Тип телосложения | Тип темперамента | При расстройствах психики предрасположенность к: |
Лептосоматический (астенический): хрупкое телосложение, высокий рост, плоская грудная клетка, вытянутое лицо. | Шизотимический: замкнутость, упрямство, ригидность установок, сложность в приспособлении к среде, склонность к абстракции. | Шизофрении |
Пикнический: тучность, значительные жировые отложения, малый или средний рост, большой живот, округлая голова на короткой шее. | Циклотимический: общительный, добродушный, подвержен колебаниям эмоций от радости и веселья до печали. | Маниакально- депрессивному психозу |
Атлетический: крепкое тело, хорошо развитая мускулатура, высокий или средний рост, широкие плечи, выпуклые лицевые кости. | Иксотимический: спокойный, сдержанный в мимике и жестах, маловпечатлительный, ригидное мышление, трудно приспосабливается к перемене обстановки. | Эпилепсии |
Если темперамент представляет собой биологический полюс интеграции психологических качеств личности, то ХАРАКТЕР является социальным полюсом интеграции личностных свойств. Характер часто определяют как “каркас”, “конституцию” личности. Характер в буквальном переводе с греческого означает “чеканка”, “зарубка”, “отпечаток”. Теофраст впервые предложил термин “характер” для обозначения комплекса признаков, отличающих одного человека от другого.
Характер – система устойчивых отношений личности к миру, другим людям и самому себе, формирующаяся под влиянием условий жизни и воспитания и проявляющаяся в особенностях социального поведения.
Характер – фиксированная форма смыслового опыта, смысловых установок личности, актуализирующихся в присущем данной личности стиле действования, посредством которого достигаются те или иные мотивы личности. Характер определяет тактику поведения личности, действующей ради достижения своих мотивов.
Характер человека – это то, что определяет его значимые поступки, а не случайные реакции на те или иные стимулы или сложившиеся обстоятельства. Говоря о характере, мы обычно вкладываем в представление о нем способность человека вести себя самостоятельно, последовательно, независимо от обстоятельств, проявляя свою волю и настойчивость, целеустремленность и упорство. Бесхарактерный человек в этом смысле – тот, кто не проявляет подобные качества ни в деятельности, ни в общении с людьми, плывет по течению, зависим от обстоятельств, управляется ими.
В своем формировании, развитии и функционировании характер человека тесно связан с темпераментом. Характер, как и темперамент, является достаточно устойчивым и малоизменяемым. Существует разделение черт личности человека на мотивационные и инструментальные. Мотивационные побуждают, направляют деятельность, поддерживают ее, а инструментальные придают ей определенный стиль. Характер можно отнести к числу инструментальных личностных свойств. От него больше зависит не содержание, а манера выполнения деятельности.
С.Л. Рубинштейн определял характер как совокупнось генерализованных (т.е. обобщенных, устойчивых и преобладающих) мотивов в структуре личности. Характер проявляется в отношении к себе (мотив самореализации), в отношении к другим (мотив взаимодействия) и в отношении к предметам (мотив достижения успеха).
Э. Фромм выделил следующие типологии характера:
1.Мазохист-садист. Это тип человека, который склонен видеть причины своих жизненных успехов и неудач, а также причины наблюдаемых социальных событий не в складывающихся обстоятельствах, а в людях. Стремясь устранить эти причины, он направляет свою агрессию на человека, который представляется ему причиной неудачи. Если речь идет о нем самом, то его агрессивные действия направляются на себя. Если в качестве причины выступают другие люди, то они становятся жертвами его агрессивности. Люди-мазохисты проявляют тенденции принижать и ослаблять себя, упиваются самокритикой и самобичеванием, возводят на себя немыслимые напрасные обвинения, во всем и, прежде всего, стараются взять вину на себя, даже если в случившемся они не при чем. В этом типе людей, наряду с мазохистскими склонностями, почти всегда открываются садистские тенденции. Они проявляются в стремлении ставить людей в зависимости от себя, приобретать над ними полную и безграничную власть, эксплуатировать их, причинять им боль и страдания, наслаждаться видением того, как они страдают. Такой тип человека называют авторитарной личностью.
