Социально-психологическая адаптация и реадаптация инвалидов по зрению

 

Как уже было показано выше, врожденная или рано приобретенная слепота затрудняет образование социальных связей и отношений, а появление дефект у человека со сложившимися связями и навыками общественного поведения ведет к их разрыву, смеще­нию. И в том и в другом случае инвалид по зрению выпадает из коллектива, что крайне неблагоприятно влияет на его положение в нем.

В связи с этим основной задачей реабилитационой работы в целях интеграции инвалидов по зрению в обществе является уста­новление или восстановление социальных связен, то есть социально психологическая адаптация (у поздно ослепших - реадаптания).

В процессе реабилитапионпой работыпо социально-психологической адаптации (реадаптации) слепых перед практическими работниками специальных учреждении (школ, восстановительных центров, реабилитационных кабинетов) возникают определенные трудности. Возникает необходимость преодолеть депрессию, воз­никающую как реакция на слепоту, сформировать адекватные ус­тановки по отношению к окружающим, своему дефекту и деятельности, вооружить слепых новыми способами коммуникации.

Первым этапом социально-психологической адаптации следует считать преодоление депрессии, связанной с осознанием дефекта, на который инвалиды по зрению реагируют крайне болезненно. Глубина и длительность реакции зависят как от особенностей лич­ности, так и от темпа развития заболевания, его тяжести и времени появления. Наиболее серьезные психические травмы наблюдаются у ослепших в зрелом возрасте. Реакция мгновенно ослепших ока­зывается более тяжелой, чем у тех, кто теряет зрение постепенно. Однако, как показывает практика реабилитационной работы, даже в этих случаях приобщение ослепших к деятельности позволяет снять депрессию и восстановить оптимистическое отношение к жизни.

Одновременно ведется работа по преодолению фрустрации, возникающей в результате появления в жизни слепого труднопрео­долимых препятствий, постоянно высокого психического напряжения. В основе этой работы лежит формирование способов поведения, основанных на двигательном контроле (у рано ослепших), или (стр.96) перестройка динамических стереотипов (у ослепших в более позднем возрасте).

Зависимость этих процессов от личности ослепшего отчетливо проявляется в выделенных B.C. Сверловым четырех типах поведе­ния непосредственно после утраты зрения (речь идет о периоде осознания дефекта детьми школьного возраста):

1. Безразлично вялый. Представители зтою типа поведения дли­тельное время находится в депрессивном состоянии и ничего не предпринимают для восстановлении своего положения в обществе.

2. Рассудительно волевой. Представители этого типа поведения направляют усилия на преодоление последствий дефекта.

3. Контрастный. Представители этого типа поведения впадают в состояние глубокой депрессии, а затем мобилизуют свои силы на преодоление последствий дефекта.

4. Неустойчивый. У представшелей этого типа поведения наб­людаются регулярные переходы от депрессии к оптимистическому настроению.

При утрате зрения в зрелом возрасте реакции ослепших сущес­твенно варьируют по силе и характеру реагирования, степени адек­ватности оценки влияния дефекта на жизнь инвалида и т.д. И.П. Дрызго выделяет четыре типа реагирования на зрительный дефект:

1. Наличие адекватной реакции и поведения при кратковре­менных снижениях настроения;

2. Проявления кратковременных невротических реакции в виде эмоциональной дезорганизованпости, астении, гипертрофирован­ного представления о своем дефекте;

3. Наличие длительной невротической реакции, снижение пси­хической активности ипохондрия на почве гипертрофированного представления о дефекте;

4. Отчетливая представленность патохарактерологических черт, повышенная аффективная возбудимость, завышенная самооценка, отчетливо выраженный эгоцентризм.

Возникающие у ослепших состояния депрессии, фрустрации, дистрессы, нервно-психические отклонения, проявления патохарактерологических черт исчезают в ходе реабилитационной работы (психологическая, психотерапевтическая помошь) по мере того, как они осознают, что могут трудиться, обслуживать себя в быту, т.е. восстановить хотя бы частично свое социальное положение.

В результате включения о деятельность начинается процесс преодаления психологического кризиса, выхода из состояния психологического (стр.97) конфликта. Этот процесс имеет поэтапный характер. В.С. Мерлин выделяет четыре фазы: 1) фаза бездействия, которой сопутствует глубокая депрессия; 2) фаза занятия, на которой инва­лид включается в деятельность с целью отвлечься от тяжелых мыс­лей о своей инвалидности; 3) фаза деятельности, для которой ха­рактерно стремление реализовать свои творческие возможности; 4) фаза поведения, когда складывается характер и стиль деятель­ности инвалида, определяющие весь ею дальнейший жизненный путь.

Решающим моментом в социально-психологической реабили­тации является восстановление социальных позиций инвалида. По­следнее существенно зависит от установок инвалида по отношению к зрячим, труду, общественной деятельности, самому себе и своему дефекту. Эти установки формируются в процессе деятельности. Адекватность этих установок прежде всего зависит от того, на­сколько успешно выполняется деятельность. Поэтому основным условием социально-психологической адаптации и реадаптации яв­ляется включение инвалида в коллективную деятельность, воспи­тание его в коллективе и через коллектив.

