Особенности эмоций и чувств слепых

Эмоционально-волевая сфера психики слепых являетсянаиме­нее исследованной в тифлопсихологии, что связано главнымобра­зомс трудностями объективного изучения эмоции, чувств и воли

Эмоции и чувства как специфическое отражение внешнего мира, проявляющееся в субъективном отношении человека к дей­ствительности, зависят от того, насколько полно, точно, всесто­ронне отражается окружающий мир и что именно является объек­том отражения. Разумеется, отсутствие зрения, сужающее сферу чувственного познания, не может повлиять на наиболее общие ка­чества эмоций и чувств, их номенклатуру, значение для жизнедея­тельности и т.п. Слепота, как показывают наблюдения, может пов­лиять лишь на степень проявления отдельных эмоций, их внешнее выражение и на уровень развития отдельных видов чувств.

Зависимость эмоций и чувств от состояния сенсорной сферы опосредуется материальными и духовными потребностями, разви­тие которых непосредственно связано с накоплением чувственного опыта. Очевидно, что ряд положительных и отрицательных эмо­ций, возникающих как непосредственная реакция нормально ви­дящих на зрительно воспринимаемые объекты, явления, их свойст­ва, отсутствует у незрячих. Отсутствие зрения обусловливает также изменения в характере и динамике потребностей, что в свою оче­редь сказывается на эмоциональных переживаниях, возникающих при их удовлетворении или неудовлетворении.

Возникающие из одного и того же источника и тесно связан­ные между собой, эмоции и чувства являются в то же время раз­личными по характеру отношения уровнями психической деятель­ности.

Эмоции, возникающие при удовлетворении или неудовлетво­рении органических потребностей и при непосредственных реак­циях на предметы и явления окружающего мира, при утрате зрительных функций, очевидно, претерпевают не такие существенные изменения, как чувства. Имеющиеся в тифлопсихологии сведения о силе и глубине эмоциональных переживаний слепых весьма про­тиворечивы. Одни авторы считают, что слепые менее эмоциональ­ны, чем зрячие, другие, напротив, подчеркивают интенсивность эмоциональной жизни слепых. Однако этот вопрос вряд ли может (стр. 259) быть решен однозначно. Очевидно, что ряд потребностей (напри­мер, в еде или во сне) удовлетворяется слепыми так же успешно, как и нормально видящими, и эмоции, возникающие при удовлет­ворении этих потребностей, будут зависеть лишь от того, какое ме­сто занимает данная потребность в структуре потребностей и на­сколько полно она удовлетворена. Поэтому в данном случае вряд ли будут наблюдаться какие бы то ни было различия между слепы­ми и зрячими.

Что же касается потребностей, удовлетворение которых связа­но с нормальным функционированием зрительного анализатора, то здесь не подлежит сомнению, что слепота оказывает влияние на знак (положительный или отрицательный) и глубину эмоций. На­пример, часто наблюдаемые у слепых отрицательные эмоции или отсутствие эмоционального отношения при непосредственном реа­гировании на некоторые объекты можно объяснить в одном случае неудовлетворением познавательных потребностей, а в другом - от­сутствием потребности познать данный объект. В то же время можно видеть, что ряд объектов и их свойств, ситуаций, почти не вызывающих эмоций у нормально видящих, у слепых вызывают сильные эмоциональные переживания.

В качестве примера можно привести ситуации, в которых ока­зывается инвалид по зрению, находясь в среде нормально видящих. Слепой в этом случае утрачивает свою анонимность, становясь центром внимания, что вызывает с его стороны раздражение, эмо­циональное напряжение. Например, налить в стакан воды в при­сутствии зрячих, пользуясь обычным способом (контролируя уро­вень воды при помощи пальца, опущенного в сосуд), для слепого становится проблемой, у него возникает ощущение, что за ним на­блюдают. Этим же можно объяснить упорные отказы многих сле­пых пользоваться при ориентации в пространстве тростью, привле­кающей внимание окружающих.

