Теории мышления в тифлопснхологии

Мышление является высшей формой отражения действитель­ности, и поэтому от уровня его развития существенно зависит при­способление к жизни, социальная адаптация человека. Этим объя­сняется интерес тифлопсихологов к мыслительной деятельности слепых. Однако, изучая мышление, тифлопсихологи начала XX ве­ка исходили из механистических и идеалистических философских и общепсихологических концепций, что, естественно, отразилось на их теоретических построениях.

Многочисленные взгляды на мышление слепых, обстоятельно изложенные в монографии К. Бюрклена “Психология слепых”, от­ражают две диаметрально противоположные точки зрения на раз­витие этой стороны психической деятельности при сужении сферы чувственного познания.

Согласно возникшей в период становления тифлопсихологии концепции (Фрике, Струве, Крогиус, Щербина и др.) потеря зре­ния способствует более раннему, быстрому, преимущественному развитию у слепых логического мышления. Исходя из идеалисти­ческих философских построений, тифлопсихологи этого направле­ния разрывали единство чувственного и логического, противопос­тавляли образное и понятийное. Не видя диалектики перехода от ощущения к мысли, они утверждали, что чувственные данные не только не способствуют, но, напротив, препятствуют развитию мышления. “Внутренняя психическая жизнь слепого, - писал Мольденгауэр, - так же, как и его углубленная и всеобъемлющая психическая деятельность, которая не отвлекается извне, не подвер­гается влиянию внешних моментов, не забывает за мелочами (ощущениями и восприятиями. - А.Л.) сути дела и, отбрасывая все побочное (то есть чувственные данные. - А.Л.), направляется на сущность предмета, - все это лишь способствует точному и зрело­му размышлению слепою; а так как результаты этого размышле­ния оказываются большей частью настолько правильными, что они нередко поражают зрячих и обнаруживают, что слепой учел в сво­ем рассуждении больше условий и обстоятельств, - поэтому сле­пые кажутся более глубокомысленными натурами в глазах более быс­тро действующих и менее интенсивно размышляющих зрячих” (курсив наш. - А.Л.}1.Цит. по кн.: Бюрклен К, Психология слепых, - М., 1934. С. 196. (стр. 240)

К таким выводам вели интроспективные методы исследования и неверное понимание взаимоотношений чувственногои логичес­кого, согласно которому чувственное отвлекает сознание,препят­ствует его сосредоточению на решении мыслительных задач.

Возникшая в западноевропейской тифлопсихологии и берущая свое начало от Вюрцбургской школы, концепция преимуществен­ного, особенно быстрого и раннего развития логического мышления у слепых имела в своей основе положение, согласно которому чувственные данные не только не способствуют, но, напротив, препятствуют развитию мышления. Отсюда следовало, что чем меньше ощущений вторгается в “фиксационную точку сознания” (А.А. Крогнус), тем интенсивнее работает мысль, тем глубже сос­редоточение слепые на своем внутреннем мире. А это будто бы от­крывает широкие возможности для научного и художественного творчества, особенно в области математики, музыки, литературы.

Мысль о возможности развития абстрактного мышления и глубокого его проникновения в суть вещей и явлений в условиях резкого ограничения чувственного опыта широко распространилась

в тифлопсихологии.

Однако подобные утверждения являются умозрительными, так как не подтверждены ни практикой слепых, ни экспериментами. Немногочисленные случаи, когда слепые достигали высокого уров­ня интеллектуального развития, говорят лишь о том, что это вооб­ще возможно. Еще более наивными и не выдерживающими крити­ки являются попытки обосновать независимость мышления от чув­ственного познания, а также отрицательное влияние последнего на мыслительную деятельность свидетельствами Фразаила, Лаэрция, Сенеки и других авторов об ослеплявших себя философах антично­го мира, которые пытались таким образом оградить себя от отвле­кающих внешних воздействий и углубиться в свой внутренний мир.

В настоящее время на огромном фактическом материале пока­зана зависимость мышления от ощущений и восприятий.

