Характер

Характер в клинической психологии — это совокупность инди­видуальных, сложившихся в процессе социализации и ставших ус­тойчивыми стереотипов поведения, штампов эмоциональных реак­ций, стиля мышления, зафиксированная в привычках и манерах система взаимоотношений с окружающими. Если в рамках темпера­мента параметры указывают на биологические стереотипы реагиро­вания (в первую очередь, эмоционально-волевого), то в чертах ха­рактера отражаются присущие индивиду поведенческие матрицы, которые вначале носят осознанный характер (воспитываются, прививаются, навязываются), а затем во определенной степени автома­тический. Человек к возрасту совершеннолетия практически завер­шает формирование черт характера, и его поступки носят оттенок устоявшихся и не обсуждаемых правил. Характер также, как и темперамент является устойчивой структурой, не склонной существен­но изменяться в процессе жизни. Его девиации возможны только в случаях тяжелой и длительной психической или соматической бо­лезни, а также в условиях длительных угрожающих жизни событий.

Если темперамент называется биологической составляющей ин­дивидуальности, то характер — психологической составляющей. Связь параметров темперамента и черт характера не является линейной.Т.е.нельзя достоверно предсказать, какие черты характера будут прису­щи холерику, меланхолику, флегматику или сангвинику по завер­шении процесса социализации. Основную роль в формировании черт характера играют формы и методы воспитания. Однако, спектру типов темперамента с повышенной эмоциональностью и импуль­сивностью будет соответствовать иной спектр характерологических особенностей по сравнению со спектром типов темперамента с по­ниженной эмоциональностью и неимпульсивностью. Суетливость, болтливость, неусидчивость, нетерпеливость или молчаливость, усид­чивость, терпеливость, как альтернативные черты характера, как правило базируются на психофизиологических особенностях в рам­ках типов темперамента. Между особенностями темперамента и ха­рактера, как нижерасположенными в иерархическом строении ин­дивидуальности, и личностными особенностями связь значительно менее выражена, чем между темпераментом и характером. Значимым для клинической психологии является анализ пара­метров адекватных и неадекватных форм поведения, признаков от­клоняющегося и психопатологического стилей поведения. Именно поэтому центральным вопросом учения об индивидуальности в кли­нической психологии является вопрос о кардинальных признаках гармоничных черт характера.

Гармоничные черты характера — это совокупность индивидуаль­но-психологических стереотипов поведения, способствующих гар­монизации обыденных межличностных взаимоотношений и избега­нию межличностных и внутриличностных конфликтов. Таким обра­зом, основой оценки гармоничности или негармоничности характе­рологических особенностей служит параметр отсутствия у человека конфликтов как внешних, т.е. с участниками коммуникации, так и внутренних. Условно можно говорить, что значимой для оценки характерологической гармоничности является сфера обыденных вза­имоотношений, включающая сугубо психологические, тогда как гармоничность личностная определяется в большей степени соци­ально-психологическими параметрами — соответствием и следованием нравственным требованиям.

Гармоничный характер условно представляет собой блок из двух групп психологических параметров, включающих:

• адаптивность

• самоактуализацию

Основным параметром гармоничного характера является адап­тивность, характеризующаяся успешностью приспособления чело­века к различным ситуациям, их изменению, а также эмоциональ­ному (внутреннему или внешнему) принятию окружения. Адаптив­ность отражает значимость удовлетворения человеком социальных потребностей, которую точно описал Паскаль: “Чем бы человек ни обладал на земле — прекрасным здоровьем, любыми благами жиз­ни, он все-таки недоволен, если не пользуется почетом у людей... Имея все возможные преимущества, он не чувствует себя удовлет­воренным, если не занимает выгодного места в умах... Ничто не может отвлечь его от этой цели... Даже презирающие род людской, третирующие людей, как скотов, и те хотят, чтобы люди поклоня­лись и верили им”. Можно утверждать, что человек для достижения внутренней и внешней гармонии обязан быть адаптивным. Однако, следует помнить о том, что способность всегда приспосабливаться к новым условиям и на любом уровне может обернуться дисгармони­ей характера в виде конформизма. Следовательно, для того, чтобы говорить о гармоничности параметра адаптивности следует уточнить его собственные свойства. Они составляют три группы, включаю­щие: 1) реализм в восприятии окружающей действительности (пер­цептивная составляющая), 2) желание человека адаптироваться к окружающей обстановке (мотивационная составляющая) и 3) спо­собность адаптироваться — “принимать” — окружающих такими, какие они есть (регулятивная составляющая).

Классическим примером гармоничной черты характера, отража­ющей параметр адаптивности, считается приветливость, описывае­мая как сочетание радушия, ласковости, учтивости, любезности. Приветливость — это способ демонстрирования принятия человека человеком, отраженный в манерах и привычках. Внешние проявле­ния приветливости направлены на избегание потенциальных или устранение имеющихся реальных конфликтных взаимоотношений между людьми. Внутренне человек может не испытывать симпатии к участнику коммуникации, но не демонстрировать ее. Приветли­вость — это форма вежливости, хороших и гармоничных манер, улучшающих процесс общения, а не обостряющих его. Однако, при­ветливость будет считаться гармоничной чертой характера лишь в случаях, если будет использоваться “к месту”. Для того, чтобы оце­нить ее как гармоничную, нужно проанализировать ситуацию, в которой она проявляется. Важно соответствие привычной реакции (например, приветливости) раздражителю или событию. Если собе­седник ведет себя нахально, оскорбляет человека или даже ему уг­рожает, то приветливость нельзя назвать гармоничным ответом на хамство. Значимым является перцептивная составляющая, позволя­ющая реально оценивать в каких случаях и при каких обстоятель­ствах следует использовать данной свойство характера. Реализм же, как правило, базируется на феномене “здравого смысла”.