Постоянно высокое эмоциональное напряжение может в от­дельных случаях вызывать эмоциональные расстройства (см. § 2). Некоторые авторы причину эмоциональных расстройств видят, главным образом, в усваиваемом инвалидами отношении зрячих к слепым (отношения озабоченности, сочувствия, брезгливости и пр.). Иными словами, поведение зрячих родственников, друзей, незнакомых вызывает у слепых негативное эмоциональное, отно­шение к действительности, на фоне утраты анонимности, как уже отмечалось,(стр. 260)такого рода отношение приводит к постоянно высоко­му эмоциональному напряжению. При этом здесь возможны две позиции: 1) принятие взгляда зрячих на свою личность, влекущее за собой утрату самоуважения, комплекс неполноценности и 2) эмоциональное сопротивление представлениям зрячих о своей со­циальной и физической неполноценности, выражающееся в непри­язни, избегании, агрессивности по отношению к окружающим.

Здесь следует заметить, что вообще представления зрячих о настроениях слепых зачастую оказываются ошибочными. Этонемир тьмы, грусти, отчаяния, как они полагают, по крайней мере для слепорожденных и ослепших в детстве этот визуально воспри­нимаемый зрячими мир должен быть нейтрален (без света и без тьмы).

Одновременно отношение зрячих к слепым как явно негатив­ное последними оценивается, как правило, неверно. Опрос зрячих (как имеющих опыт общения с инвалидами по зрению, так и не имеющих такового), проведенный В.М. Сорокиным, показал от­сутствие у них предубежденности по отношению к слепым, взгля­дов на слепых, как неполноценных членов общества. Давая обобщенный портрет слепого, зрячие подчеркивают такие их свойства, как внутреннюю сосредоточенность, самоуглубленность, особый богатый внутренний мир, высокий нравственный уровень, разви­тые волевые черты характера и пр. При этом опрощенные подчер­кивали, что слепота не воспринимается ими как физический недо­статок. Скорее она оценивается как форма повседневной бытовой беспомощности. Несмотря на явную идеализацию, подчеркивает В.М. Сорокин, в этом портрете отчетливо видно положительное отношение к незрячему.

Отсюда следует, что в ходе реабилитационной работы требует­ся коррекция представлений друг о друге, взаимоотношений в сис­теме зрячий - слепой как у одних, так и у других, т.е. реально ин­теграция инвалидов в обществе может быть осуществлена только при условии понимания обществом проблем лиц с дефектами зре­ния, их реальной личностной ценности и одновременно устранени­ем предубежденности слепых о имеющемся отношении зрячих к слепым как к малоценным членам общества. Это следует рассмат­ривать как важный путь урегулирования эмоциональной жизни ин­валидов по зрению.

Таким образом, можно утверждать, что слепота, ограничивая отражательные возможности человека, нарушая гомеостаз (стр. 261) (равновесие с окружающей физической и социальной средой, вы­зывает определенные сдвиги в эмоциональной сфере, некоторые изменения в эмоциональном отношении к отдельным (трудно поз­наваемым) сторонам действительности,не изменяя в целом сущно­сти эмоции.

Чувства, зарождаясь и сфере эмоций, являются особой формой отношении человека к окружающему миру. Это устойчивые эмоци­ональные отношения к действительности, а эмоции отражают зна­чимость ситуативных явлений. Присущие только человеку чувства имеют ярко выраженный социальный характер. Различные виды чувств - моральные, интеллектуальные и эстетические - в той или иной степени присущи всем людям, что объясняется их об­щественно-исторической природой.

Различные виды чувств в разной мере связаны с непосредст­венным отражением действительности. Наименее связаны с ним моральные чувства, в большей степени интеллектуальные, и самая тесная связь существует между ощущениями, восприятиями и представлениями, с одной стороны, и эстетическими чувствами - с другой. Поэтому сужение сенсорной сферы оказывает различное влияние на отдельные виды чувств.

