рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Психология сексуальности

Психология сексуальности - раздел Психология,   Оглавление* От Г...

 

ОГЛАВЛЕНИЕ*

От главного редактора

Л.М. ЩЕГЛОВ (Санкт-Петербург) О вечном

Вызовы эпохи. Мужское и женское

С.Т. АГАРКОВ Двадцать лет сексуальной революции в России

В.М. РОЗИН Сексуальная революция. На переломе веков

Психология сексуальности

Е.А. КАЩЕНКО О парадоксальности предмета психологии сексуальности

А.Н. КОТЕНЕВА Сексуальное влечение. Зависимость от погодных услових

Секс и эрос

М.Н. ЭПШТЕЙН (США) Введение в эротологию

Л.М. ЩЕГЛОВ (Санкт-Петербург) Зеркало Эроса

 

Природа любви

И.Л. АНДРЕЕВ Инициации. Африканские ритуалы

А.В. НИКОЛЬСКАЯ Бегство от любви. Человек и домашние животные

 

Психосоциальный мир

М.А. БЕЛЯЕВА (Екатеринбург) Вне власти культуры. Сексуальной и репродуктивной

Сексуальное образование в России

А.В. АТЕМАСОВ Половой вопрос. Постановка проблемы

Памяти ИГОРЯ КОНА

На заметку

Презентация Л.М. Щеглов. Основы сексологии: монография. – СПб.: изд-ль Грошев А.М., 2010.… С.Т. Агарков, Е.А. Кащенко. Сексуальность в цивилизации: от пещер до небоскребов (Социогенез сексуальности). Учебное…

Информация

С.Т. Агарков Какие центры сексуального здоровья нужны сегодня?

А.Н. Котенева Интимная гармония (о Центре сексуального здоровья профессора С.Т. Агаркова)

Реклама

Над номером работали:

О ВЕЧНОМ

Любовные переживания и лабиринты секса всегда интересовали человека. Мир секса взращен причудливыми и полузабытыми переплетениями ранних детских… Секс одновременно направлен в Настоящее, где ожидается радость и наслаждение,… Тайные механизмы и превратности секса, особенности, трудности и проблемы интимной жизни, нормальные и отклоняющиеся…

ДВАДЦАТЬ ЛЕТ СЕКСУАЛЬНОЙ РЕВОЛЮЦИИ В РОССИИ

АГАРКОВ, Сергей Тихонович Доктор медицинских наук, профессор, член-корреспондент Международной академии…

СексуальнАЯ революциЯ.

НА ПЕРЕломе ВЕКОВ

РОЗИН, Вадим Маркович

Доктор философских наук, ведущий научный сотрудник,

Институт философии РАН

В прошлом веке еще шли дискуссии ‒ не является ли секс разновидностью любви? Сегодня же стало очевидным их полное расхождение. Секс больше не прикрывается любовным флером, а откровенно заявляет: да, моей целью является только наслаждение, да, я товар, и как товар никому ничего не должен, и, право, смешно предъявлять ко мне моральные требования...

Если мы вспомним практически легализованную в журналах и особенно в Интернете порнографию (не только «мягкую», но и «жесткую»)1, реабилитацию мастурбации2, операции по смене пола, нашествие в иллюстрированных журналах и кино обнаженных женщин и мужчин, постельных сцен и сцен сексуального насилия, раннюю половую жизнь наших детей, невообразимую раньше свободу половой жизни («Кама Сутра» может отдыхать), быстро исчезающие в этой области нравственные и моральные запреты, то у нас уже не будет сомнений в том, что сексуальная революция состоялась, и мы все ‒ ее участники.

В истории европейской цивилизации можно указать две важные вехи: первая ‒ становление в античной культуре личности, т.е. человека, переходящего к самостоятельному поведению, пытающегося самостоятельно выстраивать свою жизнь и в связи с этим по-новому понимающего любовь, и второе, новоевропейское, понимание любви и человека.

Платон, осмысляя новое ощущение любви, отверг родовое, традиционное ее понимание как действие богов и страсть, а взамен предложил другое, ориентированное на складывающуюся античную личность. Любовь, по Платону, ‒ это, прежде всего, разумная деятельность, поиск своей половины, «вынашивание духовных плодов», т.е. прекрасного, блага и бессмертия. Идеалом Платона была любовь-дружба, подчинение любви общей задаче спасения человека, выдвижение на первый план не чувственности и удовольствий, а духовной работы. Для решения этих задач (именно задач, ведь нужно было перейти к совершенно новому образу жизни) совсем не подходила античная женщина, скованная традициями, поэтому Платон идеальным партнером в любви объявляет «прекрасного юношу». Кроме того, по его убеждению, настоящей любви противопоказаны брак и семья, где опять же указанные задачи решить невозможно.

