Антропологическая катастрофа как потеря личностной целостности

 

Язык философа сложен и метафоричен и для пояснения своих мыслей он пользуется притчами и иносказаниями, которые в свою очередь требуют прояснения. Метафору “черная дыра“ М. Мамардашвили позаимствовал у А. Азимова. Очевидно, – пишет ученый, – что существует какая-то фундаментальная структура сознания, в силу чего наблюдаемые разнородные, внешне друг с другом никак не связанные микроскопические, макроскопические и космические явления предстают как далеко идущие аналогии. Эти явления ученый предлагает рассматривать как метафоры свойств сознания, которые демонстрируют фундаментальную включенность сознания в процессы познания реальности. Здесь идет речь о внутреннем знании, которым обладает человек — сознании до опыта, до познания и в познании, недоступное никакому внешнему, удаленному наблюдателю. (Чужое знание, как и чужая душа — потемки).

Используя в качестве иллюстрации стихотворение Г. Бенна “Целое”, М. Мамардашвили так определяет судьбу внутреннего знания и носителя его – человека.

а) Сознания и самосознания человека всегда фрагментарно: одновременно и в опьянении, и в слезах, в сиянии блеска и во тьме. Ускользает определенность и авторство содержания сознания. Как пишет поэт: в сознании всегда бушуют бури, но “какие бури, чьи”? Человек принципиально не в состоянии установить авторство содержания его сознания. Об этом же строчки А. Ахматовой: “Я на чужом пишу черновике…”

б) Человек обречен на одиночество. Человек всегда несчастлив, вечно одинок — он “редко с кем-то, все больше укрыт” от внешних глаз. Все варится в глубине и, вырываясь во вне, к “нутру” сводится.

в) В одном и том же действии твоем один видит разрушение, другой созидание: “Что строил ты, один то видел, другой — лишь то, что разрушал”. Все это виденья половинки, ведь целым обладает (должен обладать!?) только сам человек. [“Другому как понять тебя? Поймет ли он, чем ты живешь? Мысль изреченная есть ложь”. Ф. Тютчев]

г) Так же неопределенна любая цель, которую ставит сам человек перед собой, которая при встрече должна прояснить наконец-то человеческую судьбу. “Но вот предстало, то, что должно было”. И что же — живая цель “окаменела”. И что же это за результат, на что это похоже: “гологоловый гад в кровавой луже”.

Итак, ощущение “целого” есть особое, внутреннее умонастроение, потеря которого есть звон колокола, который всегда “звонит по тебе” (Дж. Донн).

Для пояснения антропологической катастрофы рассмотрим принципы трех “К“— метафоры, которые использует М. Мамардашвили для описания и иллюстрации ситуации принципиальной неопределенности.