Именно в коллективе складывается у инвалида правильное от­ношение к своему дефекту, что является решающим фактором реа­билитации.

§ 5. Социальная перцепция и установки на общение

Завоевание и удержание определенной социальной позиции в коллективе зависят от многих факторов; степени скомпенсированности дефекта, уровня физического и психического развития, мо­ральных, волевых, интеллектуальных качеств и т.д.

В социально-психологическом плане важнейшими качествами являются способность устанавливать социальные контакты, адек­ватно воспринимать и понимать партнеров по общению.

В работах социальных психологов, посвященных интерперсо­нальной перцепции, утверждается, что первое впечатление о парт­нере по общению основано на визуальном восприятии. Визуальный образ, возникающий при первой встрече, оказывается исход­ным для понимания человеком человека. Именно со зрительного восприятия начинаются межличностные контакты, возникают сим­патии и антипатии. От него зависит стремление к повторным встречам или уклонение от них. (стр.98)

Отсюда можно сделать вывод, что утрата или глубокое нарушение зрения, препятствующее видению лица партнера по общению и других его внешних качеств, восприятию мимических дви­жений, выражения глаз и многих других визуально воспринимаемых признаков, затрудняют процесс общения. Слепой человек ли­шается важного канала, по которому поступает информация об ок­ружающих.

В тифлологической литературе рассматриваются возможные пути компенсации последствий отсутствующего или глубоко нару­шенного зрения.

Одни авторы склонны считать, что единственным средством восприятия слепыми партнеров по общению является слух (B.C. Сверлов и др.). По их мнению, голос собеседника и его особеннос­ти (тембр, громкость, высота), как и особенности речи (структура, лексика, темп, интонация), позволяют составить представление о физическом (возраст, рост, пол, комплекция) и психологическом (эмоциональное состояние, волевые и интеллектуальные черты ха­рактера и т.д.) облике воспринимаемого человека.

Другие авторы высказываются в пользу полисенсорного вос­приятия, то есть восприятия слепыми партнеров по общению при помощи ряда сохранных анализаторных систем (слуха, осязания, обоняния). Эта концепция хорошо подтверждается эксперимен­тальными данными П. М. Залюбовского, показавшего, что при опознании людей слепые пользуются не только слухом, ориентиру­ясь на голос или походку (в 80--90% случаев), но и обонянием (33%) и осязательной информацией (16% случаев).

Однако независимо от того, по каким каналам получает инва­лид по зрению информацию, важнейшими остаются следующие вопросы: в какой степени зрение адекватно отражает сущность партнера по общению и в какой мере этот процесс нарушается при слепоте? Возможно ли правильное восприятие и понимание чело­веком человека при отсутствии зрения? Как зрячие воспринимают и понимают слепых?

Прежде всего отметим, что как при нормальном, так и при на­рушенном зрении восприятие человека человеком осуществляется полисенсорно, то есть в нем участвуют зрение, слух, осязание и обоняние. Нетрудно представить себе ситуацию, когда положи­тельное впечатление, возникшее на основе зрительного восприя­тия, может быть сведено на нет, вплоть до возникновения антипатии. Речь идет о слуховом (неприятный тембр голоса, дефекты речи, (стр.99). осязательном (холодная, влажная рука, вялое рукопожатие) и обонятельном (ненриягпый запах) восприятии.

Следует подчеркнуть, что восприятие любой модальности - это субъективный образ объективного мира. Внешние воздействия преломляются в нашем сознании, их результатыво многом обус­ловлены субъективными особенностями внутреннего мира челове­ка - его опытом, эмоциональным и типическим состоянием, гото­вностью к восприятию, установками и т.д.

Из сказанного следует, что восприятие человеком человеканаоснове зрения или какой-либо иной чувственной основе неизбеж­но несет в себе элементы субъективности и информация, получае­мая таким обраюм, далеко не всегда отражает существенные приз­наки партнера по общению.

. Очевидно, что никто не будет отрицать, что восприятие чело­веком человека при слепоте, существенно ограничивающей поток поступающей информации, затрудняет обратную связь, столь необ­ходимую для общения. Но это не может принципиально изменить процесс социальной перцепции, лишить слепого человека возмож­ности воспринимать окружающих его людей.

Для того чтобы проникиуть, во внутренний мир человека, рас­крыть для себя его сущность, чувственно получаемая информация требует проверки в совместной деятельности. Только поступки, по­ведение человека в различных ситуациях раскрывают его сущность, позволяют понять и оценить его достоинства и недостатки. Поэто­му именно поведение служит надежной основой межличностных контактов, тем более что в общей массе слепые, за исключением ослепших в зрелом возрасте, как правило, внешним обликом парт­неров по общению (абрисом липа, цветом волос, глаз и т.п.) не интересуются. Поэтому говорить о необходимости возмещения от­сутствующих данных такого рода, видимо, нет смысла.