Приняв общую концепцию Платона, античные философы согласились не со всеми ее положениями. Например, Плутарх утверждает, что лучше платоническую любовь реализовать в рамках семьи и по отношению к своей супруге, а не к прекрасному юноше. А в Средние века в практике «куртуазной любви» были восстановлены и права чувственной стороны любви, ее плодами теперь считались не только страдания и мечты, но и телесное наслаждение (поцелуи и ласки), даримое «прекрасной дамой».

В Новое время в рамках романтической любви все эти идеи сошлись вместе, но противоречия между ними сохранились. Как ориентированная на личность и ее идеалы (платоновский ‒ только один из них) любовь противостоит родовой жизни и традициям, противостоит половой гигиене, семье и браку. Как источник наслаждения она разрушает идеализацию в любви и ее духовное начало. Вероятно, поэтому Георг Зиммель считает, что подлинная любовь трагична именно потому, что выходит из жизни и связана с ней разными связями (например, чувственностью) и одновременно обособляется от нее3. [i]

Думаю, в самом начале ХХ столетия Зиммель (умер в 1918 г.) еще недостаточно понимал трагичность любви. Развитие событий в ХХ в. показало, что подлинная любовь входит в противоречие не только с обычной жизнью социального индивида, нуждающегося в ласке, чувственных отношениях, общении, семье, не только с потребностями и возможностями другой личности, которую он полюбил, но во многом и с самим временем культуры, культивирующим секс, удовольствия, права личности, временем, вторгшимся в форме массового искусства в семью и в саму душу современного человека.

Действительно, читая хорошие современные романы о любви (Токаревой, Улицкой, Щербаковой, Кундеры и др.), поражаешься тому, что их герои, полюбив, оказываются или разорванными как личности между чувствами родственности, сексуальности, любви или несчастными. В то же время как можно быть целостным и счастливым, если современную любовь разрушают могущественные силы? Любовь разрушает личность, которая ставит свои права и свободы выше «требований» совместного общения и жизни. И это личность, которой любовь обязана всем! Ведь любовь, как убедительно показал Платон, – это, прежде всего, путь личности.

Любовь разрушают секс и эротика, которые ловко мимикрируют под любовь. В эротике и сексе любовь используется как средство для извлечения наслаждения и усиления эстетических переживаний, что лишает любовь энергии и делает ее пустой.

Любовь разрушает современная массовая культура, бесцеремонно вошедшая в каждый дом. С помощью телевизора и книг определенного содержания мы проникли в апартаменты, где прекрасные женщины и мужчины на наших глазах занимаются любовью, и наоборот, они вошли к нам в спальню и живут вместе с нами. Но можем ли мы выдержать конкуренцию с мужчинами и женщинами, сошедшими прямо с рекламных страниц и подиумов, умопомрачительно одетых, свободных от всех забот?

Любовь, как известно, разрушает и сама логика любви: утрата в любви свежих впечатлений (новизны), узнавание любимого (любимой), который редко укладывается в нарисованный нашим воображением образ, невозможность все время повторять праздник любви.

Наконец, любовь по-прежнему разрушает быт, несовпадение любящих личностей, невозможность реализовать себя в любви.

Другими словами, мы перешли к характеристике второй вехи ‒ новоевропейскому мироощущению, в рамках которого происходит не только обособление любви и секса, но и, начиная с двух последних веков, конституирование и размножение разных форм сексуальной жизни. Спрашивается, почему идут эти процессы? Не потому ли, что новоевропейский человек считает себя «вторым богом» (Николай Кузанский), способным творить не только желаемые вещи (Леонардо да Винчи), но самого себя (Пико делла Мирандола)? Не потому ли, что рыночные отношения постепенно разрушили традиционные социальные общности и сделали товар главной ценностью жизни?Не потому ли, что инженерный подход ко всему, в том числе и к человеку, стал основным? То есть убеждение, что, с одной стороны, человек подчиняется законам природы, которые, например, изучает психология и другие антропологические науки, а с другой ‒ что человек есть демиург (инженер) в отношении самогосебя. В последнем качестве он может использовать свою природу, в частности, свое тело, половое влечение, эмоции и пр. для своей пользы, например, для извлечения максимальных наслаждений.Учтем также, что многие наши современники согласны с лозунгом Ф. Ницше «Бог умер». Ничего, кроме природы, считают они, не существует, и жить надо в соответствии с рациональными отношениями, поскольку на их основе сложились рынок и либеральные институты, составляющие ядро нашей социальности.

