В ней психические свойства и процессы являются неотъемлемыми качествами лишь

целостных индивидов. В данном отношении Рубинштейн также почувствовал свою

идейную близость к Марксовой философии, когда в статье 1934 г. он выделяет у

Маркса и использует прежде всего фундаментальное и хорошо теперь известное

положение о том, что все психические процессы или функции человека есть "органы

его индивидуальности" как целостного субъекта. По Марксу, "человек присваивает

себе свою всестороннюю сущность всесторонним образом, т.е. как целостный

человек". Опираясь на эти очень верные и важные для психологии идеи

Маркса, Рубинштейн, развивает дальше свои прежние положения о единстве и

целостности личности, восходящие к его статье 1922 г. Он подчеркивает, что

психология "не может быть, таким образом, сведена к анализу отчужденных от

личности, обезличенных процессов и функций". Различные формы психики и

сознания развиваются не сами по себе - в порядке автогенеза, а только как атрибуты

или функции того реального целого, которому они принадлежат, т.е. личности как

субъекта. Безличностная трактовка сознания могла бы быть лишь идеалистической

(спиритуалистической). Вопреки Гегелю субъект, личность не сводится к сознанию или

самосознанию, однако, сознание и самосознание весьма существенны для личности.

 

С этих позиций Рубинштейн реализует в психологии основной для марксистской

концепции тезис, согласно которому сознание человека есть общественный продукт и

вся его психика социально обусловлена. Деятельностный, точнее, личностный, подход

в психологии представляет собой конкретизацию всеобщего принципа социальности

человека и его психики. Данную мысль Рубинштейн формулирует с предельной

ясностью и отчетливостью: "Общественные отношения - это отношения, в которые

вступают не отдельные органы чувств или психические процессы, а человек,

личность. Определяющее влияние общественных отношений труда на формирование

психики осуществляется лишь опосредствованно через личность".

С позиций рубинштейновского варианта деятельностного подхода по-новому

разрабатываются прежде всего психологические проблемы личности и ее жизненного

пути. Деятельность человека осуществляется им как личностью, как субъектом этой

деятельности, именно в деятельности личность и формируется и проявляется. Единст-

во деятельности, объединяющей многообразные действия и поступки, состоит в

единстве ее исходных мотивов и конечных целей, которые являются мотивами и це-

лями личности. Поэтому изучение психологической стороны деятельности есть изуче-

ние психологии личности в ходе ее деятельности. Тем самым деятельностный принцип

и личностный подход в психологии - это не два разных принципа, а один, поскольку

деятельностный подход сразу же выступает как личностный, как субъектный

(деятельность, изначально практическая, осуществляется только субъектом -

личностью, группой людей и т.д., а не животным и не машиной). Тот факт, что

психические процессы человека суть проявления его личности, выражается прежде

всего в том, что "они у человека не остаются только процессами, совершающимися

самотеком, а превращаются в сознательно регулируемые действия или операции,

которыми личность как бы овладевает и которые она направляет на разрешение

встающих перед ней в жизни задач". Например, непроизвольное запечатление развивается в сознательно регулируемую деятельность заучивания.

В ходе психологического исследования субъект и его деятельность конкретизи-

руются Рубинштейном прежде всего как личность, осуществляющая ту или иную

деятельность (учебную, игровую, трудовую и т.д.) и формирующаяся в ней.

Функционирование и развитие восприятия, мышления, речи и т.д. происходят только в

ходе всего психического развития личности и вне него не могут быть правильно

поняты. Применительно к человеку все в целом "психологическое развитие является

качественно специфическим компонентом общего развития личности, определяемого

совокупностью реальных конкретно-исторических отношений, в которые включен

человек". Таков, по Рубинштейну, исходный пункт психологического

изучения личности и ее деятельности.

Деятельность в строгом смысле слова присуща только человеку (но не животному).

Отношение людей к условиям жизни - принципиально иное, чем у животных,

поскольку эти условия не даны человеку природой в готовом виде. В ходе всей своей

истории человек сам создает их своей деятельностью, изменяющей природу и

общество. Иначе говоря, изначально практическая деятельность, производящая

материальные продукты, всегда есть целенаправленное воздействие, изменение,

преобразование людьми окружающей действительности в ходе взаимодействия

субъекта с материальным объектом.

Свое понимание единства психики и деятельности Рубинштейн детально и

систематически начал раскрывать уже в 1935 г. в монографии "Основы психологии".

На всех этапах жизни человека психические свойства не только проявляются, но и

формируются в деятельности. В педагогическом процессе так же, как в процессе

производства, они формируются и развиваются.

Практическое действие - исключительно мощное средство формирования мышле-

ния (наглядного, теоретического и т.д.). У ребенка "действие поэтому как бы несет

мышление на проникающем в объективную действительность острие своем. На поле

действия сосредоточивается первично самый освещенный, наиболее интеллек-

туализированный участок сознания".

Одним из важнейших результатов исследований, проведенных в 30-е годы,

является детально разработанная Рубинштейном, а затем и Леонтьевым философско-

психологическая схема анализа деятельности по ее главным компонентам (цели,

мотивы, действия, операции и т.д.). Сейчас она широко применяется и совершенст-

вуется (иногда критикуется) психологами, философами, социологами и т.д.