Все, что угодно.

— Всю партию знаете?

...Я беру мой клавир,который лежал раскрытым на рояле, и широким, этаким царственным жестом — чтоб видно было! — закрываю и откладываю в сторону.Он оценил.

— Будете петь наизусть?

...Я начала и пропела ему всю партию от первой до последней ноты без остановок, без замечаний с его стороны... В этой труднейшей в мировом оперном искусстве героической партии сопрано он меня еще и на выносливость проверял— хватит ли меня на весь спектакль. Я была собранна как перед боем,ни разу не ошиблась, легко пропела все трудные места. Я понимала, что сейчас решается моя судьба:или я буду в спектаклях — или вылетаю и он уже никогда меня не возьмет.

...А. Ш. на меня уже совсем другими глазами смотрит— внимательно так, будто впервые увидел.

— Молодец, деточка... Не ожидал... не ожидал...

И я вижу — он взволнован! ...Я поняла, что стала певицей» [32, с. 97|.

382 Глава 12. Профессиональное самоопределение субъекта и карьера

«...от первых ролей очень многое зависит в жизни начинающей артистки... Опыт, полученный мною до Большого театра, сослужил мне великую службу— он поставил меня совсем в иное положение, чем то, в котором находились актрисы моего амплуа. В течение восьми лет (на эстраде. — В. Т.) я привыкла появляться на сцене перед любой аудиторией,петь и танцевать для любого зрителя, чувствовать его, "пронимать" и волновать» [32, с. 100].

«Это было мое первое творческое общение с режиссером (Б. А.Покровским. В. Т.), который перевернул все мои представления об оперном театре...С первых же дней он стал для меня безоговорочным авторитетом, благодаря ему я проникла в тайны оперного искусства...

Этот замечательный режиссер-психологс первого часа работы со мною над ролью пошел от моей актерской индивидуальности,от моего молодого, звонкого голоса. Чутьем своего таланта почувствовал во мне одержимость, порыв...