Первая из этих статей опубликована в 1944 г.

 

Рубинштейна (скончавшегося в 1960 г. на семьдесят первом году жизни). Начинается

московский период жизни и деятельности. Рубинштейн получает высшее признание в

качестве психолога, избранного в 1943 г. членом-корреспондентом, впервые в Акаде-

мии наук СССР представившего эту науку, выступает официальным и неофициаль-

ным лидером, интегрирующим ленинградских, харьковских, грузинских и московских

психологов, создателем в 1942 г. кафедры психологии Московского государственного

университета и в 1945 г. сектора психологии академического Института философии. К

середине 40-х годов он возглавляет научные исследования трех крупнейших психо-

логических центров Москвы.

С конца 40-х годов в период трагически знаменитой "павловской" сессии и борьбы с

космополитизмом он подвергается гонениям вместе с такими учеными, как Л.А. Ор-

бели, П.К. Анохин и многие другие, лишается всех постов, рассыпается верстка его

новой книги и запрещается дальнейшая публикация его трудов. Тем не менее вторая

половина 50-х годов становится периодом расцвета творчества Рубинштейна. В тече-

ние трех лет подряд он публикует три книги по философско-методологическим и тео-

ретико-эмпирическим проблемам психологии ("Бытие и сознание" - 1957; "О мыш-

лении и путях его исследования" - 1958; "Принципы и пути развития психологии" -

1959) и завершает свой жизненный путь написанием фундаментального философского

труда "Человек и мир". Этот труд, знаменовавший смену философской парадигмы,

удалось опубликовать лишь через 13 лет после смерти автора [17], когда эта пара-

дигма начала разрабатываться в разных аспектах в трудах следующего поколения

философов: В.А. Лекторским - в гносеологическом, О.Г. Дробницким - в этическом,

К.А. Абульхановой-Славской - в методологическом, А.В. Брушлинским - в психо-

логическом плане.

Несколько схематизируя, можно сказать, что, оторвавшись от философии, психо-

логия отрезала себя не только от столетних традиций, на протяжении которых осу-

ществлялись поиски разных определений сознания.она лишилась, став самостоя-

тельной наукой, векового методологического опыта выстраивания системы абстрак-

ций. С этим именно был связан кризис мировой психологии начала века, на фоне

неразрешенности, остроты которого перед отечественной психологией встала задача

применения философии Маркса к психологии. Марксова парадигма, будучи в основе

своей социально-экономической, не охватывала проблем сознания, познания и, тем

более - психического в том виде, как они разрабатывались на протяжении истории

философии, определившись в линию, связанную с предметом психологии. Естественно,

что первые попытки психологов (не все из которых были даже достаточно философски

образованы) применить марксизм в психологии носили сугубо иллюстративный,

поверхностный характер.

Этим объясняется сложность задачи, поставленной и решенной Рубинштейном, а

также то, почему именно он смог ее решить. Поскольку, как уже отмечалось выше,

по образованию и способу мышления он был философом, он мог рассматривать

Марксову концепцию в контексте всей истории и "лотки" развития философии, это -

во-первых. Во-вторых, проблемы методологии психологии не были для него

уникальными: он осмыслял одновременно проблемы методологии целого ряда наук

(поскольку он блестяще знал и физику, и математику, и, тем более - социологию,

экономику и т.д.). В "Основах" представлена система методологических принципов

психологии, из которых системообразующим выступает принцип единства сознания и

деятельности, а также принципы личности, развития, социальной детерминации пси-

хического. Рубинштейн определяет психическое, сознание как единство знания и

переживания, отражения и отношения, идеального и экзистенциального. Тем самым

сознание отнюдь не отождествляется с деятельностью, а определяется в своем ка-

чественно специфическом содержании. Необходимо сразу оговорить это отличие в

свете исторически последующего представления о деятельности в философии и пси-

хологии. Для Рубинштейна существенна проблема взаимопереходов сознания и деятельности, которая только и существует при признании качественной определенности каждой из сторон связи.