О двойственной функции мифа

Двоякая функция мифа в обществе в настоящее время уже не вызывает сомнений. В условиях взаимоисключающих тре­бований, неопределенности и нестабильности среды, неясно­сти целей развития, деформированной информированности населения миф, с одной стороны, действительно выступает как мощный защитный механизм, препятствующий полному распаду как человеческой личности, так и социума. С другой стороны, искажая картину происходящих в обществе (и в при­роде) событий, миф представляет реальную опасность. Есть известные основания для констатации именно двойственной функции мифа: защита человеческой личности от распада в альтернативном мире и одновременно искажение реальной действительности.

Рассмотрим как адаптивную, так и деформирующую функ­ции мифа подробнее. Способствует адаптации то, что миф в известных границах дает целостное отражение действитель­ности (природы, общества, человека и т. п.). Поэтому создава­емая им картина, скажем, социальной действительности, с са­мого начала будет более или менее целостной и этим будет сильно отличаться от той картины, которая дается с помощью рационально-научного подхода. Разумеется, где-то эти карти­ны должны сближаться, ибо и та и другая относятся к одному и тому же объекту (одному социуму). Но каждая их этих кар­тин отражает существенно различные стороны социума. От­крытым остается вопрос, могут ли они в принципе совпадать. За последние годы высказывалась точка зрения, что научная и мифологическая картины общества должны дополнять друг

друга. Но каждая из этих картин в отдельности, хотя и являет­ся односторонней, но тем не менее имеет право на существо­вание и в некоторых пределах обеспечивает адаптацию чело­века к реальной социальной действительности.

Действительно, модель общества, выработанная в рамках науки, оказалась далекой от совершенства. Ее реализация час­тенько приводила и приводит к весьма негативным послед­ствиям, таким как тоталитаризм, войны во все возрастающем масштабе, глобальные потрясения и пр. При этом все попытки рационального усовершенствования социума ни к чему хоро­шему не приводили, что видно на примере хотя бы построения социалистического общества в нашей стране.

Одновременно мы знаем, что в истории существовало и су­ществует много социумов, построенных на иррациональных, мифологических основаниях, которые существовали на протя­жении нескольких тысячелетий. Примером могут служить мно­гие восточные деспотии, древний Египет, античный мир и др.

Все сказанное относится и к процессам адаптации челове­ка к социальным и природным условиям существования. Здесь тот же миф позволяет ему постигать целостный харак­тер ситуаций, в которые он включается. И здесь адаптация с помощью мифа всегда будет находиться в состоянии дополни­тельности к адаптационным механизмам, сформировавшимся в русле рационализма (науки и т. п.). Нам представляется, что должно существовать известное соотношение между мифом и наукой (рациональными компонентами адаптационного про­цесса). Речь идет о некотором чувстве меры, и мера эта в ходе исторического процесса закрепляется в культуре того или иного социума. В принципе, любой процесс адаптации неиз­бежно содержит как рациональную, так и мифологическую компоненты. Доминирование одной из них всегда негативно сказывается на развитии и функционировании социума.

Важной особенностью мифа является то, что он не требует специальных знаний и подготовки и доступен каждому чело­веку; поэтому он легко и охотно принимается большинством

людей.

В мифе есть своя логика и свои критерии истинности и лож­ности. В структуре мифа можно выделить различные уровни.

На высших уровнях мифологической интерпретации дей­ствительности бывает довольно трудно истолковывать те или иные действия с точки зрения логики и элементарного здраво­го смысла. Это дает человеку возможность сносно чувствовать себя в стрессовых и конфликтных ситуациях.

Миф, конечно, искажает действительность, но при этом в нем схватываются некоторые весьма важные целостные харак­теристики объекта.

Миф всегда связан с чувственно-эмоциональным отраже­нием действительности. А это значит, что он имеет непосред­ственный характер. Мифологическая картина поэтому всегда в известной мере ситуативна, как бы привязана к данному мо­менту времени. Она не может проецироваться ни в прошлое, ни в будущее. Но ведь объекты, на которые прежде всего на­правлен миф, это крайне подвижные и динамичные образова­ния, — процессы в обществе изменяются крайне быстро. Поэто­му мифологическая картина очень скоро превращается в несо­ответствующую действительности фантазию, в связи с чем и адаптация человека к новым нестандартным условиям с помо­щью мифа оказывается крайне ситуативной, хотя в тех или иных конкретных ситуациях может быть очень эффективной.