Ляторной функции по отношению к деятельности, сохраняющей свой специфический

онтологический статус, свое качество реальности. Если сознание есть идеальная

формула деятельности, то оно не может регулировать реальную практическую

деятельность в силу их тождественности. Только признание экзистенциальности и

качественной специфичности сознания, в отличие от деятельности, позволяет вскрыть

разные формы их связи, в числе которых находится регуляторная - (тождественность

исключает наличие связи). Таким образом, свести сознание к деятельности - ход не

более оригинальный, чем отождествить сознание с физиологическим или отражением.

Решение проблемы корпускулярно-волновой природы физических явлений позво-

ляет по аналогии понять суть теоретико-методологического онтологического опреде-

ления психического как имеющего определенную структурную, устойчивую и одно-

временно процессуальную, функциональную, имплицитную модальность, которое

было предложено Рубинштейном. Он внимательно прослеживает изменение

соотношения структуры и функции в эволюции, приходя к выводу, что, чем выше

уровень организации (особенно при переходе к уровню человека), тем менее жестко

фиксировано соотношение структуры и функции, тем более функции начинают

зависеть от образа жизни и (что самое главное уже для индивидуального развития) от

складывающегося способа функционирования, который начинает оказывать обратное

воздействие на саму структуру. Тем самым уже здесь заложена основа для понимания

психического как функционального, т.е. процессуального явления, что не исключало

признания его структурных, устойчивых, а скорее - определенных форм. Эти идеи

Рубинштейн разрабатывает в порядке развития концепции А.Н. Северцева и

И.И. Шмальгаузена.

Однако, с точки зрения методологии науки, очень существенно, что в "Основах"

Рубинштейн предлагает два различных и связываемых им определенным образом

понимания развития. Первое - эволюционное или генетическое, предполагающее свои

стадии, развертывающиеся последовательно во времени одна за другой, вытекающие

одна из другой или отрицающие одна другую (в данном случае - не существенно).

Второй новый ракурс рассмотрения развития Рубинштейн связывает не с тради-

ционной стадиальностью, а с развитием в деятельности: в ней проявляется функ-

циональная особенность психического, которое, осуществляясь в деятельности, одно-

временно развивается. Здесь имеют место разные временно-пространственные коор-

динаты развития. Первое - в основном необратимо, даже если имеет место регресс.

Второе - в принципе развернуто в будущее, является не линейным прохождением

стадий (как, например, возрастная периодизация), а движением по восходящей,

отвечает критерию совершенствования. Именно за непонимание последнего типа

развития Рубинштейн критикует К. Бюлера, который не мог понять иерархичности

стадий, "вытягивая их в одну прямую линию, разделенную на три строго огра-

ниченных отрезка". Именно таким образом преодолевается всякое понимание конечности развития, зафиксированное в теориях локализации и жестких структур. Развитие - это линия на дифференциацию и генерализацию - на образование системно-динамических связей. Генерализация, согласно Рубинштейну, - также онтологический механизм функционирования психики, который обеспечивает возможность образования неограниченных, гибких, обобщенных связей между структурами. Генерализация и лежащее в ее основе обобщение - это механизм бесконечного расширения возможностей психики, ее своеобразная геометрическая прогрессия. Этот механизм отвечает не статике, а динамике соотношения человека, личности со средой.

 

Для Рубинштейна "личность" - исходная психологическая категория (как уже было

отмечено, для него важна не только связь разных категорий психологии, но и их

логическая последовательность при изложении), предмет психологического исследо-

вания и, одновременно, методологический принцип психологии. Через личность он

раскрывает систему различных связей сознания и деятельности, в личности и

личностью эта связь замыкается и осуществляется. Для сравнения степени разра-

ботанности самой проблемы личности в книге Рубинштейна с общим состоянием ее

разработки в психологии, достаточно сказать, что в первом учебном пособии

"Психология" К.Н. Корнилова, Б.М. Теплова и Л.М. Шварца вообще не было главы о

личности (1938), в трудах других психологов она появляется в такой последова-

тельности: у Б.Г. Ананьева - в 1945 г., у Н.Д. Левитова - в 1952, у Б.М. Теплова - в

1953, у В.А. Артемова - в 1954 г.