Экзистенциальный анализ.

 

Экзистенциальный анализ базируется на следующих принципах рассмотрения и определения личности: а) динамический, б) базисные проблемы существования, в) внутриличностный конфликт между осознанием самого себя и осознанием конечных данностей своего существования (смерть, свобода, изоляция и бессмысленность).

К областям базисных конфликтов, которые анализирует экзистенциальная психология, относятся: смерть, свобода, изоляция, бессмысленность,

Смерть наиболее очевидная и легко осознаваемая конечная данность. Противостояние между сознанием неизбежности смерти и желанием продолжать жить – центральный экзистенциальный конфликт.

Свобода. Обычно свобода представляется однозначно позитивным, желанным явлением. Это то, что человек жаждет и стремиться на протяжении всей истории человечества. Однако свобода как первичный принцип порождает ужас. ”Свобода” — это отсутствие внешней структуры, отсутствие опоры. Первый глоток свободы сопровождает первым криком младенца, появившегося на свет. Это крик, заявляющий о новом «Я», которое освободилось и далее? Человеческую жизнь можно рассматриваться как постепенное обретение свободы до полной свободы от жизни. Человек питает иллюзию, что он приходит в хорошо организованный мир. На самом деле индивид несет ответственность за свой мир, сам является его творцом. Мир для него, оказывается, никто и не организовывал, его никто не ждал. Мир готов что-то сделать для тебя, но при условии, что ты отдашь за это свою свободу.

Свобода есть ничто иное, как ужас пустоты, бездны. Под нами нет никакой почвы, нам не на что опереться. Свободы – это отсутствие внешней структуры. Здесь сущность экзистенциального конфликта проходит между стремлением к свободе на протяжении всей человеческой жизни и ужасом перед обретенной свободой, за которой нет опоры, организации, нет ничего.

Изоляция – это не изолированность от людей с порождаемым ею одиночеством и не внутренняя изоляция от частей собственной личности. Это фундаментальная изоляция и от других созданий и от мира. Сколь близки мы бы не были к кому-то, между нами непроходимая пропасть. Каждый из нас в одиночестве приходит в этот мир и в одиночестве должен его покинуть. Экзистенциальный конфликт есть конфликт между создаваемой абсолютной изоляцией и потребностью в контакте, в защите, в принадлежности к чему-то большему целому. Может быть, поэтому человек так падок на суррогаты принадлежности – конформизм и безответственность. Человеку всегда хочется передать ответственность за себя кому-нибудь другому или другим, тем самым разомкнуть путы изоляции. Безответственный человек это человек коллективистический, человек толпы, где толпа преодолевает за нас изоляцию и одиночество, взамен часто забирая разум и мораль.

Бессмысленность. Четвертая конечная данность существования. Мы конечны, мы должны умереть, мы сами конструкты своей жизни, создатели своей вселенной, каждый из нас обречен на одиночество в этом равнодушном мире. Какой же тогда смысл нашего существования? Как нам жить и зачем? Если ничего изначально не предначертано, то каждый должен сам творить свой жизненный замысел. Каждый имеет свою дорогу (Никому сюда входа нет, эти врата были предназначены для тебя одного! - кричит изо всех сил привратник врат Закона умирающему поселянину в романе Ф. Кафка «Процесс»).

Но как нам сотворить нечто прочное, чтобы оно выдержало нашу жизнь. Этот экзистенциальный динамический конфликт порожден дилеммой, стоящей перед ищущим смысл человеком, который брошен в бессмысленный мир.

Экзистенциальная психология предлагает следующую формулу существования человека в мире:

Сознавание конечной данности — тревога — защитный механизм.

Тревога здесь как впрочем, и в психоанализе движущая сила развития. Но если в психоанализе тревогу вызывает влечение (импульс), то в экзистенциальной психологии — осознание и страх, страх перед будущим.

Итак, четыре конечных фактора человеческого бытия: смерть, свобода, изоляция и бессмысленность — определяют основное содержание экзистенциальной психодинамики, экзистенциальной анализа.

Экзистенциальный анализ — рассмотрение личности во всей ее полноте и уникальности существования. Это феноменологический анализ актуальности человеческого бытия.

Цель экзистенциального анализа — реконструкция внутреннего мира опыта. Подлинное бытие личности обнаруживается благодаря углублению в себя с целью выбрать «жизненный план».

Экзистенциальная психология (проблема глубины).

Чтобы рассмотреть данный вопрос необходимо обратиться к классическому психоанализу. Для З. Фрейда исследование всегда связано с понятием глубины. Цель психоанализа добраться до ранних событий жизни индивида. Самый глубокий конфликт – самый ранний конфликт. Так, “фундаментальными” источниками тревоги считаются в психоанализе самые ранние опасности – сепарации и кастрации. Таким образом, психодинамический процесс запущен самим развитием человека.