Здесь я так и слышу возражение: разве секс – это производная социального состояния, разве это не биологический феномен, мало зависящий от культуры и времени? На это можно ответить только одно: человек – это не только биологическая особь, но и психическое и духовное существо, и личность и все его биологические действия протекают не так, как у животных, они включены в указанные целостности.

Рассмотрим такой феномен, как влюбленность. Известно, что когда человек влюблен, он чувствует, видит, слышит все иначе, особенно по отношению к объекту своей влюбленности. Разве это только биологическое состояние? Безусловно, во влюбленность вносит вклад половое влечение. Более того, Фрейд утверждал, что сексуальность целиком основана на половом влечении (энергии либидо). С этим, однако, трудно согласиться. Да, естественной, природной, т.е. биологической основой сексуальности является половое влечение, но культурная основа не сводится только к нему. Например, Платон указал на работу глаза (созерцающего прекрасное тело, прекрасное вообще), работу воображения, мысли, на воспитание и общение (все это позволяет человеку стать совершенным). Куртуазная любовь связала сексуальность с любованием лицом любимой, со страданием, томлением, ожиданием, бурным воображением. Христианская любовь ввела в сексуальность греховность и запрет. Романтическая ‒ идеализацию.

Встает и такой вопрос: может ли существовать любовное поведение, вовсе оторванное от полового влечения? Вероятно, да, и культура постоянно демонстрирует нам этот феномен. Всего два примера: любовная культура арапешей и любовь-жалость русской женщины, о которой писал Георгий Гачев. Так как будущие жены арапешей (племя Манус в Новой Гвинее) воспитываются в семье будущего мужа, в частности и самим будущим мужем, судя по всему, они впоследствии практически не испытывают полового влечения к своему супругу. «Женщины арапешей, – пишет М. Мид, – не получают в половом общении даже простой релаксации и описывали свои ощущения после полового акта как некую неопределенную теплоту и чувство облегчения»4. [ii] Естественно, по другим причинам любят своих мужей, но не испытывают к ним полового влечения некоторые русские (да и не только русские) женщины.

Но и половое влечение не обязательно реализуется в рамках любовного поведения. Когда оно только созревает, то не реализуется нигде; отсюда беспокойство подростка, обнаружившего в себе непонятные силы и напряжения. Половое влечение может быть реализовано не только в любовном поведении, но и в других типах поведения, одни из которых просто снимают напряжение и дают разрядку, а другие несут и удовлетворение (наслаждение). Речь идет, например, о мастурбации или о сексе в том случае, когда партнеры не вкладывают в соитие и не извлекают из «любви» никаких чувств, кроме телесных наслаждений. В принципе, половое влечение может быть реализовано в любом поведении, даже таком, как садизм или убийство.

Любовное поведение может быть весьма различным, любовное поведение и половое влечение весьма не сходны. Половое влечение есть биологический периодический процесс, имеющий свое начало и конец, сопровождающийся концентрацией энергии и ее разрядкой, а также рядом более или менее приятных ощущений. Любовное же поведение в той или иной степени затрагивает человека целиком, предполагает моменты общения, воображения, мышления: оно связано с кристаллизацией довольно сложных желаний ‒ видеть, общаться, любить, находиться вместе, жить с любимым (любимой) и т.п. В общем виде можно говорить, что любовное поведение не процессуально, точнее, что оно содержит в себе много разных процессов; это именно поведение, жизнедеятельность, реализация разных по природе психических структур. Даже телесная подоснова у них не одна: помимо собственно полового влечения любовь предполагает работу почти всех телесных компонентов человека. Уже в архаической модели (где брачные отношения отождествлялись с охотой) любовное поведение черпало силы не только из полового влечения, но также из ритуалов (сакральные пляски, пение и т.д.), направленных на поддержание жизни племени. В античной любви-страсти Афродита и Эрот были вполне равноправными партнерами. Платоническая любовь подключалась к почти бесконечному источнику энергии, сил – работе мышления, воображения, очищения (делания) себя; это, как мы уже отмечали, привело к смене гештальта телесности, им вместо женщины стал прекрасный юноша5. [iii] В куртуазной любви на женщину падал божественный свет Мадонны, и мужчина любил их обеих. Короче, любовное поведение всегда, во всех культурах телесно основывается не только на половом влечении.

