Тревога пустоты и отсутствия смысла.

 

Все большее число людей охватываются чувством бесцельности и пустоты, или, как определил данное состояние В. Франкл —экзистенциальным вакуумом. Основатель третьей венской школы, В. Франкл утверждает, что в такие времена как наши, во времена экзистенциального вакуума, основная задача образования состоит не в том, чтобы довольствоваться передачей традиций и знаний, а в том, чтобы совершенствовать способность, которая дает человеку возможность находить те уникальные смыслы, которые не задеты распадом универсальных ценностей. Эта способность человека находить смысл, содержащийся в уникальных ситуациях, - совесть.

Духовное самоутверждение есть жизнь по законам творчества. В творчестве можно выделить два уровня: Уровень созидания (А) и Уровень соучастия созиданию (Б). Принимать участия в творчестве по типу «Б» означает обладание способностью к осмысленному соучастию в их творениях.

Возможность соучастия в творчестве (уровень Б) афористично представил русский поэт Афанасий Фет. “Ты, видишь ли, или чуешь в мире то, что видели или чуяли в нем Фидий, Шекспир, Бетховен? “Нет”. Ступай? Ты не Фидий, не Шекспир, не Бетховен, но благодари бога и за то, если тебе дано хотя бы воспринимать красоту, которую они за тебя подслушали и подсмотрели в природе”. Эта способность воспринимать красоту, которую за тебя подслушали и подсмотрели Фидий, Шекспир, Бетховен означает жить внутри смыслов, утверждать себя как активного участника этих смыслов. Еще один важный элемент творчества (А) и сотворчества (Б) ‑ противодействие по отношению к содержанию своей культуры. Переживание творчества и сотворчества ‑ условия принятия духовной жизни всерьез ‑ предельная работа человека. Если человеческой жизни не присущ такой опыт ‑ то ей угрожает все, то же небытие в двух формах ‑ пустоты и отсутствие смысла.

Небытие угрожает человеку, угрожает его духовному самоутверждению. Духовное самоутверждение означает не что иное, как жизнь по законам творчества. Человек живет творчески — следовательно, он само утверждается духовно.

Тревога “отсутствие смысла”‑ есть утрата предельной заботы, утраты смысла всем смыслам. Человек не может ответить себе на вопрос: “В чем смысл его существования?” Утрата ответа на этот вопрос ‑ угроза тревоги “отсутствие смысла”. “Человек в поисках смысла” ‑ это единственно человеческая форма его существования. Формой этого пути ‑ духовное самоутверждение через творчество.

Тревогу пустотывызывает угроза небытия определенным содержанием духовной жизни, разрушение верований. “Потерял веру в человека” объявил литературный герой 30-х годов и назначил достаточно большую цену этой потере. Верования разрушаются в результате: а) человек отрезан от соучастия в некоторой культурной сфере; б) он жестоко разочарован в том, что раннее страстно утверждал; в) его приверженность одному объекту сменяется приверженностью другому, а затем третьему, ибо смысл каждого из них пропадает, а творческий эрос превращается в безразличие или отвращение.

Пустота и утрата смысла ‑ суть выражения тревоги небытия, угрожающего духовной жизни человека. Этот вопрос можно сформулировать иначе: какова природа тревоги человека, когда он встречается с фрагментами бытия, почему этот фрагмент становиться для него со-бытием?

Итак, мы рассмотрели три типа тревог, которые переплетены между собой таким образом, что один из них задает тон, а остальные вносят дополнительные оттенки в состояние тревоги. Они заданы самим существованием человека и исполняются в ситуации отчаяния, возникновению которой они способствуют