Зрительные представления ослепших

Представления являются материалом, которым оперирует образная память. Этот вид памяти развивается одновременно с развитием речи. Уже к 2-3-ем годам ребенок обладает некоторым запасом представлений. Поэтому у людей, потерявших зрение во время становления речи, а тем более в последующие периоды жизни, сохраняются зрительные представления. Именно по наличию зрительных образов из контингента тотально слепых выделяют группу ослепших, к которым относятся лица, потерявшие зрение после трех лет, а точнее, после того, как у них в общих чертах сло­жилась вторая сигнальная система, и имеющие зрительные пред­ставления.

Наличие зрительных представлений, их яркость, полнота, дифференцированность зависят от многих причин. Исследования показали зависимость сохранности представлений от возраста, в котором было потеряно зрение, стажа слепоты и навыка использо­вания зрительных образов в деятельности.

У лиц, потерявших зрение в раннем детстве, зрительные обра­зы памяти немногочисленны и отражают лишь отдельные, вызвав­шие в свое время сильные эмоциональные переживания предметы и явления (языки пламени пожара, при котором было потеряно зрение, или красный капсюль снаряда, взрыв которого сделал ре­бенка инвалидом и пр.). Эти представления могут быть очень ярки, эмоционально окрашены и вызывать связанные с восприятием то­го или иного объекта ощущения и эмоции. Например, ослепший, описанный Крегером, так отчетливо представлял освещенный солнцем снег, что у него возникало ощущение ослепления и на глазах выступали слезы.

При потере зрения в более старшем возрасте запас зрительных представлений оказывается большим; причем особенно заметное увеличение количества образов памяти наблюдается у лиц, поте­рявших зрение после семи лет, что объясняется их включением в этот период в учебную деятельность, существенно расширяющую сферу чувственного познания. Наличие зрительных образов памяти хорошо подтверждается их непроизвольным воспроизведением в сновидениях. Так, по данным ряда авторов, ослепшие довольно длительное время видят зрительные сны, в которые затем посте­пенно начинают входить слуховые, осязательные, двигательные об­разы.

Ослепите в школьном возрасте имеют зрительные представле­ния о своих родных, доме, животных, некоторых пейзажах к явле­ниях природы; они помнят иллюстрации из прочитанных книг и сцены из кинофильмов, обстановку своего дома, очертания букв алфавита и математических знаков, контуры географических карт и т.д.

У лиц, потерявших зрение в зрелом возрасте, имеются практи­чески те же самые зрительные представления, что и у зрячих. Запас их представлений зависит уже не столько от возраста, в котором было утрачено зрение, сколько от типа высшей нервной деятельно­сти, от того, насколько было важно для них именно зрительное восприятие окружающего, и т.д.

Наличие зрительных представлений и их актуализацию можно зафиксировать буквально во всех видах деятельности ослепших. Все их поведение протекает как бы при участии зрения. Работу рук они сопровождают движениями глазных яблок, невидящий свой взор направляют в сторону собеседника и перемещают его вслед за движениями последнего, открывают и закрывают глаза, просыпа­ясь и засыпая. Движение глаз у ослепших сопровождается обычно воспроизведением зрительных образов. Так, при передвижении по местности, ранее виденной, они зрительно представляют ее; читая книгу, представляют портреты героев и место действия; осязатель­но обследуя виденные ранее предметы, отчетливо представляют их зрительно; во сне видят себя зрячими и всплывающие в их затор­моженном мозгу образы часто бывают зрительными. (стр. 211)

Для иллюстрации приведем несколько высказываний ослепших из монографии М.И. Земцовой “Пути компенсации слепоты”.

Ослепший Д. Не могу представить, как это можно сделать (нарисовать геометрическую фигуру. - А.Л.) с закрытыми глаза­ми... Когда рисуешь с открытыми глазами, яснее всплывают зри­тельные образы. Я тогда ясно представляю форму и размер; вижу фотографию фигуры; вижу перспективный выпуклый рисунок тела; с этого рисунка начинаю срисовывать.