Современная наука показывает, что человек – это кентавр, в котором можно различить биологическое существо (организм) и личность (человек как семиотическое, психическое и духовное существо). Половое влечение и секс можно отнести к биологическому плану, но только как полюс идеализации, поскольку в кентавре биологическое существо преображено личностью, а личность «живет» на субстрате биологии. Если мыслить функционально, то можно говорить о четырех основных для нашей культуры функциях полового влечения и секса: репродуктивной (как условия рождения детей), гедонистической (секс как источник наслаждения), гигиенической (секс как условие психического здоровья) и поведенческой (секс как условие любовного общения).

В 20-х годах прошлого столетия Н. Бердяев писал: «Мы живем в эпоху, аналогичную гибели античного мира... Индивидуализм, атомизация общества, безудержная похоть жизни, неограниченный рост народонаселения и неограниченный рост потребностей, упадок веры, ослабление духовной жизни – все это привело к созданию индустриально-капиталистической системы, которая изменила весь характер человеческой жизни, весь стиль ее, оторвав жизнь человеческую от ритма природы. Машина, техника, та власть, которую она с собой приносит, та быстрота движения, которую она порождает, создают химеры и фантазии, направляют жизнь человеческую к фикциям, которые производят впечатление наиреальных реальностей. Повсюду раскрывается дурная бесконечность, не знающая завершения»6. [iv]

К сожалению, и сегодня, через сто лет слова Бердяева не потеряли своей актуальности. Более того, указанная тенденция только углубляется и расширяется, так что в настоящее время уже можно говорить о настоящей гуманитарной катастрофе, охватившей весь цивилизованный мир. Надо признать, что сексуальная революция внесла в эту катастрофу существенный вклад. Тем не менее, в этой области любви и сексуальности многое зависит не только от трендов цивилизации, но и от нас самих.

Да и не стоит, с моей точки зрения, подверстывать секс и любовь к социальным задачам расширения свободы личности. Скорее нужно решать другие задачи: подчинить любовь и секс осмысленному жизненному пути человека и работать над тем, чтобы свобода не разрушала все на своем пути, подобно пушке на палубе корабля, оторвавшейся во время бури, а способствовала именно жизни, помогая человеку оставаться человеком.

 


ПРИМЕЧАНИЯ

1 При опросе читателей журнала «Psychology today» (США) в 1981 г. 92% мужчин и 72% женщин ответили, что пользуются порнографией для полового возбуждения (Порнография: http://sexopedia.ru/articles/pornografija/)

2 В XIX веке представления о вреде мастурбации были общепринятыми как в медицине, так и в обществе в целом. Медики (включая пионеров сексологии) считали, что мастурбация влечет формирование сексуальных девиаций и моральных отклонений, а также психических расстройств. Родители усиленно наблюдали за детьми, стараясь не допустить вредных мастурбаторных проявлений…

Отношение к мастурбации стало меняться лишь в начале XX века. В 1897 г. Генри Хэвлок Эллис в своей основополагающей работе «Исследование психологии половых отношений» (Studies in the Psychology of Sex) подверг сомнению положения Тиссо, перечислив знаменитостей того времени, которые занимались мастурбацией, и на основе более новых исследований опроверг утверждения о том, что мастурбация способна вызывать болезни, указанные Тиссо… В 1922 году австрийский психоаналитик Вильгельм Райх в эссе «О конкретных видах мастурбации» сделал попытку выделить здоровые и нездоровые формы мастурбации; при этом он пытался связать используемые способы мастурбации со степенью влечения к противоположному полу и наличием психосексуальных патологий... Позднейшие социологические и сексологические исследования подтвердили широкую распространенность мастурбации и отсутствие каких-либо серьезных негативных последствий умеренной мастурбации».

Таким образом, если мастурбация умеренная и здоровая, то заниматься ею полезно, в противном случае, вероятно, вредно. Однако где проходит граница между хорошей мастурбацией и плохой, и в состоянии ли сам молодой человек, заполняющий этими удовольствиями пустоту душевной жизни, остановиться на этой границе? (http://ru.wikipedia.org/wiki/Мастурбация)

3См.: Зиммель Г. Фрагмент о любви // Зиммель Г. Избр. Т. 2. Созерцание жизни. – М., 1996. – С. 211.

4 Мид М. Культура и мир. – М., 1988. – С. 298.