По номенклатуре чувства слепых и зрячих не могут иметь ни­каких различий. Специфика чувств слепых, обусловленная нару­шением отношений с естественной и социальной средой, проявля­ется только в характере выражения и динамике развития чувств.

Иногда наблюдающиеся при слепоте аномалии развития мо­ральных и интеллектуальных чувств (отсутствие чувства долга, се­бялюбие, отсутствие чувства товарищества, чувства юмора, чувства нового и т.д.) имеют место и у зрячих и ни в коей мере не могут быть объяснены слепотой. Негармоничное развитие и появление отрицательных чувств может быть объяснено только недостатками воспитания. В первую очередь это касается моральных чувств, имеющих ярко выраженный социальный характер и отражающих существующую систему человеческих отношений. Не слепота, а неправильное отношение в семье (мелочная опека, заласкиванне, противопоставление ребенка другим членам семьи, как “обижен­ного судьбой”, или, наоборот, заброшенность), в школе (подчерки­вание неприспособленности ребенка к жизни, упреки благами, по­лучаемыми через систему социального обеспечения, переоценка возможностей и способностей и т.п.) порождают отрицательные (стр. 262) моральные чувства. Понимание сущности моральных чувств и мно­гочисленные примеры из жизни слепых дают полную возможность утверждать, что при правильном воспитании моральные чувства слепых никак не отклоняются от нормы.

Интеллектуальные чувства также существенно зависят от со­циального положения человека и окружающей его среды. Необхо­димым условием для развития интеллектуальных чувств является участие в умственной деятельности. Предоставление слепым этой возможности, в частности их обучение в средней и высшей школе, открывает широкие возможности для развития интеллектуальных чувств.

В то же время развитие интеллектуальных чувств обусловлено успехами познавательной деятельности и способностью и возмож­ностью открывать все новые и новые стороны в предметах и явле­ниях, проникать в их сущность, устанавливать закономерности раз­вития. Слепота сужает сферу чувственного познания, что в свою очередь неблагоприятно влияет на развитие мышления, ставит серьезные преграды на пути развития интеллектуальных чувств, возникающих в процессе познания. Именно поэтому у слепых, особенно дошкольников, часто наблюдается отсутствие любозна­тельности. Однако огромные компенсаторные возможности по­зволяют слепым преодолеть многочисленные препятствия на пути овладения знаниями, успешно заниматься умственной деятельно­стью, в процессе которой и развиваются интеллектуальные чувства.

Наиболее существенное влияние слепота оказывает на эстети­ческие чувства, возникающие и развивающиеся при восприятии и создании человеком прекрасного. Эстетические чувства возникают не только при зрительном, но и при восприятиях других модаль­ностей (слуховое, осязательное, вкусовое и обонятельное). Однако тотальная или парциальная слепота полностью или частично делает невозможным восприятие тех сторон действительности, которые оказывают на человека наиболее сильное эмоциональное воз­действие. Этими же причинами обусловлено отрицательное изме­нение в области культурных потребностей и интересов, также ока­зывающих существенное влияние на развитие эстетических чувств.

В этой связи наиболее важным представляется вопрос: воз­можно ли компенсировать недостатки развития и проявлений эсте­тических чувств слепых? В тифлопсихологии XIX в. было широко распространено мнение, что слепым свойственно наслаждение прекрасным, так как они обладают прирожденным идеалом (стр. 263) красоты, а для развития их потенциальных возможностей необходимо специальное воспитание. Тезис о необходимости эстетического воспитания слепых действителен и по сей день, хотя основу для него мы видим не в прирожденном идеале красоты, а в способнос­ти слепых правильно отражать окружающий мир при помощи интегративной деятельности сохранных анализаторов. В процессе обучения и воспитания у слепых формируются правильные предс­тавления о прекрасном и правильное к нему отношение.