Экзистенциальный подход (экзистенциальная динамика) к человеку определяется не развитием. С экзистенциальной точки зрения глубоко исследовать совсем не обязательно означает исследовать прошлое. “Это, значит, отодвинуть повседневные заботы и глубоко размышлять о своей экзистенциальной ситуации. Это, значит, размышлять о том, что вне времени – об отношениях своего сознания и пространства вокруг” [И. Ялом]. Глубина экзистенциального анализа это глубина осознания своего бытия в этом мире и неизбежность наступления небытия.

Вопрос не в том, каким образом мы стали такими, каковы мы есть, а в том, что мы есть.

На первую часть вопроса (каким образом мы стали) можно найти ответ в психоаналитической психологии.

На вопрос каковы мы есть отвечает бихевиоризм и необихевиоризм.

Вопрос что мы есть, в психологии долгое время не столько не получал ответа, сколько не ставился.

Наше прошлое, безусловно, нередко является источником различных опасностей, источником немотивированной тревоги. Память о прошлом важна постольку, поскольку является частью нашего теперешнего существования.

В экзистенциальной психологии главное время “будущее, становящееся настоящим”.

В отличие, от психодинамической психологии, которая ищет в прошлом ответы на проблемы сегодняшнего дня, экзистенциальный анализ пытается ответить на причину или первопричину того страха, ужаса, который настигает человека при встрече с реальным или воображаемым небытием. Ответ на причину страха и ужаса можно найти впереди, в будущем. И дает единственно правильный ответ, который требует мужества для принятия.

Основополагающая роль времени и его структуры проявляется со всей очевидностью при экзистенциальных переживаниях страха и отношения к смерти. Именно анализируя время и переживания времен можно достичь понимания того, что «в глубине глубин» и есть человеческое бытие

Психические кризисы представляют собой такой пограничный опыт, и они способны затронуть индивидуальные ощущения времени. Изменения ощущения времени многих пугают и ставят в тупик

Вневременной характер экзистенциальная психологии определяется тем, что в ней идет речь о “ситуации” человеческого существа в мире.

Л. Бинсвангер выделяет следующие модусы бытия, опираясь на которые он исследует личность.

Модус будущего.Подлинное существование человека связано с будущим временем, куда и трасцендирует собственные пределы человек. Он выбирает свой путь, от которого зависят и пределы существования.

Модус прошлого.Если эта открытость исчезает, то человек начинает цепляться за прошлое, там пытается найти причины своих неудач. Свою жизнь, жизненные неудачи он объясняет с позиций детерминизма, а не своими собственными просчетами, нежеланием выбирать.

Модус настоящего.Если детерминирует модус настоящего времени, то человек «падает» в das Man, обезличивается.

Посылки (основания) экзистенциального анализа.

1. Подлинная личность – свободна от причинных связей с материальным миром, социальной средой.

2. Личность, закрытая будущему невротик. Невротик — человек, который ощущает себя “заброшенным”, внутренний мир сужается, возможности развития ускользают от непосредственного видения. Происходящее человек объясняет детерминациями прошлых событий. (Здесь личность — это личность вопреки, а не благодаря. Личность невротика, по своей выраженности, бизка к нарцистическому типу).

3. Психическое нездоровье есть утрата непрерывности самостановления; крайняя степень не подлинности, удаленности от свободного трансцендирования. Невротики не “видят” вероятностный характер бытия (“Бытия возможности”).

Модусы бытие-в-мире.

1.Umwelt—ландшафт, физический мир, который с нами разделяют все живые организмы;

2. Mitwelt—социальный мир, сфера общения с другими людьми, четко отделяемая от социального мира животных;

3. Eigenwelt — мир самости (в том числе телесный), который присущ только человеку. Это не просто субъективный мир, а основа, на которой строится отношение к двум другим модусам.

Понятие трансценденции.

«Трансценденция» буквально означает выход за пределы чего-либо. Категория «Трансценденция» психологами экзистенциального направления рассматривается в качестве фундаментальной способности человеческого существа, заданной онтологической структурой и находящейся вне рамок причинного объяснения. Трансценденция предполагает отношение к себе как к объекту и субъекту одновременно, способность взглянуть на себя со стороны. Благодаря трансценденции преодолеваются границы времени и пространства. Сущностью личности является способность переносить прошлое в настоящее, приближать будущее. Через введение понятия «трансценденция» психологи подчеркивают активность человеческой личности, ее творческое начало.

Понятие «трансценденция» позволило уточнить такую важную характеристику личности как психическое здоровье. Л. Бинсвангер считал, что норму душевного здоровья следует выводить из непрерывности становления, саморазвития, самореализации. Этот тезис сближает Л. Бинсвангера с А. Маслоу и с его самореализацией как высшей ступени развития человека и с В. Франклом, который самореализацию рассматривал как самотрансценденцию себя в мире.