5 Розин В.М. Любовь в зеркалах философии, науки и литературы. – М., 2006

6 Бердяев Н.А. Новое средневековье (размышление о судьбе России и Европы) // Вестник высшей школы. 1991. № 3. – С. 100.

 

 

Психология сексуальности

 

О ПАРАДОКСАЛЬНОСТИ ПРЕДМЕТА ПСИХОЛОГИИ СЕКСУАЛЬНОСТИ

КАЩЕНКО, Евгений Александрович Доктор социологических наук, профессор,

Современный подход к предмету психологии сексуальности

Сторонники этого подхода видят динамичные изменения физиологии и психики человека под влиянием социокультурных факторов в процессе онтогенеза его… Триединство: социогенез, психогенез и социогенез, – в процессе сексуального… Преимущества такого взгляда в том, что он может не только объединить под своей эгидой представителей большинства…

Ergo

Психология сексуальности – одно из направлений сексологии как междисциплинарной области знаний. Она впитывает в себя знания множества наук, но до сегодняшнего дня не воспринимается как завершенное теоретическое знание. Термин, который может стать самостоятельной научной категорией и предметом изучения психологии сексуальности – «психосексуальная активность», под которой подразумевается все то, что в психике человека обусловлено сексом или связано с ним.

Исследования в области психологии сексуальности в настоящее время чаще носят прикладной, а не теоретико-методологический характер в силу неоднозначности толкования предмета данной составляющей сексологии. Поэтому психология сексуальности на настоящем этапе своего развития относится к прикладным направлениям психологии.

Сложившаяся в России ситуация с психологией сексуальности требует к себе пристального государственного и общественного внимания: создание учебников и учебных пособий, появление преподавателей высшей школы, образование магистратуры и в конечном итоге специальности психолог-сексолог (психолог-консультант в области сексологии, психосексолог), по которой была бы возможна защита кандидатских и докторских диссертаций.

Все эти рассуждения приводятся с целью показать сложность выделения узкого предмета психологии сексуальности – с одной стороны, и сложность привлечения психологов для работы в области сексологии – с другой. Автор стремился также предоставить почву для размышлений тем, кто сможет решить задачу: найти оптимальный предмет психологии сексуальности.

 

 

ПРИМЕЧАНИЯ

1 См.: Сексопатология. Справочник / Васильченко Г.С, Агаркова Т.Е., Агарков С.Т. и др. / под ред. Г.С. Васильченко. – М.: Медицина, 1990.

2 См.: Крукс Р., Баур К. Сексуальность. – СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2005.

 

СЕКСУАЛЬНОЕ ВЛЕЧЕНИЕ.

ЗАВИСИМОСТЬ ОТ ПОГОДНЫХ УСЛОВИЙ

КОТЕНЕВА, Анна Николаевна Психолог, Российское научное сексологическое общество www.sexology.ru

ВВЕДЕНИЕ В ЭРОТОЛОГИЮ

ЭПШТЕЙН, Михаил Наумович

Профессор теории культуры и русской словесности, университет Эмори (Атланта, США)

Древняя эротология, т.е. теория и практика любви, не ставила своей целью исследовать сексуальность. Только с развитием целого комплекса биологических и социальных наук, после преодоления сопротивления церкви и сексологического ханжества, возникли предпосылки к объективному изучению сексуальности... Последние исследования в генетике, эндокринологии, нейрофизиологии, эмбриологии, эволюционной биологии, гинекологии и других дисциплинах позволили значительно обогатить и расширить познания в области дифференциации и взаимоотношения полов, проявления человеческой сексуальности»1.

В отличие от сексологии, которая утвердилась как наука в конце XIX – начале ХХ века (в трудах Рихарда фон Крафта-Эбинга, Хэвлока Эллиса, Зигмунда Фрейда и др.), у эротологии еще нет самостоятельного научного статуса. Термин этот употребляется редко и нерегулярно. Чаще всего эротологией называют старинные пособия по технике сексуальных отношений. Индийская эротология – «Камасутра», персидская – «Ветка персика», античная – «Ars Amatoria» Овидия... Иными словами, эротология – это «наука страсти нежной, которую воспел Назон» и которой увлекался пушкинский Онегин, пока не пресытился ею. В таком понимании эротология – это не наука о половых взаимоотношениях, а искусство таких отношений в форме дидактических описаний и практических инструкций.

Эротология – это как бы древний, «донаучный» этап развития сексологии, когда она развивалась в формах: а) интуитивно-описательных, б) наивно-назидательных и в) художественно-повествовательных.

