ТЕОРИИ МЕЖЛИЧНОСТНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ КАК ОБМЕНА

Как уже отмечалось, бихевиористская ориентация включает гедонизм в качестве одного из методологических принципов. Док­трина психологического гедонизма, одна из старейших доктрин в психологии, на протяжении истории принимала различные фор­мы. В частности, она нашла воплощение в известном «законе эф­фекта» Торндайка, в современных вариантах теории подкрепле­ния с ее акцентом на роли «вознаграждения», «удовольствия», «редукции напряжения» и т.п. В социальной психологии, по мне­нию ряда исследователей, «точка зрения гедонизма обычно выра­жается в терминах доктрины "экономического человека"» [Deutsch, Krauss, 1965, p. 79]. Эта доктрина рассматривает «человеческое по­ведение как функцию его платежа; его (человеческого поведения) сумма и вид зависят от суммы и вида вознаграждения и наказа­ния, которые оно приносит» [Homans, p. 13]. Указанная точка зре­ния лежит в основе известных работ Д. Тибо и Г. Келли, представ­ляющих собой одну из попыток приложения бихевиоризма к ана­лизу групповых процессов. Другой известной попыткой такого рода является теория социального обмена Д. Хоманса.