Проблема сознания как логический парадокс

Среди всех загадок психологии наиболее таинственно вы­глядит проблема сознания. «Центральной тайной человече­ской психики.» называет сознание А. Н. Леонтьев (1975). «Ис­пытанием величайшей тайны» называет осознание Ф. Перлз (1995). Величие этой тайны подчеркивают попытки ее рас­крыть, ибо полученные результаты скорее наводят ужас, чем обнадеживают. Сознание, подводит обескураживающий итог своим изысканиям Ж.-П. Сартр, есть то, что оно не есть, и не есть то, что оно есть. Д. Деннетт использует другую термино­логию, но приходит к столь же печальному выводу. Он объяс­няет сознание как операции в параллельной архитектуре моз­га (мозг для него — это виртуальная машина «в духе фон Неймана»), но как такие операции, которые не были заранее спро­ектированы (Dennett D., 1991). Если я правильно понял авто­ра, то его вполне можно перефразировать «в духе Сартра»: со­знание конструируется в компьютере-мозге так, что оно есть то, что не было сконструировано, и не есть то, что было скон­струировано. Подобным же парадоксом — но, пожалуй, в еще более закрученном виде — терроризируют читателей М; К. Мамардашвили и А. М. Пятигорский: «Поскольку не все в психи­ке может быть рассмотрено объективно и в той мере, в какой оно не может быть рассмотрено объективно — есть сознание, постольку то в психике, что является нам вне сознания, может быть... приурочено к сознанию в качестве его состояния»[28]. Концовка этой фразы содержит более менее внятное противо­речие: даже то, что является нам вне сознания, есть состояние сознания. Но, конечно, еще эффектнее первая часть, со­держащая грамматическую структуру двойного отрицания; сознание есть то «не все в психике», что не может быть рас­смотрено объективно...

Каждому человеку известно, что он обладает сознанием, т. е. способен осознавать окружающий мир и собственные пе­реживания. Мы воспринимаем мир и самого себя с непосред­ственной очевидностью. Если я, допустим, хочу есть, то мне не надо ни с кем советоваться, чтобы узнать, действительно ли я хочу есть. А если слышу шум дождя на улице, то понимаю, что, выходя из дома, должен взять зонтик, а не затыкать уши. И незачем выяснять, если я читаю книгу, действительно ли это я читаю, а не кто-то другой. Я просто знаю обо всем этом — и все тут. Казалось бы, в чем проблема? Сам по себе факт нали­чия сознания настолько исходно очевиден, что еще в XVII в. Р. Декарт говорил о нем как о самом достоверном факте на свете, а в XIX в. один из основателей современной психологии У. Джемс называет уверенность людей в существовании со­знания самым фундаментальным постулатом психологии.

Итак, с одной стороны, ни у кого не возникает сомнения, что сознание существует. Но с другой - каждому очевидно только существование своего собственного сознания. Как, например, установить, есть ли сознание у животных или у ново­рожденных детей? Они же не могут сообщить свое мнение по этому поводу и рассказать, что они на самом деле чувствуют. Вообще, то, что переживается мной как очевидное, не может быть передано другому лицу в качестве столь же очевидного. Если у меня болят зубы, то другой может мне поверить, что они у меня болят, может посочувствовать, вспомнив, как у него болели зубы, но не может переживать так, как я, мою зуб­ную боль. Мое переживание всегда эгоцентрично, так как только я его испытываю. (Как писал В. Маяковский, «гвоздь у меня в сапоге кошмарней, чем фантазия у Гете».)

Часто говорят, что у животных сознания нет и быть не мо­жет. Но разве можно это высказывание как-либо проверить? Ведь о наличии сознания у кого-то другого, кроме себя, я могу только предполагать, но не знать. А на вопросы ни одно живот­ное (есть у него сознание или нет) никогда не сможет ответить. Еще менее похоже на проверяемое утверждение, что наше со­знание не исчезает вместе со смертью тела, а перемещается в некие другие сферы, — в этом случае даже спрашивать некого. Как же можно объяснить сознание?

Все мы как-то представляем себе, что такое сознание, но только до тех пор, пока не задумываемся об этом. А стоит заду­маться, тут-то и возникают проблемы: как объяснить то, что и так очевидно? Ведь объяснить — это значит найти такой способ рассуждения, чтобы непонятное и неясное стало очевидным. Однако возникновение сознания не может быть следствием ка­ких-то процессов самого этого сознания (в противном случае сознание должно было бы существовать еще до того, как оно возникло), а значит, природа сознания не может быть дана нам с той непосредственной очевидностью, которая присуща самим объясняемым явлениям сознания. Хотя бы поэтому любое рас­суждение о сознании всегда будет сложнее и туманнее, чем то переживание ясности, изначальной очевидности, которое дает­ся нам сознанием. Но может ли удовлетворить объяснение, ко­торое превращает ясное в более туманное? <…>

Сознание ускользает от объяснения. Впрочем, прежде все­го надо договориться, как вообще можно что-либо (объяснить. Существует много разных путей познания: логический, мистический, практический, путь естественной науки и путь на­уки гуманитарной. И надо выбрать сам путь, на котором мы будем искать объяснение, в соответствии с этим выбрать язык, на котором мы сможем это объяснение описать, и, наконец, выбрать критерии, позволяющие принимать решение об успешности (удовлетворительности) сделанного объяснения.