Джеймса в философии, и Хольт - впервые провозглашают общую платформу

бихевиоризма^. Прагматисты - Дьюи и, особенно, Мэд - связывают прагматическую

В последующие годы Титченер совершает крутой поворот. В "Учебнике психологии" (Textbook of

psychology. N.Y., 1912) мы встречаемся уже с совсем иными, явно махистскими позициями. "Между сырым

материалом физики и психологии, - читаем мы здесь, - не может быть никакой существенной разницы.

Материя и дух, как мы их называем, по существу должны быть тождественны друг с другом"; "физика и

психология имеют один и тот же материал: эти науки отличаются друг от друга только - и этого

достаточно - свойственными им точками зрения". Глава о предмете психологии в учебнике Титченера

представляет собой по существу "популяризацию" взглядов Авенариуса. (См.: Титченер Э.Б. Учебник психологии. Ч. 1. М., 1914. С. 5 и 7).

В своем основном психологическом труде: "The Principles of psychology", вышедшем в 1890 г., Джеймс стоял на позициях откровенного, в общем локковского, дуализма. Характеризуя философскую платформу своего труда, сам Джеймс писал: "Это позиция сплошного дуализма. Она предполагает два элемента - познающий дух и познаваемую вещь и трактует их как несводимые друг к другу. Ни один из них не выходит из самого себя и не переходит в другого. Ни один из них не является каким-либо образом другим,

ни один не порождает другого. Они противостоят друг другу лицом к лицу в общем мире - один просто познает, а другой - коррелят - познается". (James W. The principles of psychologiy. L., 1907. начале XX столетия совершается радикальная смена вех, В ряде докладов и статей 1904-1905 гг.

(собранных затем в сборнике "Essays in radical empiricism". N.Y., 1912) Джеймс формулирует уже по существу махистскую концепцию "чистого опыта". "Я утверждаю, - пишет Джеймс, - что единая часть опыта, взятая в определенном контексте, играет роль познающего, душевного состояния, "сознания", тогда как в другом контексте тот же единый отрезок опыта будет играть роль познанной вещи, объективного содержания. Одним словом, в одном сочетании он фигурирует как мысль, в другом как вещь". {James W.Essays in radical empiricism. P. 9-10). "В одной совокупности он представляет собой только сознание, в другой - только содержание". "Мысли... сделаны из той же материи (Stuff. - С.Р.), что и вещи".