Формы и виды мышления

Каждая из мыслительных операций, будь то сравнение или аб­страгирование, конкретизация или обобщение, способствует все более и более глубокому проникновению мысли в сущность явле­ний. Отражение существенных свойств и связей окружающего ми­ра при помощи мышления совершается опосредствованно в (стр. 246) понятиях, суждениях и умозаключениях - основных формах мысли­тельной деятельности.

Наиболее существенные измененияво взаимоотношении су­бъекта и объекта отражения, при которых влияние аномальных факторов наименее выражено и возможность адекватного отражения максимальна, наблюдаются в процессе обобщенного опосредс­твованного логического познания. Исследования показывают, что даже наиболее отвлеченные знания об объектах, не имеющих ана­логов, которые могли бы быть познаны при помощи сохранных ор­ганов чувств (например, о цвете иди свете), могут быть усвоены при врожденной тотальной слепоте. В форме понятий при дефек­тах зрения наиболее адекватно отражается и закрепляется в виде знаний объективная действительность.

Однако, выделяя понятия как важную форму компенсации не­достаточности представлений, следует иметь в виду, что адекватное обобщенное и опосредствованное отражение возможно только тог­да, когда понятийные знания подкрепляются конкретными чув­ственными данными в отличие от фиктивной компенсации, осно­ванной на формировании лжепонятий и вербальных знаний.

Понятие - это обобщенное и опосредствованное знание об объекте или группе однородных объектов, закрепленное в слове. Понятия обобщенно отражают действительность в ее наиболее су­щественных свойствах, связях и отношениях.

Понятия тесно связаны с представлениями - образами объек­тов, ранее бывших в восприятии, на основе которых они главным образом возникают. Взаимосвязь понятий и представлений, выра­жающаяся в том, что на основе общих представлений формируют­ся понятия, а понятия, конкретизируясь, способствуют образова­нию представлений, с одной стороны, свидетельствует о единстве чувственного и логического познания, а с другой - указывает на то, что нарушения на одном уровне отражения неизбежно отразят­ся на другом. Сужение сферы чувственного познания, возникаю­щее при слепоте отражается в области мышления, в первую оче­редь именно на формировании понятий в последующем оперировании ими. Наиболее характерной особенностью мышления слепых является дивергенция, то есть расхождение двух взаимопереплетенных и взаимообуславливающих сторон отражения действительности - чувственного и логического.

Усваивая исторически сложившиеся понятия, существующие в словесной форма, и не получая в то же время в индивидуальном (стр. 247) опыте соответствующих чувственных, конкретныхзнаний, слепые приобретают формальные, оторванныеот жизнизнания. Эти зна­ния (понятия) неполноценны, так как в них разорваны объективно взаимосвязанные стороны действительности - единичное (отражающееся в представлениях) и общее (отражающееся в поня­тиях).

Формальность, вербализм знаний отмечались многими авторами и отчетливо проявляются при изучении мышления лиц с дефек­тами зрения. Например, Ф.Н. Шемякин установил, что .слепые свободно оперируют названиями ыеветок и в то же время затрудняются их классифицировать, так как и данном случае чувст­венное знание об объектах отсутствует, и понятия употребляются формально. При употреблении в речи названий цветов слепые, точнее слепорожденные, формально используют типические ассо­циации (голубой - незабудка, красный - кровь, зеленый - трава и т.п.), то есть всегда связывают цвет с определенным предметом, что говорит как об отсуствии представления, так и об отсутствии обобщенности знания.

Можно утверждать. что и подобных случаях имеет место формальное использование слова. Отсутствие конкретного, чувственного наполнения понятия ведет не только к формализму, но и к искажению их содержания. Так. и опытах Н.С. Костючек слепые дети, усвоившие понятия без опоры на представления, неверно их трактуют, определяя, например, коршуна как водоплавающую птицу (после прочтения “Скатки о царе Салтане”, где в контексте ря­дом с лебедем употребляется коршун) и т.п. Что касается недостаточного осознания понятий, сужения их смыслового содержания, то это у слепых наблюдается наиболее часто в связи с недостаточ­ным конкретным наполнением понятий чувстненным содержани­ем.

