Интеллект

Интеллектом в психологии называется система всех познаватель­ных способностей индивида и, в частности, способность к позна­нию и решению проблем, определяющих успешность любой дея­тельности. Выделяется три формы интеллектуального поведения: 1) вербальный интеллект, включающий запас слов, эрудицию, уме­ние понимать прочитанное; 2) способность решать проблемы; 3) практический интеллект, составными частями которого являются умение адаптироваться к окружающей обстановке.

Для клинической психологии наиболее значимым считается прак­тический интеллект, поскольку именно он в значительной степени может изменять поведение человека и нарушать адаптацию. В струк­туру практического интеллекта входят процессы адекватного вос­приятия и понимания происходящих событий, адекватной само­оценки и способность рационально действовать в новой обстановке.

Интеллектуальная, как и некоторые иные, является более слож­ной сферой психической деятельности, включающей в себя неко­торые познавательные процессы. Однако, интеллект нельзя считать лишь простой суммацией этих познавательных процессов. В частно­сти, предпосылками интеллекта являются внимание и память, од­нако ониими не может исчерпываться понимание сущность интел­лектуальной деятельности, также как интеллектуальная деятель­ность не может быть заменена мыслительной.

Выделяют три формы организации интеллекта: здравый смысл, рассудок и разум. Они отражают различные способы познания объек­тивной реальности в частности, в сфере, межличностных контактов и методы ее преобразования на основе полученных знаний. Под здравым смыслом подразумевают процесс адекватного отражения реальной действительности, базирующийся на анализе сущностных мотивов поведения окружающих людей и использующий рацио­нальный способ мышления. Здравый смысл позволяет человеку из­бегать логических ошибок при оценке и интерпретации внешних ситуаций и в соответствии с этим выбирать наиболее адекватный способ взаимодействий с окружающими.

Рассудком обозначается процесс познания реальности и способ деятельности, основанный на использовании формализованных зна­ний, трактовок мотивов деятельности участников коммуникации. Разум — это высшая форма организации интеллекта, при которой мыслительный процесс способствует формированию теоретических знаний и творческого преобразования действительности. По друго­му, разумом обозначается наивысшая ступень логичности, проявле­ние “чистой” рациональности, отграниченной от каких бы то ни было моментов спонтанности, произвола, фантазии, интуитивных прозрений (Н.С.Автономова).

Интеллектуальное познание может использовать рациональный и иррациональный способы. Рациональное близко к научному подходу в оценке событий и явлений, т.е. оно требует применения формаль­но-логических законов, выдвижения гипотез и их подтверждение. Иррациональное опирается в познании на несознаваемые факторы, не имеет строго заданной последовательности и не требует исполь­зовать для доказательства истинности логических законов.

Тесно переплетаются с понятиями здравого смысла и разума т.н. антицчпационные способности. Под ними понимается способности человека предвосхищать ход событий, прогнозировать вероятные исходы различных действий, планировать свою деятельность с це­лью избегания нежелательных последствий и переживаний и адап­тации к окружению.

Немаловажной составляющей разума являйся рефлексия — про­цесс самопознания субъектом внутренних психических актов и со­стояний, а также создания представления об истинном отношении к субъекту со стороны окружающих.

Нарушения интеллекта, как правило, описываютна основании различной степени снижения способностей к решению проблем и задач, снижению мыслительных способностей. Нередко для оценки нарушений интеллекта используется оценка общих и специальных знаний и умений.. Наиболее яркими симптомами и синдромами рас­стройств интеллектуальной деятельности являются признаки деменции и умственной отсталости.

ДЕМЕНЦИЯ — психопатологический синдром, включающий снижение интеллекта в силу нарушения высших корковых функ­ций, памяти, внимания, мышления и проявляющийся нарушения­ми ориентировки, способности к обучению.

УМСТВЕННАЯ ОСТАЛОСТЬ — состояние задержанного или неполного развития психики, которое характеризуется нарушениям способностей обеспечивающих общий уровень интеллектуальности (когнитивных, речевых, моторных и социальных).

Эмоции

Эмоциями называются психические процессы и состояния в форме непосредственного переживания действующих на индивида явле­ний и ситуаций. Возникновение эмоций происходит либо вслед­ствие удовлетворения или неудовлетворения каких-либо потребно­стей человека, либо в связи с расхождением ожидаемых и реальных событий. ^

Эмоциональные переживания могут отличаться друг от друга в зависимости от интенсивности, модальности, длительности, соот­ветствия или несоответствия вызвавших их причин. Под интенсив­ностью понимают степень выраженности, глубины переживания (от слабой до сильной). Модальностью называют спектр, доминирую­щую направленность переживания. Длительность характеризуется вре­менной протяженностью переживания, скоростью возникновения и исчезновения.

Можно отметить несколько измерений эмоций: возбуждения-успокоения, разрядки-напряжения, удовольствия-неудовольствия, которые составляют определенные модальности: раздражения-гне­ва, радости, тревоги-страха, тоски и т.д.

Наряду с эмоциями, т.е. переживаниями, связанными с непос­редственным отражением сложившихся отношений, выделяют глу­бокие и длительные переживания, связанные с определенным пред­ставлением о некотором объекте — чувства. В клинической психоло­гии значимыми для оценки психического состояния пациентов ока­зываются как эмоции и чувства, так и аффекты и страсти. Аффек­тами называют особо выраженные эмоциональные состояния чело­века, сопровождающиеся существенными изменениями в поведе­нии. Страстью же обозначают своеобразный сплав эмоций, мотивов и чувств, сконцентрированных на определенном виде деятельности.

Аффекты являются потенциально опасными эмоциональными феноменами, поскольку могут приводить к дезорганизации поведе­ния и немотивированным поступкам. Различают физиологический и патологический аффект. Существенным дифференциально-диагнос­тическим признаком является наличие или отсутствие нарушений сознания. При физиологическом нарушения сознания отсутствуют, при патологическим — присутствуют, что предопределяет появле­ние или не появление автоматизмов в двигательно-волевой сфере и амнезии вслед за прекращением аффекта. Патологический аффект возникает, как правило, после острой психической травмы. Он ха­рактеризуется сужением сознания по типу сумеречного расстройства, нарушениями ориентировки, чрезмерной жестикуляцией, ре­чевой расторможенностью и психомоторным возбуждением. Закан­чивается патологический аффект в отличие от физиологического достаточно остро появлением общей слабости, безразличием к про­исходящим событиям и глубоким сном. После пробуждения боль­ной выглядит растерянным, не помнит, что с ним произошло, нередко подавлен.

Выделяют также такие разновидности аффективных реакций, как “реакцию смешенного аффекта” и негативистическую “реак­цию назло”. При реакции смещенного аффекта направленность реа­гирования не соответствует источнику, вызвавшему ее. К примеру, после скандала с мужем жена, не имея возможности отреагировать в силу семейных традиций, устраивает скандал случайно оказав­шейся рядом дочери. При аффективной реакции “назло”, которую называют также инфантильной, человек эмоционально реагирует не только назло, т.е. во вред человеку, который вызвал неприятные переживания, но и во вред себе (“Вот заболею назло Вам и умру “-, говорит маленький сын родителям и выходит голый на улицу).

Наиболее сложным является оценка адекватности и неадекват­ности (патологичности) эмоционального переживания, отнесения его к норме или патологии. В связи с этим обратимся к понятию стресса, введенного Г.Селье. Стрессом называется неспецифичес­кий ответ организма на любое предъявленное ему требование” в первую очередь, характеризующийся выраженными эмоциональ­ными переживаниями (аффектами). Стресс может носить негатив­ный характер (дистресс), приводящий к развитию патологии эмо­ций и позитивный, мобилизующий (эустресс). В клинической пси­хологии большое значение придается стрессу, формирующемуся психологическим путем после психогенного воздействия, вслед за психотравмой. Психическая травма — это значимое для человека событие, вызывающее негативные эмоции вследствие того, что данное событие не способствует удовлетворению какой-либо потребности и часто оказывается неспрогнозированным.

Количество эмоциональных феноменов значительно превышает количество проявлений иных познавательных процессов. Остано­вимся лишь на наиболее ярких, распространенных и важных для оценки психологического состояния соматически и психических больных.

ДЕПРЕССИЯ (депрессивный синдром) — пониженное, мрач­ное настроение (тоска), сочетающееся с двигательной заторможен-ностью и замедлением ассоциативного процесса.

МАНИЯ (маниакальный синдром) — повышенное, радостное настроение (эйфория), сочетающаяся с двигательным возбуждени­ем и ускорением ассоциативного процесса.

ЭЙФОРИЯ — повышенное, беззаботное, неадекватно веселое настроение.

ДИСФОРИЯ — злобно — гневливое настроение.

АПАТИЯ — состояние эмоционального безразличия, равноду­шия к самому себе или окружающей обстановке.

СЛАБОДУШИЕ — эмоциональная гиперестезия.

ПАРАТИМИЯ — неадекватный аффект, количественно и каче­ственно не соответствующий вызвавшей его причине.

СТРАХ — чувство внутренней напряженности, связанное с ожи­данием конкретных угрожающих событий, действий (страх проеци­руется во вне — страх острых предметов, животных и т. д.).

ТРЕВОГА — чувство внутренней напряженности, связанное с ожиданием угрожающих событий (тревога чаще не проецируется во вне — тревога за свое здоровье, за работу, за правильное выполне­ние действий и т. д.).

ТОСКА — тяжелое чувство напряжения, граничащее с болью, которое больные локализуют в области сердца (в отличие от трево­ги сопровождается двигательной заторможен ностыо).

БЕСПОКОЙСТВО — чувство напряженного ожидания надви­гающегося несчастья (бесфабульное, беспредметное).

ЧУВСТВО ПОТЕРИ ЧУВСТВ — мучительное чувство бесчув­ствия, переживание безвозвратной утраты возможности чувствования.

АМБИВАЛЕНТНОСТЬ — одновременное сосуществование про­тивоположных чувств.

Немаловажным для клинической практики считается симптом алекситимии — затруднении или неспособности точно описать соб­ственные эмоциональные переживания. При этом пациент для пы­тается объяснить свое состояние на примерах, сравнениях,, однако адекватно сформулировать их не может.

Под ангедонией понимается утрата человеком чувства радости, удовольствия. Как правило, ангедония входит в структуру депрес-сивно-деперсонализационного синдрома. К числу повышенно зна­чимых для эффективного проведения лечебного процесса относится такое эмоциональное переживание как эмпатия- способность чело­века точно распознать эмоциональное состояние собеседника и со­переживать ему. Эмпатию можно назвать эмоциональной отзывчи­востью. При попытке описать ровное настроение нередко используют термин синтонность; при повышенной чувствительности, про­являющейся легкой ранимостью, говорят об эмотивности.

Особо следует остановиться на эмоциональных переживаниях, возникающих вследствие рассогласования прогноза и реальности. Суть их заключается в том, что человек часто ожидает от окружающих определенного стереотипа поведения. Он прогнозирует поступки людей и наделяет те или иные последствия характеристиками жела­тельности и нежелательности. Ожидания (экспектации) однако не всегда оправдываются. Это происходит как вследствие мыслитель­ных особенностей человека (в частности, использования каузаль­ной атрибуции), так и потому, что потребность в удовлетворении какой-либо деятельности блокирует процесс адекватного прогнози­рования.

Из эмоциональных переживаний, которые возникают вследствие нарушения экспектационного и антиципационного механизмов, выделяются обида, разочарование, аффект недоумения, удивление и некоторые иные. Считается, что наиболее яркими примерами фор­мирования эмоциональных переживаний вследствие разнонаправ-ленных способов прогнозирования являются обида и удивление. Удив­ление возникает в случаях, когда реальность превосходит ожидания (“думал, что человек обманет, а он поступил благородно”); обида — при обратной закономерности (“предполагал, что человек должен быть благодарен и ответить взаимностью,а он поступил неблаго­родно”).

Наиболее частым симптомом нарушения аффективной сферы в соматической и психиатрической клинике считается страх. Выделя­ют несколько сотен разновидностей страха, при этом о патологич-ности или физиологичности страхов говорится довольно условно, поскольку страхи могут являться адекватной, мобилизующей реак­цией на реальную угрозу. По данным некоторых исследователи, у 40% людей отмечается страх змей, 31% — высоты, 21% — лечения у стоматолога, 15% — смерти. Многие люди даже не подозревают о наличии у них какой-либо разновидности страха до того, пока не столкнутся с соответствующей ситуацией. Например, страх высоты у многих сельских жителей впервые возникает в городе при выходе на балкон многоэтажного дома. Кроме того, детские страхи являют­ся скорее правилом, чем исключением.

Для оценки степени патологичности страхов используют пара­метры адекватности (обоснованности), интенсивности, длительнос­ти, степени контролируемости человеком чувства страха. Под обо­снованностью понимают соответствие выраженности страха степени реальной опасности, исходящей из ситуации или от окружающих людей. Так, навязчивый страх умереть от падения кирпича на голо­ву можно считать малообоснованным по сравнению со страхом уме­реть от иной травмы. Интенсивность и контролируемость определя­ются на основании дезорганизации деятельности и самочувствия человека, охваченного страхом, и способности преодолевать его. Длительность характеризуется продожительностью по времени. Если страх становится навязчивым, т.е. переживается пациентом часто, плохо контролируется и существенно нарушает самочувствие и дея­тельность человека, то он обозначается как фобия. Наиболее частой является агорафобия — страх открытых пространств и клаустрофо­бия — страх закрытых помещений. Данные разновидности фобий обусловлены навязчивым страхом, что с человеком именно в зак­рытых помещениях или открытых площадях может произойти что-то трагическое. Например, агорафобия может проявлять страхом пе­рехода улиц, площадей, по которым движется поток машин или толпа людей. Страшит человека не само открытое пространство, а то, что он может потерять сознание, упасть в обморок и быть за­топтанным людьми или сбитым машиной в бессознательном состо­янии. Сутью клаустрофобии является страх, что нахождение в зам­кнутом или изолированном помещении (лифте, вагоне трамвая или салоне автобуса) также может оказаться серьезным препятствием для оказания человеку помощи в случае, к примеру, обморока.

Тяжело для человека переживаются так называемые социофобии, разнообразные навязчивые страхи, объединенные опасением осуж­дения человека со стороны окружающих (соцуума) за какие-либо действия: страх покраснеть при людях (эрейтофобия), страх не сдер­жать газы, страх рассмеяться в неподходящее время и в неподходя­щем месте. К нозофобиям относятся навязчивые страхи заболеть ка­ким-либо заболеванием: канцерофобия (раком), спидофобия (СПИ-Дом), сифилофобия (сифилисом), лиссофобия (страх сойти с ума).

Уникальную группу составляют так называемые контрастные навязчивости, сочетающие эмоциональные переживания и наруше­ния мотивации. При контрастных навязчивостях страх возникает по поводу возможных действий пациента, которые он может, но не желает совершить. Например, неожиданно возникающий навязчи­вая идея и страх молодого человека столкнуть собственную мать под колеса проезжающего поезда, несмотря на то, что он ее обожает. Или пароксизмально возникающий страх водителя врезаться на пол­ном ходу в толпу ожидающих автобуса при явном осознании пагуб­ности подобного действия и не желании его совершать.

Воля

Волевая сфера в рамках познавательных процессов представлена мотивационным аспектом. При этом существенным является оценка влияния мотивационных процессов и активности личности в позна­нии действительности.

Для клинической психологии важны такие особенности волевой деятельности как: целеустремленность, решительность и настойчи­вость, которые могут выступать также в виде индивидуально-пси­хологических особенностей.

Мотивацией называется процесс целенаправленной, организо­ванной и устойчивой деятельности, направленный на удовлетворе­ние потребностей. В мотивационной сферу выделяют несколько па­раметров: широта, гибкость, и иерархизированность (Р.С.Немов). Дан­ные параметры характеризуют процесс мотивации с различных по­зиций, охватывая как качественное разнообразие, возможность ее изменяться, так и уровневое строение.

Наряду с мотивами и потребностями, которые могут выражать­ся в желаниях и намерениях, побудителем человеческой познава­тельной деятельности может быть и интерес. Именно данное моти-вационное состояние играет наиболее важную роль в приобретении новых знаний и отражении действительности.

Для клинической психологии значимым является факт тесной связи мотивации и активности с двигательными процессами. В свя­зи с этим нередко волевая сфера обозначаетсякак двигательно-волевая.

К нарушениям волевой деятельности относится большое количе­ство симптомов и отклонений. Одним из наиболее важных является нарушение структуры иерархии мотивов, часто встречающееся в ус­ловиях психической болезни. Суть нарушения заключается в откло­нении формирования иерархии мотивов от естественных и возраст­ных особенностей потребностей.

Другим нарушением считается формирование патологических по­требностей и мотивов (Б.В.Зейгарник). В клинике данное наруше­ние проявляется такими симптомами, относящимися к парабулиям:

анорексия, булимия, дромомания, пиромания, клептомания, суици­дальное поведение, дипсомания.

АНОРЕКСИЯ — отсутствие аппетита, подавление желания есть.

БУЛИМИЯ — патологическое желание постоянно часто и много есть.

КЛЕПТОМАНИЯ — патологическое непреодолимое влечение во­ровать ненужные данному человеку предметы.

ПИРОМАНИЯ -— патологическое непреодолимое влечение к под­жогам.

ДИПСОМАНИЯ — патологическое непреодолимое влечение к запоям.

ДРОМОМАНИЯ — патологическое непреодолимое влечение к бродяжн ичеству.

Кроме перечисленных в детской клинике описаны синдромы патологического непреодолимого влечения выдергивать волосы (три-хотилломания), грызть и поедать ногти (онихофагия), считать окна в домах, ступени на лестницах {арифмомания).

Наряду с парабулиями, описаны такие расстройства двигатель-но-волевой сферы, как:

ГИПЕРБУЛИЯ — нарушение поведения в виде двигательной расторможенности.(возбуждения).

ГИПОБУЛИЯ — нарушение поведения в виде двигательной за-торможенности (ступора).

Одним из наиболее ярких клинических синдромов двигательно-волевой сферы считается кататонтеский синдром. Он включает в себя несколько симптомов:

СТЕРЕОТИПИИ — частое, ритмичное повторение одних и тех же движений.

ИМПУЛЬСИВНЫЕ ДЕЙСТВИЯ — внезапные, бессмысленные, нелепые акты без достаточной критической оценки.

НЕГАТИВИЗМ — проявление беспричинного отрицательного отношения ко всякому воздействия извне в виде отказа, сопротив­ления, противодействия.

ЭХОЛАЛИЯ, ЭХОПРАКСИЯ — повторение больным отдель­ных слов или действий, которые произносятся или производятся в его присутствии.

КАТАЛЕПСИЯ (“симптом восковой гибкости”)- застывание боль­ного в одной позе, возможность сохранять приданную позу в тече­ние длительного времени.

Особой разновидностью патологических признаков со стороны волевой сферы является симптом аутизма. Он проявляется утратой больным потребности общаться с окружающими с формированием патологической замкнутости, отгороженности и нелюдимости.

Среди психопатологических симптомов выделяет симптом авто-матизмов. Автоматизмы характеризуются самопроизвольным и не контролируемым осуществлением ряда функций вне видимой связи с побудительными импульсами извне. Выделяют амбулаторный, со­мнамбулический, ассоциативный, сенестопатический, кинестетичес­кий разновидности автоматизмов. Амбулаторным автоматизмом на­зывается вариант сумеречного расстройства сознания у больных эпи­лепсией, при котором больной может совершать внешне упорядо­ченные и целенаправленные действия, о которых после эпилепти­ческого припадка полностью забывает. Сходные действия человек может производить при сомнамбулическом автоматизме, когда он находится либо в состоянии между сном и бодрствованием либо в гипнотическом трансе (сомнамбулической фазе). Более сложные и разнообразные автоматизмы встречаются при синдроме психического автоматизма Кандинского-Клерамбо. Он является патогномоничных призанком шизофрении и проявляется тремя видами автоматизмов:

1) ассоциативным, при котором человек ощущает, что его мышле­ние и речь управляются извне и помимо его воли (клинически проявляется ментизмом и шперрунгами); 2) сенестопатическим, при котором ощущения в теле расцениваются как чуждые, навязанные, “сделанные” и 3) кинестетическим, при котором утрачивается ощу­щение контролируемости собственных движений и действий.

Сознание

Сознание — еще одна интегративная сфера психической деятель­ности, которая, наряду с волевой и интеллектуальной, выходит за рамки отдельного познавательное процесса. По определению, созна­ние есть высшая форма отражения действительности, способ отно­шения к объективным закономерностям. Считается, что сознание обладает такими характеристиками, как: воображение и рефлексия.

В прикладном аспекте сознание человека оценивается на основа­нии осознания им себя (собственной личности) — идентификации, осознания пространства и времени, в котором в данный момент он существует. Характеристика патологии сознания исходит именноизданной характеристики.

Осознание человеком собственной личности (самосознание) яв­ляется существенным признаком психической нормы. Многие пси­хические заболевания могут нарушать процесс самосознания и при­водить к тому, что человек осознает себя не тем, кем является в реальности или осознает себя множественным.

К.Ясперс противопоставлял сознание собственного “Я” предмет­ному сознанию и выделил четыре формальных признака самосознания, нарушение которых является типичным для психической па­тологии: 1) чувство деятельности — осознание себя в качестве ак­тивного существа; 2) осознание собственного единства в каждый момент времени; 3) осознание собственной идентичности и 4) осоз­нание того, что “Я” отлично от остального мира, от всего, что не является “Я”.

Расстройства сознания разделяют на две группы: состояния вык­люченного и расстроенного сознания. К первым относят обнубиляцию, сопор и кому, различающиеся лишь выраженностью нарушения со­знания (при коме сознание утрачивается полностью); ко вторым — делирий, аменцию, онейроид и сумеречное расстройство сознания, при которых, наряду с нарушением собственно созна ния и само­сознания, отмечаются расстройства и других познавательных про­цессов (таблица 9).