Виды ощущений и их роль в жизнедеятельности слепых и слабовидяших

В общей психологии существует несколько классификаций ви­дов чувствительности, которые основаны на различных признаках:

1. Но месту расположения рецепторов выделяют интероцепцию (внутренняя чувствительность), проприоцепцию (стр. 141)(мышечно-суставнаячувствительность) и экстероцепцию (поверхностная чув­ствительность). 2.По способу рецепции выделяют дистантную, способную реагировать на раздражения, исходящие из удаленного на некоторое расстояние источника, и контактную чувствитель­ность, реагирующую лишь при непосредственном соприкоснове­нии с источником раздражения. 3. По рецепторам, через которые в мозг поступает информация об изменениях во внешнем мире и внутренней среде организма.

Эти классификации сохраняются в тифлопсихологии, причем наиболее значимыми для изучения ощущений слепых и слабовидящих являются две последние. Полное или частичное выпадение функций зрения - основного дистантного способа рецепции, иг­рающего ведущую роль в деятельности человека, - вносит изме­нения в иерархию анализаторных систем.

С момента возникновения и до самого последнего времени тифлопсихология решала, какой вид чувствительности, какие ощущения становятся ведущими при полной или частичной утрате зрения. От ответа на этот вопрос зависели не только пути развития тифлопсихологии, но и практика обучения, организация реабилитационной работы, разработка тифлотехнических средств и т.д.

В конце XIX - начале XX вв. тифлопсихологи при решении вопроса о том, какой рецептор становится ведущим после полной или частичной утраты зрения, отдавали предпочтение слуху. Выд­вигая слуховые ощущения как ведущие, они исходили из имевшей в то время место классификации, делившей ощущения на высшие (зрительные и слуховые) и низшие (все остальные). В основе этой классификации лежало положение, согласно которому зрительные и слуховые ощущения сложились исторически, а все остальные имеют чисто биологическую природу. Однако теоретический ана­лиз и практика с большой убедительностью доказывают, что все человеческие ощущения есть продукт “всемирной истории” (К. Маркс) и каждый вид ощущений приспособлен для отражения объективных свойств материального мира.

Еще одно подтверждение ведущей роли слуха при слепоте тифлопсихологи видели в том, что выпадение функций дистантного рецептора может быть возмещено только деятельностью другого одноименного, то есть дистантного, рецептора.

Выдвижение на первый план слуховых ощущений основыва­лось на умозрительном анализе деятельности слепых, принижало (стр. 142) роль других видов чувствительности в компенсации дефектов зре­ния и направляло по неверному пути обучение слепых, обосновы­вая как ведущие так называемые слуховые, вербальные методы обучения.

Бесспорно, что роль слуха очень велика, и совершенно спра­ведливо утверждение выдающегося физиолога А.А. Ухтомского, ко­торый писал, что “слух - важнейший из органов чувств человека. Именно он в особенности помогает человеку стать тем, что он есть... На слух человека ложится исключительная и ответственнейшая задача... служить опорой и посредником в великом деле орга­низации речи и собеседования”1. Ухтомский А.Л. Полн. собр. соч. Т. IV. С. 220. Однако это утверждение относит­ся к психической деятельности человека в целом. В области же чувственного познания, где наиболее существенным является от­ражение пространственных свойств и отношений объектов, слухо­вые ощущения отодвигаются на второй план, уступая место зри­тельным, кинестезическим и тактильным.

Только благодаря деятельности кожно-механического и двига­тельного анализаторов слепой может правильно отразить в своем сознании действительные пространственные свойства и отношения окружающего мира. Эта возможность заключена в сходстве дея­тельности зрения и осязания, их способности отражать одни и те же категории признаков предметов (форму, величину, удаленность, объемность и т.д.), в то время как слух многие пространственные категории непосредственно отразить не в состоянии. Раскрытая ве­ликим русским физиологом И. М. Сеченовым роль осязания в про­цессе чувственного отражения имеет огромное значение как для развития теории ощущений в общей психологии, так и для реше­ния, многих важнейших вопросов в психологии слепых и слабови­дящих.

В настоящее время экспериментально доказано, что утрачен­ные зрительные функций замещаются большей частью деятельнос­тью тактильного и кинестезического анализаторов. Старый спор тифлопсихологов, каким ощущениям - слуховым или кожно-двигательным - отдать пальму первенства, окончательно решился в пользу последних.

Но необходимо иметь в виду, что однозначно решать вопрос о ведущей роли тактильно-инестезической чувствительности можно лишь в отношении тотально слепых и лиц, имеющих светоошущение.(стр. 143) Когда же речь заходит о частичнозрячих, имеющих зрение (от 0,005 и выше), следует учитывать не только состояние зрительного анализатора, но и характер тех операции, в которых человек при­нимает участие. Так, в деятельности, требующей лишь грубого, малодифференцированного анализа (например, элементарные опера­ции пространственной ориентировки), даже у частичнозрячих наиболее низкой острой остаточного зрения последнее занимает главенствующее положение. В операциях же, требующих более тонкого анализа, на первый план выступает осязание. Поэтому при наличии форменного зрения доминирование кожно-механического и двигательного анализаторов не абсолютно, а относительно.

Что касается слабовидящих, то у них ведущим видомощуще­ний во всех видах деятельности остается зрение.

Нужно иметь, в виду также и то обстоятельство, что выделение ведущей деятельности какого-либо одного анализатора не исклю­чает участия в процессе отражения ощущений других модальностей и не снижает их роли в компенсации утраченных или частично по­рушенных зрительных функции.

В процессе чувственного отражения на уровне ощущений обычно принимает участие несколько анализаторных систем, при­чем выделение будущего анализатора в каждый определенный мо­мент зависит не только от степени и характера нарушения зри­тельных функции, но иот объективных свойств отражаемых предметов, от задач, стоящих перед человеком.