Воля слепых

Человек - и это одна из его специфических особенностей - является субъектом волевого поведения. Морально воспитанная воля, будучи регулирующей стороной сознания, проявляется в спо­собности человека совершать целенаправленные действия, преодо­левая трудности. Отсюда понятна огромная значимость воли для человека вообще, а тем более для человека, имеющего дефект зре­ния и встречающего поэтому на своем пути неизмеримо большее количество трудностей, чем зрячий.

В дореволюционной тифлопсихологии был широко распрост­ранен взгляд, согласно которому безволие является характерологи­ческой чертой слепых. “Слепой поражает своей апатичностью, отсутствием воли, невозможностью пробудить его к деятельности”1СкребицкийА.И. Воспитание и обучение слепых и их призрение на Западе. -СПб., 1903. С. 106. - писал выдающийся русский тифлопедагог А.И Скребицкий. Этому и аналогичным ему высказываниям давался ряд обоснований: во-первых, слепота препятствует активному участию в (стр. 267) деятельности; во-вторых, чрезмерные трудности, испытываемые сле­пыми, приводят к отказу от решения намеченной задачи; в-третьих, ограниченные материальные, а тем более культурные пот­ребности не стимулируют слепых к волевой деятельности.

С другой стороны, можно предположить, что наличие труднос­тей, с которыми ежечасно сталкивается слепой, должно упражнять и укреплять его волю. Именно на такой позиции находился Мольденгауэр, который писал: “...можно наблюдать, что усиленные пре­пятствия, которые должен преодолевать слепой для достижения поставленной цели, приводят в действие всю его энергию, всю си­лу его воли и что таким путем его воля закаляется”'. 1 Цит. гю кн.: Бюрклен К. Психология слепых. - М., 1934, С. 231.

Это сложное взаимодействие причин, с одной стороны, тормо­зящих, а с другой - стимулирующих развитие воли, обусловливало отмечавшиеся тифлологами резкие индивидуальные различия сле­пых в данной сфере психики, различия, выходящие, как утверждал К Бюрклен, “за пределы минимальных и максимальных границ, так как среди слепых встречаются индивидуумы как с огромной, так и с очень ослабленной силой воли”2. Там же. С, 230. Действительно, среди слепых можно встретить людей, обладающих замечательными во­левыми качествами, и наряду с этим наблюдать такие дефекты во­ли как импульсивность поведения, внушаемость, упрямство, нега­тивизм. Особо сложные и труднокорригируемые дефекты волевой сферы наблюдаются у лиц, потерявших зрение в результате пере­несенных черепно-мозговых заболеваний. В этих случаях дефекты воли часто имеют патологический характер (абулия, резко вы­раженный негативизм и т.д.).

Резкие, иногда полярно противоположные индивидуальные различия в волевой сфере слепых связаны в первую очередь с усло­виями семейного и школьного воспитания. Включение ребенка в игровую, а затем учебную и трудовую деятельность, упражнения в волевых поступках, формирование нравственности как основы мо­рально воспитанной воли и другие общие для слепых и зрячих ус­ловия формирования волевых свойств личности, а также самовоспитание позволяют преодолеть возникающие при слепоте и пре­пятствующие развитию воли условия.

Таким образом, отмеченные К. Бюркленом выходящие за ми­нимальные и максимальные по сравнению с нормой (стр. 268) пределы индивидуальные различия слепых в волевой сфере являются следствием не слепоты, а воспитания.

Воспитание воли в специальной школе является необходимым и одним из важнейших компонентов учебно-воспитательной рабо­ты, так как только при наличии высокоразвитых волевых свойств (самостоятельность, целеустремленность, настойчивость и т. п.) слепой может преодолеть болезненные реакции на слепоту и воз­никающие перед ним многочисленные трудности в процессе поз­навательной, трудовой деятельности, в быту и стать полноценным членом общества.