Зависимость самого процесса и уровня развития мышления от количества и качества чувственных данных отчетливо проявляется при сравнении интеллектуального развития лиц с дефектами сен­сорной сферы различной тяжести. Если сравнить умственное раз­витие слепого, глухого, слепоглухого с нарушением тактильной чувствительности, то сразу станет ясно, что по мере сужения сферы чувственного познания замедляется темп развития мышления, страдают умственные качества личности.

Однако, несмотря на явную несостоятельность, концепция преимущественного развития мышления у слепых имела широкое распространение и оказала влияние на некоторых современных тифлологов, также утверждавших, что у незрячих “еще до школы и особенно в школе лучше, чем у других слепых (ослепших и частичнозрячих. - А.Л.) и зрячих сверстников, развивается речь и мыш­ление” '. Коваленко Б.И., Коваленко Н.Б. Тифлопедагогика. - М., 1962. С. 111.

Совершенно очевидно, что подобные взгляды не тольконеспособствуют научному подходу к изучению психики слепых, но и оказывают независимо от желания автора пагубное влияние на практику обучения. Эти взгляды способствуют распространению вербальных методов обучения и дезориентируют педагогов в отно­шении возможностей умственного развития слепых.

Противоположную позицию занимали тифлопсихологи, разви­вавшие вторую концепцию, согласно которой слепота тормозит и ограничивает развитие мышления. Эта тифлопсихологическая кон­цепция является вариантом ассоциативной теории, широко расп­ространенной в психологической науке в конце XIX - началеXXвв. Как и ассоцианисты в общей психологии, тифлопсихологи это­го направления, находясь на позициях сенсуализма, делали по­пытки свести процесс мышления к ассоциативным процессам, а содержание мышления - к ощущениям и восприятиям. “Посколь­ку слепой ребенок беден представлениями, постольку и его мыш­ление должно по необходимости ограничиваться минимумом... В той мере, в какой размышлением достигается репродукция сущест­вующих представлений, слепота не создает никаких препятствий;

но поскольку эта репродукция совершается посредством ассоциа­ций идей, путем связывания представлений, вызываемых путем сходства или контраста, постольку слепота и здесь является поме­хой”2 Цт. по кн Бюрклен К. Психология счспих. - М., 1934 С. 197., - писал в конце Прошлого века Краге, сводя логическое к чувственному, характеризуя мышление слепых как процесс репро­дуцирования представлений.

Естественно, что при таком понимании мышления любое су­жение сенсорной сферы должно неизбежно и необратимо отрица­тельно отражаться на мышлении. Приведем содержащееся в книге (стр. 242) К. Бюрклена высказывание Лузарди: “Отсутствие зрения делает невозможными не только те ощущения, к которым способно зре­ние, но простирает свое влияние и на разум, мыслительная сила которого вследствие этого изменяется и деградирует”1. Там же. С. 196.

Представители этого направления правильно замечали, что не­достатки в области чувственного познания неизбежно должны ска­заться в сфере мышления. Однако сведение содержания мышления к представлениям, уподобление мыслительных процессов течению ассоциаций различной сложности привело их к отрицанию воз­можности компенсации дефекта, к утверждению фатальной не­избежности ограниченности умственного развития слепых.

Несмотря на полярную противоположность изложенных выше взглядов тифлопсихологов, их объединяет неспособность увидеть действительное соотношение и взаимосвязь чувственного и логи­ческого.

Подлинно научный подход к чрезвычайно важным, но пока еще недостаточно исследованным процессам мышления при де­фектах зрения возможен только с позиций диалектического материализма, рассматривающего мыслительную деятельность в не­разрывной связи с чувственным познанием. С.Л. Рубинштейн пи­сал о том, “что, с одной стороны, мышление исходит из чувст­венного созерцания и включает в себя наглядные элементы, с дру­гой стороны, само наглядно-образное содержание включает в себя смысловое содержание”2. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - М., 1989. С. 385.