Критика знаковых теорий представлений

Представления, будучи связаны с ощущениеми мышлением,имея субъективный характер, - внутренне противоречивый психи­ческий процесс. В психологической науке проблема представлений ~ один из самых запутанных вопросов. При его решении боль­шинство авторов, начиная с Г. Гельмгольца, на первый план выдвигали субъективность представлений, оставляя в тени их матери­альную основу и связь с действительностью. Результатом такого (стр. 214) подхода является определение представлений не как образов ре­альных объектов, а как их знаков, символов, иероглифов.

Разрывая единство материального и идеального, объективного мира и отражающей его психики, психологи-идеалисты неминуемо приходили к выводу о том, что представления отражают не ма­териальный, объективный мир, а идеи, возникающие в сознании человека. Взгляды на представления как психический процесс, от­ражающий не объективную реальность, а субьективные состояния, чувства, идеи в знаках или символах, в конечном итоге приводят к отрицанию возможности познания внешнею мира, к агностицизму. Критикуя подобные точки зрения на процесс отражения, В. И. Ленин писал: “Бесспорно, что изображение никогда не может все­цело сравняться с моделью, но одно дело изображение, другое дело символ, условный знак. Изображение необходимо и неизбежно предполагает объективную реальность того, что “отображается”. “Условный знак”, символ, иероглиф суть понятия, вносящие со­вершенно ненужный элемент агностицизма”1. (Ленин В.И. Материализм и эмпириокритицизм // Полн. собр. соч. Т. 18. С.248)

Знаковые теории отражения, возникшие в философии и общей психологии, получили широкое распространение в психологии сле­пых. Затруднения, испытываемые слепыми при восприятии объек­тивной действительности, узость круга их представлении, фраг­ментарность и схематизм образов, вербализм знаний - все слу­жило обоснованием для утверждения невозможности отражения слепыми объективного мира. Особенно веские доказательства того, что в представлениях слепых отражаются не реальные вещи и яв­ления, а субъективные состояния, тифлопедагоги-идеалисты виде­ли в принципиальном, по их мнению, различии симультанного и дистантного зрительного и сукцессивного и контактного осяза­тельного восприятия.

Именно на этом основании утверждалось, что слепые представляют себе пространство, время и телесность предметов совершенно иначе, чем нормально видящие.

Одним из первых в тифлопсихологии сформулировал основное положение знаковой концепции М. Сизеран, который утверждал, что “ощущения (представления. - А.Л.) - только знаки, которыми душа пользуется, как желает... оценка и определение значения их зависят от контекста, в который они вписываются, от внутреннего строя души, которая их принимает”2. (Цит. по Кн.: Бюрклен К. Психология слепых. - М., 1934. С. 224.) Вслед за ним ряд ученых (стр. 215) определяют представления слепых как “суррогаты действительности”, “уменьшенные схемы”, “численные словесные символы”, “соединение одних симультанных восприятий с другими” и т.п. Но запутанность терминологии не может скрыть самого главного - отрицания связи представлений с действительностью. Подобные утверждения приводят В.И. Руднева и других тифлопсихологов к мысли о том, чго слепой ничего не может знать об окружающем его мире, его представления ограничиваются разрозненными, син­тетически не воспринимаемыми деталями, находящимися в зоне действия рук.

Остальное жепространство для него непостижимо и заменяет­ся идеей пространства.

Утверждение знаковости и суррогатности представлений сле­пых опиралось на широко распространенное среди тифлопсихологов мнение о существовании принципиальных различий между зрительным и осязательным восприятием, высказанное еще в на­чале XVIII в. Дж. Беркли, писавшем, что “никогда не бывает, что­бы мы видели и осязали один и тот же объект. То, что видится, есть одна вещь, а то, что осязается, - совершенно другая вещь”. Это происходит потому, продолжал Беркли, что “наименование идей и комбинирование их в группы совершенно произвольно”'. (Беркли Дж. Опыт новой теории зрения. - Казань, 1912. С. 27.)

Характерно, что противопоставление зрительных образов ося­зательным в тифлопсихологии имело место несмотря на то, что уже давно была доказана возможность отражения одних и тех же свойств и признаков объектов в восприятиях различных модально­стей. Указывая на эту возможность, Ф.Энгельс писал: “Осязание и зрение до такой степени взаимно дополняют друг друга, что мы часто на основании зрительного облика какой-нибудь вещи можем предсказать ее тактильные свойства”2.2 Энгельс Ф. Диалектика природы // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 20. С.548.

Возможность отражения визуально, и гаптически одних и тех же физических, пространственных и временных параметров объективного мира была блестяще доказана И.М. Сеченовым (см. гл. 8, § 2). Заимствованные из зарубежной тифлопснхологии и некрити­чески воспринятые некоторыми учеными положения об абсолют­ной симулманности зрения и сукцессивности осязания и неправо­мерная их поляризация привели к убеждению, что осязание не дает (стр. 216) целостного восприятия большей части объектов, за исключением занимающих небольшое пространство и имеющих несложную кон­фигурацию. А отсюда было уже недалеко до утверждения, что сле­пые представляют себе пространство, время и телесность объектов в совершенно иных образах, нежели зрячие, и результате чего в их психике происходят резкие и своеобразные изменения. Эти изме­нения настолько серьезны, что умственный мир слепых, по мне­нию Г.И. Челпанова, должен принципиально отличаться от мира зрячих, причем отличие это настолько разительно, что их: психиче­ская жизнь остается для зрячих непостижимой.

Таким образом, и это вполне закономерно, представители иде­алистической психологии приходят от утверждения знаковости ощущений, принципиального отличия восприятия и представлений слепых, от чувственных знаний зрячих к утверждению непознаваемости мира слепыми и невозможности объективного изучения внутреннего мира самих слепых.

Не стоило бы уделять столько внимания теоретическим построениям сторонников знаковой концепции, не подтвержденным, кстати сказать, ни практикой слепых, ни экспериментально, если бы они не влияли на теорию обучения. Утверждения о невозмож­ности чувственного познания слепыми окружающего мира в со­вокупности его пространственных, материальных и временных свойств имели далеко идущие последствия. В частности, слепой рассматривался как логический тип, лишенный возможности мыс­лить образно, в связи, с чем в школе насаждались вербальные мето­ды обучения. На тех же основаниях пропагандировались различные приемы, подменяющие непосредственное чувственное отражение, например, сомографирование, сущность которого заключалась в моделировании объектов при помощи тела. Использование этого приема основывалось на положении, согласно которому для сле­пых восприятие собственного тела доступнее, чем восприятие объектов внешней среды. Все это ограничивало возможности сле­пого, тормозило развитие его психики, приводило к тому, что он действительно становился “человеком иного рода, нежели зрячий” (К. Бюрклен).

Рассмотренные в длиной главе особенности представлений слепых свидетельствуют о том, что их образы памяти в большей своей части менее точны, полны и обобщены, чем у нормально ви­дящих, что зрительные и осязательные образы имеют существен­ные различия, однако представления, которыми оперируют слепые, (стр. 217) в той или иной степени адекватно отражают действительность. Лучшим тому доказательством является практическая деятельность слепых в нашей стране.В процессе этой деятельности они не толь­ко познают,но и в меру своих сил преобразуютмир.