В новейшем американском «Полном словаре сексологии» термину «эротология» вообще не находится места. Зато сексология трактуется как междисциплинарная наука о сексе, включающая медицинские, физиологические, исторические, юридические, религиозные, литературные аспекты2. Получается, что сексология как бы поглощает и отменяет эротологию как свое наивное, полумифическое предварение. Действительно, древняя эротология не «исследовала сексуальность» нейрофизиологическими, генетическими, эволюционными и прочими методами, которыми вооружена современная сексология. Но это именно разница методов, а не стадий развития. Сексология, какой она выступила в начале ХХ века и установилась к его концу, – это естественнонаучная дисциплина, близкая к медицине и лежащая на биологическом основании. Не случайно, как отмечается в том же справочнике, «первыми начали систематическое изучение половой жизни врачи, причем начали не с нормальных, а патологических форм».

Сексология с самого начала руководствовалась медицинскими интересами и была направлена на изучение и исцеление болезней и нарушений в развитии сексуальности.

Эротология, напротив, обращалась к норме, к удовольствию и желанию, к творческим, радостным проявлениям эроса. Норма могла трактоваться как угодно широко, включая и то, что позднее, в Средние века, стало считаться отклонением, извращением, дьявольской похотью. Но важно, что мифопоэтически вдохновляемая эротология, в отличие от медицински ориентированной сексологии, исходит из презумпции здоровья, а не болезни в изучаемых явлениях половой жизни.

Еще одна существенная разница.

Как часть широкого комплекса биологических дисциплин, сексология изучает и половую активность животных. Между тем эротология – это гуманитарная дисциплина, которая изучает не сексуальные отношения, а любовь и ревность, желание и наслаждение, соблазн и запрет, страсть и игру как формы человеческого бытия и межличностных отношений.

Разница между сексологией и эротологией – это разница не стадий, а типов науки, разница естествознания и человековедения.

Сексология изучает биологическую, физиологическую и психофизиологическую природу сексуального инстинкта, тогда как эротология – духовно-телесную природу, психокультурную проблематику и условно-знаковые формы любовных отношений. Сексология вписывается в ряд биологических дисциплин, а эротология соседствует и сотрудничает с философией, этикой, эстетикой, психологией, лингвистикой, семиотикой, теорией искусства и другими гуманитарными дисциплинами. Древние трактаты по «искусству любви», как правило, содержат в себе зачаточные элементы и сексологии, и эротологии, которые потом постепенно дифференцируются на протяжении веков. В этих трактатах есть физиологические наблюдения и практические наставления, близкие к медицине, – и одновременно поэтическое и философское постижение человеческой природы, феноменология влечения и наслаждения.

 

Секс и эрос. Хотеть и желать

По известному замечанию Жака Лакана, невозможно раздеть женщину. Раздеть – в смысле достичь «начальной» и «чистой» наготы. Раздетость – это минус… Таким образом, имеет смысл различать сексуальность и эротику как половую…  

ЗЕРКАЛО ЭРОСА

ЩЕГЛОВ, Лев Моисеевич

ИНИЦИАЦИИ. АФРИКАНСКИЕ РИТУАЛЫ

АНДРЕЕВ, Игорь Леонидович Доктор философских наук, главный научный сотрудник, Институт философии РАН

Сквозь кровь и слезы, чтоб предков ублажить

Процедура инициации объединяет в себе знаковую половую идентификацию индивида путем искусственного удаления из гениталий физиологических реликтов… В наши дни обычай инициации распространен во многих странах африканского… Всемирная медицинская Ассамблея (Будапешт, 1993) приняла специальное Положение об увечьях женских гениталий (УЖГ). В…

Главное – выжить!

В условиях антисанитарии, разгула СПИДа и появления лихорадки Эбола это бессмысленное варварство, наверное, самое тяжкое из неоднозначного наследия… К слову, гибель во время подготовки к инициации и самой процедуры считается… Местной интеллигенции предстоит решить головоломную задачу вылущивания из старинных обрядов и ритуалов изуверских…

БЕГСТВО ОТ ЛюбВИ.

ЧЕЛОВЕК И домашниЕ животные

Никольская, Анастасия Всеволодовна Кандидат психологических наук, факультет психологии, МГУ им. М.В. Ломоносова

ВНЕ ВЛАСТИ КУЛЬТУРЫ. СЕКСУАЛЬНОЙ И РЕПРОДУКТИВНОЙ

БЕЛЯЕВА, Мария Алексеевна Кандидат педагогических наук, Уральский государственный педагогический университет (г. Екатеринбург)

ПОЛОВОЙ ВОПРОС.

