СОЗНАНИЕ И БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ[67] Стадии жизни

<...> Как впервые появляется сознание? Никто не может ответить на этот вопрос с полной уверенностью, но у нас есть возможность наблюдать за тем, как маленькие дети становят­ся сознательными. Любой из родителей может наблюдать этот процесс, если обратит на него внимание. И то, что мы здесь видим, сводится к следующему: когда ребенок узнает кого-то или что-то, когда он «знает» (knows) человека или вещь, тогда мы считаем, что ребенок обладает сознанием. Потому-то, бес­спорно, в райском саду именно древо познания принесло та­кой роковой плод.

Но что такое узнавание или «знание» в этом смысле? Мы говорим о «знании» чего-либо, когда нам удается связать новое восприятие е уже существующим фоном или контекстом таким образом, что мы удерживаем в сознании не только дан­ное восприятие, но и части этого контекста. Следовательно, «знание» основывается на воспринимаемой связи между пси­хическими содержаниями. Мы ничего не можем знать о содер­жании, которое ни с чем не связано, и мы не способны даже осознать это, пока наше сознание будет находиться на таком низком, начальном уровне. Соответственно этому, первая сту­пень сознания, доступная нашему наблюдению, заключается в простой связи между двумя или более психическими содержа­ниями. На этом уровне сознание оказывается лишь споради­ческим, будучи ограниченным восприятием нескольких свя­зей, и его содержание не запоминается надолго. Очевидно, что в первые годы жизни непрерывная память отсутствует; самое большее, существуют островки сознания, подобные одиноким фонарям или светящимся предметам в обступающей со всех сторон темноте. Но эти островки памяти — совсем не то же самое, что те самые ранние связи, которые только восприни­маются, ибо содержат в себе новую, очень важную группу со­держаний, относящихся к самому воспринимающему субъек­ту, — так называемое эго. Эта группа, подобно первоначаль­ным рядам содержаний, сперва просто воспринимается, и именно по этой причине ребенок закономерно начинает гово­рить о ней (= о себе) объективно, т. е. в третьем лице. Лишь позднее, когда эго-содержания — обычно называемые эго-комплексом — приобрели свою собственную энергию (весьма ве­роятно, в результате тренировки и применения на практике), возникает чувство субъективности, или «яйность»[68]. Очень воз­можно, что как раз в этот момент ребенок начинает говорить о себе (= эго-содержаниях) в первом лице. Непрерывность па­мяти, вероятно, начинается с этой стадии. А значит, по суще­ству, непрерывность памяти начинается скорее всего с непре­рывности эго-воспоминаний {ego-memories).

На этой детской ступени сознательности еще нет никаких проблем; ничто не зависит от субъекта, ибо сам ребенок еще всецело зависит от родителей. Он как бы еще не полностью родился и до поры заключен в психическую оболочку родите­лей. Психическое рождение, ас ним и сознательное расхожде­ние с родителями, обычно имеет место лишь в подростковом возрасте, со взрывом сексуальности. Физиологические изме­нения сопровождаются психической революцией. Ибо разно­образные телесные проявления придают такую силу эго, что оно зачастую отстаивает свои права, не зная ни ограничений, ни умеренности. Этот период иногда называют «невыносимым возрастом».

До достижения пубертатного периода психической жизнью индивидуума управляет, в основном, инстинкт, и поэтому про­блем у ребенка мало или они вовсе не. возникают. Даже когда внешние ограничения препятствуют его субъективным импуль­сам, такое сдерживание извне не приводит к внутреннему раз­ладу индивидуума с самим собой. Он подчиняется этим огра­ничениям или обходит их, оставаясь в полном согласии с со­бой. Ему еще не знакомо состояние внутреннего напряжения, вызываемое проблемой. Это состояние возникает только то­гда, когда то, что было внешним ограничением, становится огра­ничением внутренним, когда одному импульсу противостоит другой. На психологическом языке мы могли бы сказать: про­блемное состояние, внутреннее разногласие с собой возника­ет в тех случаях, когда бок о бок с группой эго-содержаний обретает существование другая группа содержаний равной интенсивности. Эта вторая группа, благодаря величине своей энергии, обладает функциональной значимостью, равной зна­чимости эго-комплекса. Мы могли бы назвать ее другим, вто­рым эго, которое при случае может даже вырвать руководство у первого. Это и вызывает разлад с собой — состояние, кото­рое предвещает проблему.

Резюмируем сказанное. Первая ступень сознательности, состоящей в простом узнавании или «знании», представляет собой архаическое, или хаотическое состояние. Вторая — сту­пень развитого эго-комплекса — является монархическим, или монистическим состоянием. Третья ступень представляет со­бой еще один шаг вперед в развитии сознания и заключается в сознавании разделенного, или дуалистического состояния. <...>