Выше уже была отмечена зависимость интерперсональной пер­цепции от установок личности. Помимо общих для нормально ви­дящих и инвалидов по зрению установок, слепота, а точнее, неу­дачные попытки общения со зрячими ведут к формированию у слепых неадекватной установки. Речь идет о том, что слепые избе­гают зрячих, стремятся уйти в свой внутренний мир, предпочитают контакты с товарищами по несчастью. Такого рода отрицательные установки наблюдаются и при других дефектах. Вот что по эгому поводу пишет в одном из очерков В.M. Дорошевич: “Увечному (стр.100) человеку нет большего утешения, как такого же увечного встретить. Уверяю вас, что человеку на одной ноге даже противно смотреть на человека, у которого две ноги. Как нам на урода. Тогда как вид одноногого человека в нем возбуждает радость: “Наш брат, одно­ногий!”

Следует помнить, что некоторые слепые избегают общения со зрячими из-за ложного чувства своей малоценности и очень часто имеющих еще, к сожалению, место неадекватных установок здоро­вых людей по отношению к инвалидам. Отметим, что установка на то, чтобы избегать общения со зрячими, может быть следствием отсутствия навыков поведения в обществе и осознания своих кос­метических дефектов (отсутствие глазных яблок, шрамы на лице и др.). Преодоление подобной установки, выработка правильного от­ношения к себе и своему дефекту, адекватной самооценки, исполь­зование всех сохранных анализаторных систем в процессе социаль­ной перцепции и т.д. - предпосылки, которые обеспечивают слепому надежные и прочные социальные контакты.

Поскольку слепые живут в мире зрячих и должны общаться с ними, поскольку общение - процесс двусторонний, следует проа­нализировать особенности восприятия зрячими инвалидов по зре­нию. Такой анализ позволяет выделить специфические моменты, возникающие во время общения зрячих со слепыми, обусловлен­ные как объективными, так и субъективными причинами.

Прежде всего нужно отметить, что инвалид по зрению,как идругие лица, имеющие визуально воспринимаемые дефекты, ока­зывается объектом чрезмерно пристального внимания со стороны зрячих. При отсутствии соответствующего воспитания это внима­ние проявляется в нетактичном (и ощущаемом) рассматривании слепого, постановке травмирующих его вопросов или в уклонении от общения.

Другим камнем преткновения являются объективные труднос­ти, возникающие при попытке распознать по внешним признакам (например, выражению липа) внутреннее состояние слепого парт­нера по общению, установить его отношение к себе и своим выс­казываниям. Маскообразное выражение лица слепых, особенно слепорожденных, невидящие или закрытые темными очками “зеркала души” - глаза, отсутствие обычных при общении зрячих внешних выразительных движений затрудняют понимание зрячим слепого партнера по общению. Иллюстрацией этого положения может служить описанная М.Ю. Лермонтовым в “Тамани” понытка (стр.101) героя повести установить контакт со слепым: “Итак, я начал рассматривать лицо слепого, но что прикажете прочитать на лице, у которого нет глаз?”. Наконец, следует отметить, что у зрячих, так же как и у слепых, довольно часто формируются субъективные и неадекватные установки. Это либо негативная установка на избе­гание слепых, либо псевдоположительная установка, проявляюща­яся в жалости к слепому, стремлении взять его под опеку. И та и другая установка обусловлена самыми различными причинами, и прежде всего незнанием психологии слепых, их реальных возмож­ностей, бытующими еще архаичными представлениями о слепых как несчастных, не приспособленных к жизни, неполноценных людях. Легкоранимые, тяжело переживающие свой дефект и тонко чувствующие отношение партнера по общению, инвалиды по зре­нию не остаются безразличными к подобным ситуациям, затруд­няющим дальнейшие контакты, закрепляющим установку избегать общения со зрячими. Все это ведет к стремлению общаться преи­мущественно с товарищами по несчастью, к созданию микросоци­ума, состоящего из инвалидов по зрению, и в результате к аутизму, то есть уходу в свой внутренний мир, выпадению из жизни об­щества.

Реобилитационная работа со слепыми может быть достаточно эффективной только при условии пропаганды тифлрлогических знаний среди находящихся в их ближайшем окружении зрячих, воспитании у них чуткого, тактичного, бережного отношения к инвалидам.

Практика показывает, что отсутствие зрения не является неп­реодолимым барьером для адекватного восприятия и понимания человеком человека. Но, к сожалению, еще достаточно часты слу­чаи взаимного непонимания, формирования на основе негативного опыта неадекватных социальных установок, влекущих за собой ог­раничение межличностных контактов. В итоге важнейшая задача - реабилитация и интеграция инвалидов по зрению в обществе - оказывается решенной лишь частично.

Резюмируя сказанное, можно утверждать, что целенаправлен­ное формирование установки на общение, овладение, способами .восприятия и понимания партнеров по социальным контактам позволяет существенно расширить сферу коммуникаций слепых и та­ким путем осушестаигьих социально-психологическую адаптацию и реадаптяцию. (стр.102)