Под здравым смыслом понимается познавательный процесс, в основе которого лежит адекватное (истинное) восприятие и пони­мание смысла поступков окружающих. Для того, чтобы говорить о гармоничности характера человека следует оценить его здравомыс­лие. Он должен быть реалистом, т.е. человеком, который в своей оценке происходящего руководствуется сущностными, действитель­ными параметрами, ясно и трезво понимает суть и мотивы поведе­ния окружающих. Здравомыслию противостоит в рамках дисгармоничности характера феномен каузальной атрибуции, который прояв­ляется пристрастным и несоответствующим реальности пониманием и объяснением мотивов поступков окружающих. Вторая составляющая параметра адаптивности — мотивационная — отражает желание человека приспосабливаться к окружающим, иметь с ними гармоничные (бесконфликтные или эффективные) отношения. Важную роль в мотивации процесса адаптации к окру­жающим играет ценностная сторона жизни. Человек ранжирует жиз­ненные события по ценности и значимости для того, чтобы решить к каким из них ему следует приспосабливаться, а какие он может игнорировать или с какими он желает вступать в противоборство. Проявление упрямства, как черты характера, зависит от значимос­ти ситуации, в которой упрямство демонстрируется. Ребенок не бу­дет упрямым, если ему предложат съесть мороженое, но может уп­рямо противодействовать попыткам родителей заставить его надеть ту или иную не нравящуюся ему одежду. Человек может быть при­ветливым с людьми, которым симпатизирует или от которых зави­сит решение каких-то его запросов и неприветливым и даже под­черкнуто грубым по отношения к лицам, в которых совершенно не нуждается.

Регулятивная составляющая адаптивности отражает навыки и способности проявлять те или иные необходимые для коммуника­ции качества характера и компенсировать (скрывать или подавлять) неадаптивные. Скупой человек может стараться подавлять свою не престижную черту, а трусливый демонстрировать храбрость. Дли­тельная регуляция неадаптивных черт характера способна привести к их полной компенсации, а иногда к гротескному проявлению противоположных качеств (гиперкомпенсации).

К параметрам, отражающим гармоничные черты характера, от­носится самоактуализаиия. которая также, как и адаптивность вклю­чает три составляющих: перцептивную, мотивационную и регуля­тивную. Эти составляющие частично совпадают с характеристика­ми, приведенными выше, частично дополняются иными характе­ристиками.

О гармоничности приветливости, как свойства, отражающего и адаптивность и самоактуализацию, можно говорить лишь в случае если человек не испытывает негативных чувств в связи с внешним проявлением приветливости. Если на уровне адаптивности гармоничным считается “принятие других и мира”, то на уровне самоак­туализации — “принятие себя”. В принятии себя отражается реализм в оценке своих качеств, способностей и возможностей, понимание и принятие выработанных ценностей и насущных потребностей, жизнь с самим собой в согласии, изживание психологических ком­плексов или примирение с ними.Принятие себя начинается с реальной самооценки и формирова­ния самоуважения. Важной характеристикой гармоничности само­оценки является ее гибкость. Также как существенным для оценки дисгармоничного характера считается выявление ригидности само­оценки в сторону либо завышения, либо занижения. В рамках гар­монии характерологических черт человек не склонен однозначно оценивать свои способности, возможности и качества. Типичным является легкость изменения оценки после действий, в которых не совпало представление о себе с реально выявившимися чертами. Наряду с самооценкой и производным от нее, значимым гармонич­ным свойством является реальность и гибкость уровня притязаний. Уровень притязаний, т.е. совокупность ожиданий, целей и притяза­ний относительно своих будущих достижений, рождается из двух противоположных тенденций (Б.С.Братусь): тенденции поддержа­ния своего “Я”, своей самооценки на максимально высоком уровне и тенденции умерить свои притязания и избежать неудачи с целью не нанести урон самооценке. Самоуважение в рамках гармонии ха­рактера следует тем же закономерностям, что и самооценка и уро­вень притязаний.

Другими важными качествами самоактуализации, по А.Маслоу, являются спонтанность, простота, автономность и проблемная цен-трация. Суть их заключается в естественности проявлений всех черт характера, нежелании преподносить себя в гораздо лучшем свете, чем в реальности в ситуациях, которые не требуют манипулятивно-го поведения. Особо следует отметить качество автономности, т.е. независимости в принятии решений и оценке ситуаций от окруже­ния, собственных ожиданий (экспектаций), желаний и потребнос­тей. При гармоничном складе характера отмечается внутренний адек­ватное распределение локуса контроля за ситуациями (от внутрен­него до внешнего). Суть адекватного распределения заключена в известном правиле гармоничного человека о том, что он должен обладать способностью изменять ситуации, которые поддаются из­менению, принимать такими, какие они есть не поддающиеся из­менениям ситуации и научиться различать их.

Перечисленные качества составляют сущность одной из наиболее существенных параметров гармоничного характера — зрелости. Зре­лость (в психологическом смысле) — это способность приспосаб­ливаться к среде по законам житейского разума (Б.В.Зейгарник). Она подразумевает сочетание достаточно высоких идеальных уст­ремлений с готовностью выполнять скромные, земные задачи ради' этих высоких устремлений. Зрелость включает психологическое умение человека разводить идеальные и реальные цели. В противовес зрело­сти характерным для дисгармоничного характера выступает инфан­тилизм (незрелость, “детскость”). К инфантильным свойствам отно­сят наивность, несамостоятельность, нездравомыслие и т.п.).

Представленность различных параметров в рамках гармоничного и дисгармоничного характеров продемонстрирована в таблице 13: