Формула любви

Какой родитель не хотел бы сказать: “Я люблю своих детей всегда, независимо ни от чего, даже от их плохого поведения”. Но, увы, как и все родители, я не могу сказать этого всегда и искренне, положа руку на сердце. Но я должен довериться себе и пытаться приблизиться к прекрасной цели безусловной любви.

При этом я постоянно напоминаю себе, что:

1) Это обычные дети

2) Они ведут себя как все дети на свете.

3) А в ребячьих выходках есть немало неприятного и даже противного.

4) Если же я буду стараться, как следует выполнять свою роль родителя и любить детей, несмотря на их проделки, они будут стараться взрослеть и отказываться от своих плохих привычек.

5) Если же я их люблю только тогда, когда они послушны и радуют меня своим поведением (обусловленная любовь), и если я выражаю свою любовь к ним только в эти (увы, редкие!) моменты, они не будут чувствовать, что их всегда и искренне любят. Это, в свою очередь, сделает их неуверенными, снизит их самооценку, пошатнет веру в себя и действительно может помешать им развиваться в лучшую сторону, чтобы укрепить самоконтроль и проявить себя более зрелыми. Следовательно, я отвечаю за поведение своих детей и их наилучшее развитие не меньше (если не больше), чем они сами.

6. Если я люблю своих детей безусловной любовью, они будут себя уважать и у них появится чувство внутреннего умиротворения и равновесия. Это позволит им, по мере того как они взрослеют, контролировать свою тревожность и соответственно поведение.

7. Если же я люблю их только тогда, когда они выполняют мои требования и соответствуют моим ожиданиям, они будут чувствовать свою неполноценность. Дети будут считать, что бесполезно стараться, потому что этим родителям (учителями и т.д.) никогда не угодишь. Их будет преследовать неуверенность, тревожность и низкая самооценка. Постоянно будут возникать помехи в эмоциональном и поведенческом развитии.

8. Ради самого себя (как беспокоящегося за своих детей родителя) и ради блага своих сынов и дочерей я изо всех сил должен стараться, чтоб моя любовь была как можно ближе к безусловной и безоговорочной. Ведь будущее моих детей основано на этом фундаменте.

Итак, мы ознакомились с формулой безусловной любви к своим детям основанной на любви к себе, ради самого себя. Эта формула может стать основой любви и принятия себя и других, хороших и плохих, но, безусловно, духовных сущностей.

 

 

Литература

 

1. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. ‑ М.: Искусство, 1986.‑ 445 с.

2. Бубер М.

3. Василюк Ф.Е. Молитва – Молчание – Психотерапия // Моск. Психотерап. журнал. – 1996. – № 4. – С. 141—145

4. Выготский Л.С.

5. Кафка Ф. Америка: Роман; Процесс: Роман; Из дневников: пер. с нем / Авт. предислов. Д. Затонский, — М.: Политиздат, 1991. — 606 с.

6. Мамардашвили М. Как я понимаю философию. ‑ М.: Прогресс, 1992.‑ С. 107‑121.

Мень А. Сын человеческий

 


[1] До Канта считалось, что наше познание должно согласовываться с нашими объектами. «Коперниканский переворот» Канта заключается в гипотезе: объекты согласуются с нашим способом познания. Мышление является констатирующим для своих объектов. Оно создает их, познавая их.

* То, что экзистенциальная психология вышла из экзистенциальной философии это научный факт, который отражает логику развития научной мысли, когда идеи одной науки подхватываются и развиваются в лоне уже другой науке. Часто представители одной науки нарушают границы и тогда трудно определить ведомственную принадлежность ученого. Примеров много, для нас это Ж. - П. Сартр. Может вызвать удивление то обстоятельство, что Россия, являющаяся родиной одной из трех ветвей экзистенциальной философии (Н. Бердяев, Л. Шестов, В. Соловьев) никак не отреагировала на психологическом уровне. Тем более, что мощным дополнением к философии в России была великая экзистенциальная литература Л.Н. Толстого, Ф.М. Достоевского, Ф. Сологуба и других. Иррационализм русской культуры — благодатная почва для рассмотрения проблем бытия и небытия.

* Dasein – бытие, как включенность в некое иное бытие, как присутствие “вот-бытие”, здесь - бытие”, “бытие-в-мире”.

* Получил это название после инцидента с захватом заложников, произошедшего в Стокгольме, во время которого террорист и заложница стали любовниками.

* Неспособность узнавать предметы при том, что в мозг поступает полноценная сенсорная информация от органов чувств, называется агнозией. Для узнавания необходимо переработать чувственную информацию. Один из этапов такой переработки, интерпретации - вызов хранящихся в памяти сведений о подобных объектах. Агнозия - результат повреждения участков мозга, ответственных за интерпретацию новой и вызов ранее полученной информации, вследствие инсульта или травмы головы. В данном случае блокировка когнитивной составляющей под влиянием сильных, нечеловеческих эмоций привела к ступору. Последующая информация через слуховые и зрительные анализаторы не доходит до сознания. Пьер не может обратиться и к сознанию, так как в прошлом опыте нет похожей информации, и он не может актуализировать то, чего там нет и не было.

[2] Авторы этого буклета Атле Дюрегров и Елин Хордвик. Они психологи, оба работают в Центре стрессовой психологии в Бергене (Норвегия). Оба располагают большим опытом работы с детьми в состоянии кризиса. Перевод Марии Торнель.Издание осуществлено при поддержке организации «Спасите Детей», впервые опубликовано по-шведски, в 1995 году .

 

* Обращение к роману Ф. Кафки “Процесс” не является совсем уж пионерским шагом. Русскоязычному читателю хорошо известен текст Э. Фромма [ ]. Меньше известна статья Юлиуса Хойшера (J.Heuscher “Inauthenticity, Flight from Freedom, Despair, ” American Journal of Psychoanalysis (1976) 36: 331—7. ). Совсем недавно стали доступны блестящие работы И. .Ялома [ , ]. Что же можно предложить еще в заочном “соревнование” с классикой? Свой опыт прежде всего, свое прочтение любимого писателя, который стал моим писателем до того как я стал психологом. Толчком к обращению к тексту романа стал один терапевтический случай, вернее сон моего клиента, которому приснилась железная дверь, в которую он никак не мог попасть, но ему очень туда хотелось. Проснулся он со слезами на глазах и с болью в груди. “Я задержан”, – подумал мой клиент. Его рассказ мне что напомнил и после недолгих поисков в своей памяти я открыл роман Ф. Кафки. Он мне подсказал и стратегию психотерапевтической работы, которая оказалась в конечном счете эффективной.

* Психотерапия Л.Н. Толстого // Адукацыя i выхаванне.— 1993.—№ 10.— С.25—33. Список Робинзона // Адукацыя i выхаванне. — 1994. — № 11.—С.48—52. Психологическая жизнь / Адукацыя i выхаванне.— 1995.—№ 8.— С.103.— 109.

* Заменив слово суд, на слово психолог, это предложение можно сделать правилом психотерапии.

[3] Точные слова на эту тему мы находим мудрой сказке Е. Шварца “Золушка”. “Связи связями, но надо же и совесть иметь. Когда-нибудь спросят, а что ты можешь, так сказать, предъявить? И никакие связи не помогут тебе сделать ножку маленькой, душу — большой, а сердце — справедливым.”

[Л.А.П.1]

[Л.А.П.2]