Социологизации или физиологизации, Рубинштейн обращается к раскрытию его

собственной "внутренней" сущности. И здесь психическое выступает не только как

преломляющее (согласно своим закономерностям) внешние воздействия, но и как

обусловливающее, т.е. само выступает в качестве причины. Психическое определя-

ется как обусловленное и обусловливающее, т.е. определяющее поступки, поведение

человека и, в конечном итоге, самоопределение личности в мире. Если сравнить с

ранней формулой единства сознания и деятельности, то, согласно ей, сознание лишь

проявляется в другом. В данной формуле сознание рассматривается в двух своих

собственных модальностях - как идеального и как ...субъективного. И если в

"Основах" сознание также определялось через двоякую модальность - отражение и

отношение, переживание, но последнее еще не имело своего методологически

эксплицированного, доказательного определения, то в "Бытии и сознании", впервые в

истории психологической мысли, субъективное признается в своем объективном, т.е.

онтологическом, статусе, признается в своем "праве" на существование. Субъектив-

ное перестает трактоваться как производное от объективного, в качестве которого

предлагалось рассматривать высшую нервную деятельность, содержание отражения и

 

В соответствии с этим он называет свою книгу не "Материя и сознание": а "Бытие и сознание" и в связи с юбилеем ленинского "Материализма или эмпириокритицизма" дает ...критику ленинского понимания материи общественные условия существования (Б.М. Теплов), или как только неадекватное, т.е. не истинное, искаженное отражение. Эта новаторская трактовка субъективного конкретизируется в труде "Бытие и сознание", в частности, применительно к общественно-историческим условиям жизни людей и их психики. Рубинштейн раскрывает здесь эзоповым языком свое оригинальное понимание предмета исторической и социальной психологии, однако, не употребляя два последних термина в позитивном смысле. Он вынужден это сделать столь парадоксальным образом, потому что до 1963 г. социальная и историческая психология все еще находились в нашей стране под запретом.

Тезис о принадлежности субъективного субъекту (и потому о возможности его

объективного определения) является собственно философским и будет рассмотрен

Рубинштейном позднее в книге "Человек и мир". Тезис же о субъективном как

качестве, присущем воспринимающей системе (будь то собственно восприятие или

мышление, или переживание) является методологическим и конкретно-научным.

Кроме этих двух аргументов, отстаивающих онтологический статус субъективного,

Рубинштейн выдвигает третий - философско-методологический. Он ставит проблему

особого способа существования психического. Критикуя Сартра, признающего приори-

тет существования над сущностью, с одной стороны, и всю, идущую от Платона,

тенденцию абсолютизации сущности в ущерб существованию - с другой, он интег-

рирует сущность и сущее в понятии "способ существования", который позволяет

методологически дифференцировать сущности, обладающие различными качествен-

ными определенностями, и отказаться от абстрактного гипостазирования сущности как

субстанции. Понятие способа существования сразу открывает перспективу и возмож-

ность выявления развития, функционирования, изменения сущности. Специфика

способа существования психического раскрывается Рубинштейном здесь в третьем

аспекте; это не только преломление внешних воздействий, которое имеет место при

преломлении воздействий через любую систему, и это не только обусловливающее,

т.е. детерминирующее другое - действия, поступки, саму жизнь человека, но и также

способность к самодетерминации, т.е. детерминация процесса в самом ходе его

осуществления. Рубинштейн раскрывает детерминацию психического, связанную не

только с прошлым и будущим, но и с настоящим.

Конкретизируя в "Бытии и сознании" свое понимание идеального, Рубинштейн

имеет в виду способность сознания репрезентировать человеку все, существующее в

мире, непосредственно ему недоступное, отделенное от него во времени и прост-

ранстве. Избирательность сознания проявляется в детерминации настоящим как спо-

собности человека осмыслить, отнести к себе только то, что существенно для него, и

выстроить иерархию собственных смыслов.

Завершая рассмотрение проблемы детерминации психического и детерминации

сознания. Рубинштейн уже в "Бытии и сознании" вводит свое понимание субъекта. В

единую детерминационную цепь взаимосвязи явлений бытия он включает субъекта,

который не только опосредствует внешние воздействия, но и активно включается в

детерминацию событий. "Детерминированность, - пишет он, - распространяется и на

субъекта, на его деятельность..., субъект своей деятельностью участвует в детерми-

нации событий... цепь закономерности не смыкается, если выключить из нее субъекта,