Остановка на этом пути (Л. Бинсвангер) может привести к «окостенению» и абсолютизации какого-то «ставшего», достигнутого состояния. Отсюда психическая болезнь по определению Л. Бинсвангера есть высшая степень неподлинности. Болезнь и здоровье находятся в прямой зависимости от подлинности или неподлинности совершенного человеком выбора. Индивид сам выбирает свое существование как больное, и все события его внутреннего мира связаны с этим выбором. Болезнь трактуется как состояние человека, отказавшегося от свободного проектирования собственного будущего, отказавшегося от основополагающего принципа человеческого существования — принципа трансценденции.

Таким образом, трансцендирование выступает главной характеристикой психического здоровья.

Вместе с тем, в процессе трансцендирования, человек выходит за пределы самого себя к миру. Тогда его сознание есть всегда сознание чего-то, так как самим актом трансцендирования конституируется как мир, так и сам человек.

Время.От понятия трансценденция легко перейти к анализу понятия время, как его понимают психологи экзистенциалисты. Вслед за Хайдеггером экзистенциалисты подчеркивают, что будущее в контраст к настоящему и прошлому — основной образец времени для человека. Здесь принципиальное отличие экзистенциальной психологии от психоанализа. Прошлое имеет или приобретает точнее значение только в свете проекта будущего, ведь даже события жизненного пути избирательно извлекаются из памяти. Отсюда значения прошлых событий не так уж и фатально для человеческой жизни как считают ортодоксальные фрейдисты.

Утрата временной перспективы становится фатальной в генезисе психических нарушений. Наши опыт показывает, что эффект укороченного будущего есть симптом психической травматизации личности. Утрата будущего, или нежелание строить будущее приводит к депрессии и беспокойству.

Миро-проект– термин, введенный Л. Бинсвангером для всеобъемлющего паттерна индивидуального модуса «бытия-в-мире». Миро-проект человека позволяет понять, как он будет действовать в определенной ситуации. Границы проекта могут быть узкими и сжатыми, а могут быть широкими и экспансивными. Внешне данная категория напоминает понятия аттитюд, установка, диспозиция (В. Ядов).

Миро-проект представляет собой ориентир, с помощью которого мы можем интерпретировать каждое действие личности. Принципиально важно, что миро-проект, определяя поведение личности, сам остается за пределами сознания.

Л. Бинсвангер рассматривает категории, которые отличают здоровый миро-проект от больного.

Важнейшая категория – «непрерывность». Любой разрыв непрерывности может вызвать чувство страха. В каких случаях происходит разрыв непрерывности? Тогда, когда человек сталкивается с такими событиями жизненного пути, которые нарушают его внутриличностное равновесие и социальную ситуации человек интерпретирует как травматическую. Внутренний мир клиента в таких случаях сужается, его личность опустошена, он старается, как можно проще реагировать или вовсе не реагировать на опасный мир. Он уходит в глубокий невроз.

Другая важная категория из характеристик миро-проекта – категория разнообразие. Л. Бинсвангер отмечает, что когда миро-проект определяется незначительным числом категорий, угроза сильнее, чем тогда, когда он более разнообразен. Разнообразие человеческих миров позволяет уйти из мира, в котором существует угроза, в мир, где этой угрозы нет. Один мир подставляет опору для угрожающего человека мир.

Миро-проект можно рассматривать как стратегию жизни или более узко как стратегию преодоления кризисных ситуаций (coping-стратегию).

Модусы бытия в мире. Безусловно, что существует много модусов бытия в мире. Что такое модус бытия — это способ самоинтерпретации, самопонимания, самовыражения.

Бинсвангер выделяет несколько модусов бытия в мире.

Дуальный модус это состояние, которое достигают два человека в любви.

Аутентичный модусчеловеческого бытия, когда Я - Ты становятся Мы.

Сингулярный модус это стратегия, индивида, живущего исключительно для себя.

Анонимный модус – стратегия индивида, прячущегося в толпе.

Как правило, у человека не один, а много модусов существования. Модусы существования чем-то напоминают социальные роли, которые человек проигрывает в своей жизни. Принципиальная разница между этими понятиями состоит в том, что роли есть функция микросреды, а модусы функции бытия человека в мире через самовыражение и самоинтерпретацию.

Свобода.Данная категория наиважнейшая в психологии экзистенциализма. Свобода это категорический императив человеческого существования. Человек свободен потому, что он сталкивается с единственной необходимостью (в философии категория «свобода» сосуществует с категорией «необходимость») — все время выбирать; он как бы обречен, быть свободен.