Догматическое усвоение понятий и формальное оперирование ими могут быть преодолены путем конкретизации знаний, формирования новых и коррекции имеющихся представлений на основе широкого использования наглядных пособий, ознакомления сле­пых с натурными объектами и т.д. В этой связи следует отменить, что один из основных дидактических принципов - принцип наг­лядности - имеет для слепых особо важное значение, так как только на его основе возможно нормальное усвоение понятий, ко­торые по своей природе не могут не опираться на наглядные образы (стр. 248) действительности. Роль наглядности в усвоении понятий отмечалась в психологической и педагогический литературе неоднокра­тно. По этому поводу еще К.Д. Ушинский писал: “Детская природа ясно требует наглядности. Учите ребенка каким-нибудь пяти неиз­вестным ему словам (понятиям. - А.Л.), и он будет долго и нап­расно мучиться над ними; но свяжите с картинками двадцать таких слов - и ребенок усвоит их на лету”1. Ушинский К.Д. Избр. пед, произв. - М., 1939. Т. II. С. 156. Еще в большей мере, чем к нормально видящим, это относится к слепым, имеющим несрав­ненно меньший запас представлений.

В процессе решения мыслительных задач на основе понятий строятся суждения - установление связей различной степени сложности между объектами и умозаключения - выводы из име­ющихся знаний. Известно, что правильность суждений и умозак­лючений зависит от степени овладения понятиями (посылками), которыми оперируют, устанавливая те или иные связи, делая опре­деленные выводы. Дивергенция чувственного и логического в по­нятиях слепых приводит к тому, что у них часто можно наблюдать неверные либо формальные суждения и умозаключения.

Выделяют наглядно-действенное, наглядно-образное и теоре­тическое, или отвлеченное (абстрактное) мышление. В связи с тем что виды мышления определяются не столько его содержанием, сколько характером и способом решения задачи, становится яс­ным, что слепота не может внести принципиальных изменений в данную классификацию мышления. Независимо от того, под конт­ролем какого анализатора (зрительного или двигательного) совер­шается действие, в процессе которого решается та или иная задача, независимо от того, зрительными или осязательными образами оперирует мышление, делая то или иное заключение, оно остается в первом случае наглядно-действенным, а во втором - наглядно-образным.

Однако в тифлопсихологии делались попытки охарактеризо­вать мышление незрячих как логическое (теоретическое), обосно­вать их неспособность к наглядно-образному отражению действи­тельности. Такого рода взгляды имеют идеалистическую сущность и ведут в теоретическом плане к разрыву чувственного и логичес­кого, а в плане практическом утверждают вербализм обучения сле­пых. Несостоятельными оказываются также попытки относить (стр. 249)

мышление ослепших и частичнозрячих соответственно к смешан­ному и наглядно-образному типам.

В настоящее время не подлежит сомнению, что установленные в психологии виды мышления различаются между собой не только по содержанию и характеру. Эти виды мышления отражают также и различные генетические уровни его развития. Отсюда следует, что развитие теоретического мышления невозможно без опоры на наглядно-действенное, на наглядно-образное мышление. В то же время нельзя представить, что различные виды мышления на опре­деленной ступени развития выступают как низшие (образное) и высшие (теоретическое). Напротив, теоретическое мышление, раз­вившееся на основе наглядно-образного, стимулирует развитие последнего, и они совместно с разных сторон отражают объективную действительность. Взаимосвязь образного и теоретического мыш­ления особенно отчетливо проявляется в случаях затруднений при решении какой-либо теоретической задачи. В этой связи С.Л. Ру­бинштейн писал следующее: “Встречаясь с трудностями, протека­ющая в понятиях мысль часто обращается к представлениям, ис­пытывая потребность “сличить мысль и вещь”, привлечь наглядный материал, на котором можно было бы непосредственно проследить мысль”1. Рубинштейн С.Л. Основы обшей психологии. - М., 1989, С. 384. Сокращение чувственного опыта у слепых приводит к за­труднениям при “сличении мысли и вещи”, к преимущественному оперированию понятиями, но это вовсе не означает, что их мыш­ление становится логическим. Дивергенция чувственного и поня­тийного может создать не логический, а только формальный тип мышления. Здесь же следует заметить, что догматическое усвоение слепыми понятий, создающее целый рад трудностей при решении мыслительных задач, требует, пожалуй, гораздо более частого, чем при нормальном зрении и соответственно нормальном запасе представлений, “сличения мысли и веши”. Именно поэтому име­ются все основания утверждать, что формирование видов и типов мышления при дефектах зрения проходит через те же этапы, что и в норме, и логическое (теоретическое) мышление может развивать­ся только на основе высокоразвитого наглядно-действенного и на­глядно-образного мышления.

Итак мыслительная деятельность слепых подчиняется в своем развитии тем же закономерностям, что и мышление нормально ви­дящих. И хотя сокращение чувственного опыта вносит определенную (стр. 250) специфику в этот психический процесс, замедляя интел­лектуальное развитие и изменяя содержание мышления, оно не может принципиально изменить его сущность. Отмеченные выше отклонения в развитии мышления от нормы могут быть в значи­тельной степени преодолены в результате обучения, направленного на формирование полноценных знаний, в которых чувственное и понятийное представлены в единстве.