Социокультурный миф как основа генезиса других форм мифологии

В социокультурном мифе в рамках единого целого с само­го начала объединяются как логико-рациональные, так и об­разно-эмоциональные компоненты, которые обычно оказыва­ются четко соотнесенными с определенными географически­ми координатами. Действительно, всякий социокультурный миф в своей символике всегда содержит элементы той среды, в лоне которой возник и первоначально формировался этнос, а также этнические, языковые и т. п. особенности. В самом деле, в символике каждой конкретной культуры всегда можно найти, разумеется в измененном виде, элементы вполне опре­деленных ландшафтов, животных, растений, небесных светил (созвездий и пр.), точно соотнесенных с конкретными регио­нами планеты, а также архаичные слова и выражения, этниче­ские стереотипы и т. д. Значит, такой миф всегда, по крайней мере в принципе, поддается расшифровке, которая в конечном счете сводится к установлению соответствия конкретного со-циокультурного мифа с той или иной географической терри­торией.

Принципы гармонии природы и общества и отдельных эле­ментов общества между собой нормативно закрепляются в виде традиций, нарушение которых жестко карается. Эти тра­диции касаются всех сфер жизнедеятельности общества, начи­ная от пространственно-временных характеристик хозяй­ственной деятельности и кончая религиозными ритуалами, касающимися рождения, смерти и пр. Сохранение традиций часто поддерживается авторитетом сверхъестественных сил (боги, демоны и т. д.). В данном случае важной функцией религии было поддержание гармонии человека, общества и при­роды. В этих условиях всякие отклонения от освященного ре­лигией «мирового порядка» рассматривались как представля­ющие серьезную опасность для существования социума.

Социокультурный миф несет в себе определенные эмоции, настроения, чаяния, надежды, проникнут вполне определен­ным миросозерцанием, а на более поздних стадиях развития социума и определенными мировоззренческими установками.