2. Разрушитель. Характеризуется выраженной агрессивностью и активным стремлением к устранению, уничтожению объекта, вызвавшего фрустрацию, крушение надежд у данного человека. «Разрушительность, - пишет Фромм, - это средство избавления от невыносимого чувства бессилия». К разрушительности как средству разрешения своих жизненных проблем обычно обращаются люди, которые испытывают чувство тревоги и бессилия, ограничены в реализации своих интеллектуальных и эмоциональных возможностей.
3. Конформист – автомат. Такой индивид, столкнувшись с трудноразрешимыми социальными и личными жизненными проблемами, перестает «быть самим собой». Он беспрекословно подчиняется обстоятельствам, обществу любого типа, требованиям социальной группы, быстро усваивая тот тип мышления и способ поведения, который свойственен большинству людей в данной ситуации. У такого человека почти никогда нет ни собственного мнения, ни выраженной социальной позиции. Он фактически утрачивает собственное «я», свою индивидуальность и «настолько привык испытывать именно те чувства, какие от него ожидаются в определенных ситуациях, что лишь в порядке исключения мог бы заметить в своих чувствах нечто «чужое».
Чрезмерную выраженность отдельных черт характера и их сочетаний, представляющую крайние варианты норм, называют акцентуациями характера. Акцентуации – это заострение черт характера, которое наблюдается, как правило, в подростковом возрасте.
Психопатия – патологическая форма психической деятельности и поведения, которая проявляется в беспочвенном гневе, отчаянии, сомнениях, неуверенности, в склонности как либо обратить на себя внимание. Психопатия – результат дисгармоничности соотношения волевой, эмоциональной, умственной сфер.
Психопатии – это такие аномалии характера, которые определяют весь психический облик индивидуума, накладывая на весь его душевный склад свой властный отпечаток; в течение жизни не подвергаются резким изменениям и мешают приспосабливаться к окружающей среде (Ганнушкин).
Соотношение психопатий и акцентуаций.
При акцентуациях нарушения возникают только при определенного рода психических травмах, в некоторых трудных ситуациях, когда они адресуются «слабому звену» данного типа характера. Иные трудности не приводят к нарушениям, переносятся стойко.
При психопатиях, декомпенсации, острые аффективные и психопатические реакции, социальная дезадаптация возникают от любых психических травм, в самых разнообразных трудных ситуациях, от всевозможных поводов и даже видимой причины.
При акцентуациях характера может не быть ни одного из этих признаков: ни относительной стабильности характера на протяжении всей жизни, ни тотальности его проявлений во всех ситуациях, ни социальной дезадаптации как следствие тяжести аномалии характера.
Я – концепция.
Психология Я–концепции как одна из социально-психологических схем личности в теоретико-концептуальном плане в целом опирается на положения феноменологического подхода или гуманистической психологии, символического интеракционизма и в незначительной степени психоанализа.
Я– концепция — это сложный составной образ или картина, включающая в себя совокупность представлений личности о себе самой вместе с эмоционально - оценочными компонентами этих представлений. Я–концепция личности формируется в процессе жизни человека на основе взаимодействий со своим психологическим окружением и реализует мотивационно-регуляторную функцию в поведении личности.
Термин «Я–концепция» появился в научном языке на рубеже XIX-XX вв. в связи с представлениями о дуальной природе человека как познающего субъекта и познаваемого объекта. Американский психолог У. Джемс в книге «Принципы психологии» (1890) первый предложил идею Я –концепции и внес существенный вклад в её разработку. Согласно Джемсу, глобальное «Я» (личность) содержит в себе два аспекта: эмпирического объекта (Me), познаваемого субъективным оценивающим сознанием (Г). «Я» как объект содержит в себе четыре аспекта:
· духовное «Я»;
· материальное «Я»;
· социальное «Я»;
· телесное «Я».
Эти аспекты образуют для каждого человека уникальный образ, или совокупность представлений о себе как личности. Кроме этого, Джемс предложил формулу оценивания личностью самой себя. Формула самооценки выражается в сравнении достигнутых успехов с уровнем притязаний: феноменологический подход к поведению (гуманистическая психология), в котором теория Я–концепции стала связующим интегративным принципом, интерпретирует поведение на языке феноменального поля субъекта как субъективно воспринимаемой и осознаваемой реальности индивида (К. Левин), а не на языке аналитических категорий, конструируемых внешним наблюдателем. В целом теория Я–концепции, разработанная в рамках феноменологического подхода, сводится к следующим положениям:
1. Поведение является продуктом восприятия индивида, которое по своей природе феноменологично: психологическая; реальности индивида — это не объективная реальность как таковая, а продукт субъективного восприятия в момент поведения.