Постановка проблемы

(1928 – 2011)

ОПРЕДЕЛЕНИЯ ПРОФЕССИЙ В СЕКСОЛОГИИ

ЖАРКОВ, Юрий Николаевич Психиатр, сексолог, действительный член Российского научного сексологического общества, действительный член Всемирной…

Принятой Генеральной ассамблее WAS 17 февраля 2007.

Понятие «пол» отражает спектр биологических характеристик, которые определяют человека как женщину или как мужчину. Они не взаимоисключают друг… Сексуальность является центральным аспектом человеческого бытия на протяжении… Сексуальность зависит от взаимодействия биологических, психологических, социальных, экономических, политических,…

Науки о поведении

Сексолог-психотерапевт: человек с признанной профессиональной квалификацией в поведенческих или клинических науках, специально подготовленный, в…  

Клинические науки

Врач-специалист по сексуальному здоровью: человек, имеющий официально признанную медицинскую квалификацию, и специально подготовленный для оказания… Хирург-специалист по сексуальному здоровью: человек с признанной медицинской…  

Образование и педагогические науки

Педагог-сексолог: человек с признанной профессиональной квалификацией в сфере образования, подготовленный к сексологической практике, в частности, к предоставлению услуг по сексуальному образованию детям, подросткам, родителям, и лицам с особыми потребностями.

 

Научные исследования

 

Социология и культура

Антрополог-сексолог: человек с признанным дипломом в области антропологии и специально подготовленный к сексологической практике, в частности, к проведению антропологических исследований.

Социолог-сексолог: человек с признанным дипломом в социологии и подготовленный к практике в сфере сексологии, в частности, к проведению социальных и культурных исследований.

 

Определения приняты на Генеральной ассамблее WAS

http://www.worldsexology.org/sites/default/files/DEFINITIONS-OF-SPECIALTIES.pdf Перевод Ю.Н. Жаркова

Л.М. Щеглов. Основы сексологии: монография. – СПб.: изд-ль Грошев А.М., 2010. – 336 с.

Сексология (а тем более сексопатология) базируется на медицинских и психологических знаниях. Однако становится все более понятным, что… Известно, что для человека самым интересным в жизни является сам человек, его… В 14 главах даются ответы на вопросы, с которыми наиболее часто сталкиваются и маститые и молодые специалисты в своей…

С.Т. Агарков, Е.А. Кащенко. Сексуальность в цивилизации: от пещер до небоскребов (Социогенез сексуальности) / Учебное пособие к курсу «Психологическое консультирование в сексологии». – М.: РНСО, 2010. – 490 с.

 

Явления социокультурной сексологии всегда привлекали внимание представителей различных гуманитарных и социально-научных дисциплин.

У человека, столкнувшегося с обилием разносторонней информации по половым вопросам, возникает необходимость в оценке и классификации этих знаний. Книга посвящена исследованию социогенеза сексуальности. В ней представлен систематизированный материал ее социокультурных аспектов. Впервые прописаны основные стратегии сексуальности.

Курс лекций особенно актуален для тех, кто собирается получить специальное образование в области сексологии и тем, кому не безразличны вопросы половой социализации и морали, сексуальной лексики, истории, детерминации сексуальной культуры и типологии сексуального поведения.

 

С.Т. Агарков, Е.А. Кащенко. Сексуальность от зачатия до смерти: онтогенез сексуальности / Учебное пособие к курсу «Психологическое консультирование в сексологии». – М.: РНСО, 2011. – 238 с.

В работе представлена современная парадигма развития сексуальности человека на протяжении всего жизненного пути – от зачатия и рождения до смерти.

Предложена так называемая тривиумальная концепция параллелизма соматосексуального, психосексуального и социосексуального развития. С учетом последних данных описаны основные онтогенетические периоды и характерные для них формы сексуальной активности.

Рассматриваются основные понятия онтогенеза сексуальности, его сущность, структура, содержание и современный взгляд на данный феномен. Подробно прописаны основные концепции онтогенеза сексуальности, пренатальный, парапубертатный, препубертатный, пубертатный, переходный периоды, период зрелой сексуальности и инволюционный период, а также представлена шкала векторного определения половой конституции мужчины и женщины.

Авторская позиция позволяет увидеть многообразие стереотипов сексуального поведения в современном обществе, понять его движущие силы и основные тенденции, что поможет врачам в клинической практике, психологам – в консультировании клиентов, а преподавателям – в реализации программ сексуального образования.

