психологию сексуальности только декларируют самостоятельной наукой или включают в разделы устоявшихся направлений психологии. Она выступает как междисциплинарная область знаний, используемых в помощь сексологии.

Видится оптимальным следующее решение: объединение под условной крышей – «психология сексуальности» – самостоятельного направления в области сексологии различной психосексуальной информации, методологических подходов, идей, сведений, фактов, практик. Это объединение позволит решить ряд задач:

– оптимизировать научные изыскания в различных направлениях психологии;

– концентрировать научные знания в области психологии сексуальности;

– улучшить психологическую помощь людям, страдающим сексуальными расстройствами психогенного характера;

– объединить разрозненные усилия психологов в достижении научно-познавательных целей;

– подготовить квалифицированные кадры, которые смогли бы эффективно решать задачи психологии сексуальности и многие другие.

 

Концептуальные взгляды на термин «сексуальность»

С 80-х годов прошлого века ведутся дискуссии о возможности и целенаправленности изменений традиционного подхода к сексуальности. При этом что только не подразумевается под данным понятием, так как человеческая сексуальность – чрезвычайно яркое явление, обусловленное объективными и субъективными аспектами, внутриличностными и внеличностными факторами, включающими совокупность биологических, психологических, социальных, культурных процессов, связанных с проявлением и удовлетворением половой функции.

Существует множество концепций сексуальности, при этом каждая из них отталкивается от собственной точки зрения на сущность явления. Между сторонниками этих подходов найти согласие так же трудно, как и представителям психологических направлений и школ в спорах о предмете своей науки, поэтому в исследованиях по сексуальности нет общепринятой концепции.

К. Имелинский замечает, что сущность сексуальности не может быть выражена в биологических и психологически-гедонистических категориях. Общественное ее происхождение в исторической эволюции и утилитарные функции сексуальности позволяют рассматривать ее в рамках различных категорий ценностей. Например, витальная ценность сексуальности проявляется в необходимости сохранения здоровья, культурная ценность обусловлена историческими традициями, моральная – соответствием сексуальности этическим и правовым системам, личностная – связана с представлением человека о самом себе.

Получается, несмотря на обилие трюизмов и постоянный интерес к сексуальности, несмотря на изобилие дефиниций почтенных ученых, предмет ее до сих пор не определен! Если такая ситуация имеет место в теории сексологии как межотраслевой области знаний, то что же говорить о психологии сексуальности?

И в этой связи исключительно важно осознать относительную автономность психологии сексуальности (как это имеет место в отношении конкретной еды на ужин и питания вообще), принять ее относительную независимость в рамках сексологии (как струнные инструменты в симфоническом оркестре) и в таком случае было бы возможно ответить на вопрос: есть ли предмет психологии сексуальности и в чем он состоит?