Высшие эмоции (чувства) человека

Высшими эмоциями называются эмоциональные состояния человека, вызываемые социально значимыми и культурно обусловленными факторами. Они именуются чувствами или высшими чувствами человека. По содержанию выделяют этические, эстетические, интеллектуальные, праксические и религиозные высшие чувства.

Уровень психического развития человека зависит от развития этих чувств. Высшие чувства являются продуктом общественно-исторического культурного становления человечества. В психологии отсутствует исчерпывающая классификация чувств в связи с их разнообразием и изменчивостью. Однако помимо содержания, чувства подразделяются на конкретные (любовь к ребенку), обобщенные (любовь к детям) и абстрактные (любовь к человечеству, чувство трагичности и т.д.).

Этические чувства – это сложные переживания, относящиеся к оцениванию поступков и действий других людей и себя с позиции норм, которые приняты в данной общественной культуре как абсолютные. Иными словами, высшие этические чувства – это чувства, которые возникают, когда человек оценивает что-то и относится к этому как к добру или злу. К высшим этическим чувствам относятся чувства: любви, долга, преданности, сострадания, стыда, прощения, негодования и др.

Интеллектуальные чувства – это сложные психические состояния, порождаемые психикой в познавательной деятельности.

К интеллектуальным чувствам относятся: удивление, сомнение, радость открытия, уверенность, любовь к истине, недоумение, переживание таинственности мира (мистическое чувство), чувство иронии и др.

Эстетические чувства – это сложные эмоциональные состояния, отражающие, прежде всего, отношение человека к явлениям мира с позиции: прекрасное – безобразное.

Эстетические чувства отражают способность человеческой психики откликаться на гармонию и дисгармонию мира, стремление людей к прекрасному и отторжение безобразного и уродливого. Среди эстетических чувств выделяются: чувства эстетического удовольствия (наслаждение от восприятия красок, движений, звуков, форм); чувства прекрасного и совершенного (когда человек глубоко переживает явление как такое, которое соответствует его идеалу); чувства возвышенного и величественного (выражающие преклонение человека перед мощью природы и человечества).

Чувства трагического, комического (юмор), возвышенного и прекрасного – важнейшие регуляторы общественного развития человека.

Праксические чувства – это чувства, порождаемые и сопровождающие как преобразовательную (творческую, созидательную), так и рутинную деятельность человека. Они возникают в деятельности, проявляясь в форме увлеченности, удовлетворенности работой, или же в виде скуки, пресыщенности деятельностью. Особенно ярко праксические чувства проявляются тогда, когда деятельность соответствует целям и ценностям человека, его способностям и общественным идеалам.

«Чувство шага» у футболистов, «чувство воды» у пловцов, – яркие примеры праксических чувств. Пресыщение, утомление – также праксические чувства, только отрицательные, обусловленные чрезмерной нагрузкой и выполняющие сигнальную функцию, направленную на самосохранение человека.

Воспитание всех высших чувств – важная основа полноценного развития человека.

Особое место в истории человеческой культуры занимали и занимают религиозные чувства.

Религиозные чувства – это высшие чувства человека, охватывающие сложный спектр эмоциональных состояний, относящихся к религиозному культу. Религиозные чувства, по-видимому, явились культурной основой для этических и эстетических чувств, поскольку объединяли в себе общественные основания идеальных ценностей и оценок. Однако в настоящее время они во многом утрачивают свою значимость, поскольку человеческое познание привело к дифференциации высших чувств на интеллектуальные, этические и эстетические, каждое из которых отделило свою толику переживаний от первоначальной основы. Вместе с тем, до сих пор религиозные чувства весьма распространены, особенно в некоторых странах. Эти чувства включают в себя: чувство веры в сверхъестественное (Бога, провидение, загробную жизнь, чудо и т.п.), т.е. безосновательные, но субъективно чрезвычайно значимые ожидания в отношении получения чаемых благ для себя или для близких (спасения, выздоровления, успеха в делах и т.п.); чувство преклонения перед непостижимостью тайн и сакрального; чувство собственной греховности (т.е. недостойности перед абсолютным величием сакрального) и др.

Современные религии пытаются продлить прежде всего этическую основу собственного существования, в то время как научная психология получает все больше доказательств того, что религия и чувства, ее сопровождающие, есть лишь форма психической активности, выработанная людьми для управления собственными психическими состояниями на донаучном этапе развития человеческой культуры и цивилизации.