Миф и нравственность

Мифологизация сознания становится особенно опасной, когда ослабевает влияние нравственных начал в жизни обще­ства. В этом случае мы имеем дело с культивированием сил зла. Наше время дает этому многочисленные примеры. Дей­ствительно, оправдание зла легко найти в средствах массовой информации, литературе, искусстве, деятельности многочис­ленных сект, огромного количества мафиозных образований, находящихся вне закона, и др. В рамках мифологического мышления ничто не препятствует человеку поставить себя в центр мироздания, ничто не запрещает нарушать моральные принципы и даже объявить себя мессией.

В этих условиях зло приобретает привлекательность, наде­ляется чертами романтики и героизма. На это обращали вни-

мание многие исследователи. Так, например, И. Ильин совер­шенно справедливо указывал, что уже с середины прошлого столетия проблемой злого начала заинтересовались искусство и философия; первое стало его изображать, а вторая занялась его теоретическим оправданием. И человек, «поддавшийся этой стихии, теряет духовность, любовь и совесть; в нем начи­нается разложение и разнуздание, он предается сознательной порочности и жажде разрушения» (1993). Весь опыт нашей повседневной жизни ежеминутно подтверждает справедли­вость этих высказываний.

Некоторые авторы сближают мифологию с религией. Нам кажется, что для этого нет никаких оснований. В религии эти­ческое начало всегда играет доминирующую роль. По крайней мере, это не вызывает сомнений в мировых религиях. Истин­ная религия никогда не призывает к разрушению социума, а, наоборот, поддерживает социальную организацию. Христос постоянно подчеркивал, что Он пришел не нарушить закон, а соблюдать его. Аналогичные высказывания часто встречают­ся и у Будды, и у Магомета. Что же касается моральных прин­ципов, то они наделяются чертами абсолюта и нарушение их карается и в этом и в потусторонних мирах. Что же касается сект, то в них как раз ставятся под сомнение прежде всего нравственные принципы, а иногда вообще отрицаются (сата-нисты и др.).

Опасность мифологического мышления состоит еще и в том, что оно прерывает историческую традицию и фактически делает невозможным извлекать уроки из прошлого. Для него все возможно как в настоящем, так и в прошлом и в будущем. В результате человек полностью теряет ориентацию и легко становится игрушкой в руках других людей, социальных групп, партий и т. п. Для него составляются определенные мифы, на которые он реагирует как на реальные сигналы.