Критика знаковой теории ощущения

Первые попытки объяснить особенности ощущений слепых были связаны с идеалистической теорией символов.

Основной тезис знаковой теории ощущений в тифлопсихологии был сформулнрован А.А. Крогиусом, который считал, что (стр. 135) “оценка и определение значения их (знаков. - А.Л.) зависят от контекста, в который они вписываются, от внутреннего строя ду­ши, которая их принимает”1Крогиус Л.А.Из душевного мира слепых. Ч. 1. - СПб., 1909. С. 229.. Данная трактовка практически сов­падает с основным положением автора знаковой теория Г. Гельмгольца, утверждавшего, что между объектом и его изображением на сетчатке, с одной стороны, и переживаемым ощущением - с дру­гой, нет и не может быть никакого соответствия. Именно это ут­верждение является наиболее уязвимым и порочным в знаковой теории, так как неизбежно ведет к отрицанию возможности позна­ния мира, к агностицизму. Действительно, если ощущение являет­ся только знаком, если его оценка сугубо субъективна и является решающим фактором для познания, то следует признать, как это делали тифлопсихологи-идеалисты, что отсутствие зрения не толь­ко не затруднит познавательной деятельности, но, напротив, будет стимулировать развитие высших психических функций, способст­вовать самопознанию (познанию духа).

В то же время сторонники знаковой теории признают, что в чувственном опыте слепых имеются значительные пробелы, что полная замена зрения другими органами чувств невозможна, что между зрительными и осязательными ощущениями имеются опре­деленные различия и т. д. Возникает неразрешимое противоречие между чувственным и логическим познанием. Выход из него тифлопсихологи идеалистического толка находят в отрицании зависи­мости и взаимосвязи между “низшими” и “высшими” функциями психики.

Подобное отрицание влияния непосредственно получаемых чувственных образов на формирование понятий и развитие интел­лектуальных способностей слепых, отрицание их значения в обра­зовании общих понятий пространства, времени, причины и других привели к разрыву между чувственным и понятийным.

В отличие от этой концепции материалистическая психология утверждает, что ощущение, будучи отражением отдельных свойств, качеств предметов и явлений при их непосредственном воздейст­вии на органы чувств, в то же время является начальным момен­том сенсомоторной реакции, первой ступенью познания.

Нарушение функций зрительного анализатора приводят к то­му, что с одной стороны, у слепых и слабовидящих либо выпадают полностью, либо ослабляются, редуцируются зрительные ощущения, (стр. 136) а с другой - ощущения других модальностей получают в про­цессе деятельности компенсаторную гиперфункцию. Однако выпа­дение или редуцирование зрительных ощущений и замена их ощу­щениями иных модальностей не может принципиально изменить характер отражения слепыми и слабовидящими объективного ми­ра, нарушить соответствие между образами и оригиналами, превра­тить ощущения в знаки отображаемой действительности. Об этом свидетельствует адекватность поведения инвалидов по зрению в самых разнообразных ситуациях.