Настоящая книга создана на основании синтетического авторского курса преподавания основ сексологии на факультете психологии МГУ им. М.В. Ломоносова, Институте повышения квалификации работников радио и телевидения, а также программ последипломного образования по разделу психологического консультирования в сексологии.

Пособие будет полезно студентам вузов, изучающим возрастную психологию, социологию, медицину, сексологию, философию, культурологию, криминологию и гражданское право. Книга представляет интерес для специалистов в области социологии, философии, психологии, истории, сексологии, педагогики, медицины, а также для широкого круга читателей, интересующихся сексологией как наукой о человеке.

 

Информация

АГАРКОВ, Сергей Тихонович

Российское научное сексологическое общество (Москва)

КАКИЕ ЦЕНТРЫ СЕКСУАЛЬНОГО ЗДОРОВЬЯ НУЖНЫ СЕГОДНЯ?

Стандартные рекомендации по улучшению сексуальных отношений не всегда годятся для каждого конкретного случая, а подбор оптимального режима… Если число специалистов, готовых помочь «джентльмену в возрасте» достаточно,… Когда же речь идет о женских сексуальных проблемах, специалисту часто приходится буквально «по косточкам» перебирать…

Вся работа с клиентами и пациентами в Центре осуществляется по записи в строго конфиденциальной форме.

Мы также готовы направить специалиста для клубной встречи, камерной лекции или корпоративной акции. Окажем необходимую помощь родителям,… Уникальность работы ЦСЗ – в практическом взаимодействии сотрудников Центра с… Прием ведут специалисты всероссийского масштаба профессор С.Т. Агарков, профессор Е.А. Кащенко и другие.

Адрес Центра: Москва, ул. Генерала Ермолова, 2, м. «Парк Победы».

Www.medkvr.ru

– Конец работы –

Используемые теги: Психология, сексуальности0.046

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Психология сексуальности

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным для Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Еще рефераты, курсовые, дипломные работы на эту тему:

Психология труда: конспект лекций Психология труда
Психология труда конспект лекций... Григорьева М В Психология труда...

История психологии как наука. Античная философия и психология. Развитие психологии в Средневековый период. Психология эпохи Нового времени. Психологические идеи эпохи Просвещения.
Введение... Учебная программа курса... Рабочая программа курса Лекция История психологии как наука...

Возрастная психология: конспект лекций Тема 1. ВОЗРАСТНАЯ ПСИХОЛОГИЯ КАК НАУКА
Возрастная психология конспект лекций... Тема ВОЗРАСТНАЯ ПСИХОЛОГИЯ КАК НАУКА Предмет и задачи возрастной психологии Возрастная психология это отрасль...

Психология труда и инженерная психология
Психология труда начала формироваться на рубеже XIX-XX вв. в связи с ростом производственной сферы, появлением новых видов трудовой деятельности и… Возникновение психологии труда связано с началом научной организации труда. На первом этапе развития важнейшей проблемой была проблема профессионального отбора.Анализ различий в…

ПСИХОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ И ВОЗРАСТНАЯ ПСИХОЛОГИЯ
Принцип развития в общей возрастной и педагогической психологии Принцип развития Принцип развития... Психологи определяя границы детства обычно разделяют его на такие возрастные... Детство это период усиленного развития изменения и обучения Человек появляясь на свет наделен лишь самыми...

Психология сексуальности
Над номером работали... Кащенко Е А... Пружинина А А...

Психология 1 курс. 2 семестр. Итоговый экзамен 1. Книга П. Ф. Каптерева Педагогическая психология была издана: один ответ
Психология курс семестр Итоговый экзамен... Книга П Ф Каптерева Педагогическая психология была издана один... в г...

Леонтьев А. А. Психология общения. – 3-е изд. – М.: Смысл, 1999. – 365 с
На сайте allrefs.net читайте: Леонтьев А. А. Психология общения. – 3-е изд. – М.: Смысл, 1999. – 365 с. А А Леонтьев...

Семейная психология: Учеб. пособие. — СПб.: Речь, 2004. — 244 с
Семейная психология Учеб пособие СПб Речь с... ISBN... В книге изложены темы касающиеся различных областей семей ной психологии выбор партнера и вступление в брак...

Психология эмоций. Я знаю, что ты чувствуешь
На сайте allrefs.net читайте: N 5–49807–705–5.

0.03
Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • По категориям
  • По работам