психического.Он заключен в двух определениях психики и сознания. Во-первых,
кроме характеристики психического как отражения, знания, что вскоре стало общим
местом с "легкой руки" гносеологов, он вводит в это определение отношение.
Рубинштейн обращается, конкретизируя категорию отношения, к его собственно
экзистенциальному онтологическому эквиваленту - переживанию. Переживание есть
состояние, принадлежащее самому субъекту, который в тот момент как бы "стоит за
сценой" (хотя, как показало исследование рукописного наследия 20-х годов, Ру-
бинштейн уже тогда имел целостную концепцию субъекта). Сегодня можно
сказать, что, согласно Рубинштейну, сознание есть отражение субъектом мира и вы-
ражение отношения к нему.
Онтологизация сознания и психики проявилась, во-вторых, в раскрытии их регу-