Ослепшая К. Во время пения у меня всплывали различные зри­тельные образы той обстановки, в которой я в детстве исполняла эту песню. Я видела то помещение, тех людей такими, какими они были тогда. У меня всплывал образ моей сестры. Она была тогда совсем ребенком, так она мне зрительно и представляется, а между (стр. 212) тем она уже старуха, и я знаю, что она не такая, а представить ее взрослой зрительно не могу.

Ослепшая К. Во сне вижу людей, одетых в разные платья чер­ными и белыми цветочками... руками ничего не щупаю, хожу сво­бодно, даже бегаю, вижу солнце, оно белое и бесформенное, прия­тное, все так хорошо, а проснусь - темно.

В основе зрительных представлений лежат зрительно-двига­тельные, зрительно-слуховые и другие временные нервные связи. Воздействие какого-либо одного раздражителя, входящею в ком­плекс, на основе которого образовалась временная связь, вызывает воспроизведение межанализаторной связи в целом, в результате че­го возникает зрительный образ. У ослепших зрительные образы воспроизводятся при воздействии самых различных раздражителей:

слуховых, кожных, вкусовых, обонятельных и других сигналов пер­вого рода, а также вербального.

Зрительно-двигательно-слуховые временные нервные связи обладают большой устойчивостью, что лежит в основе сохранения представлений. Даже при отсутствии зрительных подкреплений (раздражения периферического конца зрительного анализатора), что наблюдается у ослепших, сложившиеся в свое время связи дол­гое время сохраняются и могут воспроизводиться ассоциативным путем.

Известно, что ослепшие, имеющие десяти-, двадцати-, даже пятидесятилетний стаж слепоты, иногда сохраняют необыкновенно яркие, подробные до мельчайших деталей зрительные представления. Полнота, содержание и яркость зрительных представлений ослепших зависят от характера деятельности до и после наступ­ления слепоты. Наиболее длительно сохраняются те образы, на ко­торые ослепший опирается в своей деятельности. В упоминав­шейся уже книге М.И. Земцовой говорится об ослепшей К. (пя­тидесятилетний стаж слепоты) и ослепшем Г. (тридцативосьмилет­ний стаж слепоты). Содержание имеющихся у них зрительных представлений отчетливо свидетельствует о зависимости последних от характера деятельности: если у первой, занимавшейся рукодели­ем, полностью сохранились важные для нее представления о цвете, то у второго, занимавшегося электротехникой, сохранились зри­тельные образы деталей, узлов, механизмов, в то время как многие зрительные образы, не имеющие отношения к его работе, в част­ности представления о цвете, полностью или частично угасли. (стр. 213)

Однако прочность представлений относительна, и при отсутст­вии подкреплении они постепенно угасают, происходит стирание следов бывших зрительных раздражений. Известно, что в первую очередь забывается малозначимое, второстепенное, не производя­щее эмоционального воздейсвия, и в этом отношении слепые ни­чем не отличаются от зрячих. Например, и образе предмета наибо­лее существенна форма, и именно представление о форме наиболее длительно сохраняется после потери зрения, в то время как пред­ставления о цвете объектов у них исчезают в первую очередь, Большинство зрительных образов ослепших ахроматические. Исключение составляют лишь объекты, вызвавшие в свое время сильные эмоциональные переживания (цвет пламени, вспышка мо­лнии и т.д.). Цвет таких объектов может сохраняться в памяти очень долгое время.

Хотя распад зрительных представленийне нарушает способно­сти ослепших ориентироваться в пространстве, различать осяза­тельно основные пространственные характеристики, однако для их познавательной и трудовой деятельности зрительные образы памя­ти имеют огромное значение, которое трудно переоценить. На ос­нове сохранных представлений не только успешно усваиваются знания, формируются умения и навыки, но и существенно расширяется сфера чувственного познания. На основе зрительных предс­тавлений успешно создаются новые зрительные образы - образы воображения.

Важность зрительных представлений для ослепших очевидна. Поэтому одной из задач школьною обучения является сохранение этого вида представлений. Для предохранения зрительных образов памяти от угасания имеется только один путь - подкрепление имеющихся представлений, их постоянное использование в дея­тельности ослепших.