людей, их деятельность. Закономерный ход событий, в котором участвуют люди,

осуществляется не помимо, а посредством воли людей, не помимо, а посредством их

сознательных действий". Рубинштейн проявляет здесь философскую смелость

определения субъекта не только как соотносительного с объектом в процессе

познания, но и как субъекта в единой цепи причинно-следственных закономерностей

бытия. И, соответственно, в этой единой цепи детерминаций определяется роль

сознания, которая получает свою итоговую характеристику на основе своих функций

идеального и субъективного. "В силу того, что человек благодаря наличию у него

сознания, может предусмотреть, заранее представить себе последствия своих дейст-

вий, он самоопределяется во взаимодействии с действительностью, данной ему в

отраженной идеальной форме (в мысли, представлении) еще до того, как она может

предстать перед ним в восприятии в материальной форме: действительность, еще не

реализованная, детерминирует действия, посредством которых она реализуется"

Идеи "Бытия и сознания" непосредственно продолжаются и развиваются в книге "Принципы и пути развития психологии", которая некоторыми своими разделами оказывается прологом к последнему труду жизни Рубинштейна "Человек и мир".

Отстояв на основе принципа детерминизма в его новом понимании самостоятель-

ность психологии как науки, Рубинштейн сначала обращается к проблемам

философской антропологии в ранних рукописях К. Маркса (в книге "Принципы и пути

развития психологии", 1959), чтобы в монографии "Человек и мир" позднее дать свое

решение этих проблем. При всей важности этой небольшой статьи в целом ряде

отношений (и как реабилитации идей молодого Маркса и как реабилитации самой

проблемы философской антропологии, и как анализа соотношения общественно-

исторического и конкретно-исторического способов бытия человека и т.д.) она ставит

совершенно неожиданно и по-новому проблему объекта, предмета соотносительно и

безотносительно к субъекту. Критикуя в той же книге, очень замаскированно, но

одновременно очень остро, понимание материи В.И. Лениным, который определяет ее

только через внеположность сознанию, Рубинштейн в данной статье выступает

против свойственного уже не гносеологии, а историческому материализму определения

бытия, природы только как предмета, "условий, сырья, средств" человеческой

деятельности. "Природа, - пишет он, - иногда низводится на роль мастерской и сырья

для производственной деятельности человека". Итак, оказывается, что Рубинштейн критикует парадоксальным, на первый взгляд противоречивым образом, оба постулата марксистско-ленинской философии: о безотносительности бытия (у Ленина - материи) к человеку (у Ленина - сознанию) и о такой соотносительности бытия и деятельности человека, при которой оно выступает только предметом этой деятельности, производства.

 

На самом деле оба критических положения непротиворечивы и имеют целью

раскрыть специфический онтологический статус самой природы, точнее, бытия в ка-

честве природы. В этой статье как трамплине к идеям книги "Человек и мир"

Рубинштейн хочет раскрыть необъятность и самоценность сущего, прежде всего, в

этом очевидном и философскому и обыденному сознанию качестве природного. В

своих дневниковых заметках этого времени Рубинштейн обращается к идеям

В.И. Вернадского и впервые употребляет понятия: "Космос", "Вселенная". Он хочет

выйти за рамки философских абстракций, связавших субъекта и объекта как бы в

"клинче" как противостоящих в познании и деятельности: он ищет "шатер" для бытия

человека.

Другой аспект его реабилитации природы - это раскрытие природного качества в

самом человеке и исходящее из этого понимание изначальной неразрывности природы

человека в ее собственно чувственном выражении и природы как действительности.

Природное в человеке - это не биологическое, но и не только то, что обычно в

философии понимается под чувственной ступенью познания, а все связанные с

потребностями человека, с его эмоциональностью, превращающейся в способность

чувствовать, с эстетическим отношением к миру модальности человека. Наметив в

данной статье все подходы к постановке этой проблемы природного в человеке,

Рубинштейн уже в "Человеке и мире" назовет эту отличную и от деятельности, и от

познания модальность человеческого существования созерцанием.

Лотка, последовательность изложения проблем и репрезентация категорий книги

"Человек и мир" начинается после краткого рубинштейновского введения в проблему с

установления узловой взаимосвязи: 1) принципа детерминизма, раскрытой на его

основе онтологии взаимодействия и взаимопричинения разных сущих, 2) понятия

способа существования, которое уже на основе выявленной ранее специфики

детерминации психического рассматривается как самопричинение и самоопределение

и, наконец, 3) представления о движении, присущем тому или иному способу сущест-

вования, как о его изменении. В связке этих трех составляющих впервые появляется

кажущееся совершенно неожиданным и парадоксальным в таком контексте понятие

субъекта: "Так встает вопрос о субъекте изменений определенного рода", - пишет

Рубинштейн. Оригинальность этого определения очевидна на фоне

традиционных и историко-философских и современных философско-психологических

определений субъекта, которые непременно начинаются с понятия человека как

исходного, а затем, в зависимости от точки зрения либо приписывают деятельность

субъекту, либо добавляют к деятельности субъекта, который не больше чем эпитет

или любое лицо, которое ее осуществляет, не говоря уже о вышеупомянутой

философской оппозиции субъект - объект.