2. Центральной, интегрирующей точкой феноменального поля индивида являетсяЯ–концепция,вокруг которой организуются все образы восприятия.
3. Я–концепция — это одновременно и продукт восприятия и совокупность представлений, в которой содержатся ценности, привнесенные из социокультурной среды.
4. С формированием Я–концепции поведение в целом начинает регулироваться ею.
5. Я–концепция относительно согласована во времени и ситуативных контекстах, в этом состоит ее прогностическая ценность.
6. Потребность в положительном отношении других людей возникает параллельно с формированием Я –концепции. Потребность в своем положительном отношении к себе (потребность в положительной самооценке) возникает через усвоение опыта положительной оценки себя другими людьми.
7. Для снятия расхождений между данными текущего жизненного опыта и Я–концепцией используются различные защитные стратегии.
8. Существует одно главное мотивационное побуждение человека — потребность в самоактуализации, в поддержании и повышении ценности своей Я – концепции.
Дальнейшее развитие теории Я–концепции шло в направлении унификации концептуально - терминологического аппарата для описания и поисков надежных эмпирических референтов для измерения, результатом чего стало представление ее как совокупности, или структуры установок индивида на самого себя (Р. Бернс).
Установки группируются в три категории:
· реальное «Я» (каким себя представляет индивид на данный момент);
· социальное «Я» (как, по мнению индивида, его представляют другие люди);
· идеальное «Я» (каким индивиду хотелось бы быть).
Понимание Я–концепции как структуры установок отражает ее структурно - динамический характер. Образ «Я» (структура представлений о себе самом) складывается из когнитивных составляющих установок (ролевые, статусные, имущественные, ценностные характеристики человека). Все они входят в образ «Я» с разными весами, т.е. образуют иерархию с точки зрения субъективной значимости.
Второй компонент — динамический, процессуальный — это эмоционально - оценочный компонент. Источниками оценочных суждений индивида о себе самом являются:
а) социокультурные стандарты и нормы социального окружения;
б) социальные реакции других людей на индивида (их субъективная интерпретация);
в) индивидуальные критерии и стандарты, усвоенные индивидом в жизни. Фактически индивид реализует два процесса самооценки:
· сравнение реального «Я» с идеальным «Я»;
· сравнение реального «Я» с социальным «Я».
Социальная психология признает межличностно детерминированную и, следовательно, поддающуюся воздействиям природу Я–концепции, но в то же время во многом игнорирует стабилизационные и объединяющие качества, приписываемые ей в гуманистических формулировках. Такой взгляд во многом обязан школе символического интеракционизма в социальной психологии. В частности, Ч. Кули (1902) предложил концепцию «зеркального Я», в которой Я – концепция формируется на основе субъективно интерпретируемой обратной связи от других как основного источника данных о себе в процессе символического взаимодействия между индивидом и его различными первичными группами. Г. Мид (1934) в своей теории «обобщенного другого» главным условием развития Я–концепции считал способность индивида принимать роль другого, с тем, чтобы установки другого по отношению к индивиду могли бы быть им оценены и интериоризированы. Объединение таких оценочных представлений «обобщенного другого» и есть главный источник формирования Я – концепции и внутренней регуляции поведения индивида.
Однако представление Я–концепции преимущественно целиком интерпсихическим, а не интрапсихическим феноменом может привести к экстремальному ситуационизму. Хотя и есть много свидетельств тому, что Я – концепция индивида подвержена изменениям при целенаправленных воздействиях извне (например, при психотерапии), нельзя игнорировать многократно эмпирически подтвержденный факт трансситуациональной согласованности Я–концепции здоровой личности.
Механизмы психологической защиты.
Защитные механизмы личности располагаются в подструктуре Эго. Это стратегия, которую использует человек для защиты от открытого выражения импульсов Ид и встречного давления со стороны Суперэго. Реагирование может протекать двумя путями: 1) блокированием выражения импульсов в сознательном поведении; 2) искажением их до такой степени, чтобы изначальная их интенсивность заметно снизилась или отклонилась в сторону.
Защитные механизмы характеризуются неосознанностью, поэтому часто их рассматривают как средство самообмана. Они искажают, отрицают или фальсифицируют восприятие реальности, чтобы сделать переживание менее угрожающим.