Чего добивается Рубинштейн таким определением? Решая обозначенную во

введении основную задачу - включить человека в состав бытия, он не может

ограничиться чисто пространственными координатами, сказав, что человек находится

внутри бытия, а не как обособленная сущность вне или против него. И решение ее он

начинает не со специфики человека, а с постепенного, шаг за шагом последовательно

проводимого философского доказательства наличия в сущем взаимодействующих друг

с другом различных способов существования, которые являются пребыванием внутри

изменений, что и эквивалентно их сущности. <Понятие сущности, соотнесенное с поня-

тием субстанции, взятой в аспекте изменения, детерминации, означает не только

определенную устойчивость в процессе развития и изменения, но и общность

изменений в процессе взаимодействия. Весьма существенна его перефор-

мулировка принципа детерминизма по отношению к первоначальному варианту в

<Бытии и сознании>: <С этим, собственно, и связано понятие сущности или субстан-

ции, развитое в "Бытии и сознании". При этом, строго говоря, внутренние условия

выступают как причины (проблема саморазвития, самодвижения, движущие силы раз-

вития, источники развития находятся в самом процессе развития как его внутренние

причины), а внешние причины выступают как его условия и обстоятельства> [17.

С. 290]. Детерминистическим объяснением охвачены и способность быть аффициро-

ванным, т.е. подвергаться воздействию, страдать в широком смысле слова, и

способность действовать, и способность сохранять свою качественную определенность

в процессах взаимодействия с другим, и в процессах самопричинения и самоизменения,

и в развитии. Так Рубинштейн <укрепил> новый вариант онтологии всеми катего-

риальными возможностями, вобрав в его обоснование и критически переосмысленный

историко-философский опыт и методологический опыт самых разных наук - их

познания разных качественно определенных сущностей, начиная с физики, включая

эстетику и психологию, и кончая социально-экономическими теориями общественного

способа существования человека.

Подобно тому, как ранее он сблизил психическое с особенностями взаимодействия

всех явлений материального мира, не сводя его, однако, к низшим уровням его

организации (благодаря чему оно на первый взгляд лишилось своей привлекательной

исключительности, но обрело надежную онтологичность и объективный статус),

следуя тем же ходом мысли, Рубинштейн постепенно <выращивает> понятие

субъекта, парадоксальным образом двигаясь не <сверху> - от человека - к низшим

аналогам и основам его бытия, а поднимаясь из онтологических закономерностей всего

сущего. (Между тем традиционно философски субъект, как, впрочем, и понятие чело-

века, оказывалось всегда предельным априорным понятием, что позволяло указать на

его характеристики, но не раскрыть сущность).

Решающий момент определения субъекта Рубинштейном как категории, обозна-

чающей сущность именно человека, связан с раскрытием особенности качественно

иного уровня в иерархии сущих с разными способами существования: это уровень уже

не способа существования, а способа осуществления своей сущности. Осуществление

предполагает не только деятельное, не только познавательное отношение человека к

миру, но и осуществление своей сущности адекватно соотносительности человека с

миром. Последнее есть новое категориальное обозначение специфики человеческого

бытия, т.е. природы, преобразованной человеком по новым историческим законам.

Рубинштейновские категории человека и мира, человека в мире выполняют особую

роль преодоления своеобразной ограниченности исходности и конечности категорий

субъекта и объекта, остающейся даже при учете их непрерывного взаимодействия.

Рубинштейновские категории <расширительны> - они несут в себе временно-

пространственные беспредельности. Определенность, структурность и в этом смысле

конечная завершенность взаимодействий раскрыта в контексте их бесконечности.

Только такое понимание субъекта объясняет рубинштейновскую критику ставшего

модным и в отечественной философии определения М. Хайдеггером специфики чело-

века как <выхода за свои пределы>. Сущность рубинштейновского подхода

заключается в часто применяемом им приеме - превращении данного положения в

противоположное: он исходит не из эмпирического факта существования этой

границы, а из философского вопроса - как она, собственно, возникает. И тогда

эмпирическая трактовка границы как поверхности взаимодействий преобразуется в

проблему сущности в качестве основания изменений, устойчивости как меры

самоопределения и определения другим.