Тема 3 ЛИЧНОСТЬ

1. Общее понятие о личности.

2. Основные теории развития личности.

3. Формирование личности в процессе социализации.

4. Самооценка и её роль для становления самосозна­
ния личности. Уровень притязаний.

Категория "личность" является объектом всесторон­него изучения психологической науки. Реальность, ко­торая определяется термином "личность", проявляется уже в этимологии этого слова. Слово личность (в пере­воде с английского "persona") первоначально относилось к актерским маскам, которые надевались во время сце­нических представлений. Так, в римском театре маска актера называлась "личиной" -лицо, обращенное к ауди­тории. Затем это слово стало обозначать самого актера и его роль. У римлян слово "persona" употреблялось обя­зательно с указанием определенной социальной функ­ции, роли (личность отца, личность царя, судьи и т.д.). Следовательно, личность по своему первоначальному значению - это определенная социальная роль или фун­кция человека.

Современная психологическая наука рассматривает личность несколько иначе. Так, в отечественной психо­логии этот термин обозначает: 1) человека как субъекта отношений и сознательной деятельности; 2) устойчивую систему социально значимых черт, характеризующих индивида как человека того или иного общества, либо общности.Иначе говоря, личность - это человек, взятый в системе таких его психологических характеристик, которые социально обусловлены, проявляются в обще­ственных по природе связях и отношениях, являются ус­тойчивыми, определяют нравственные поступки челове­ка, имеющие существенное значение для него самого и окружающих.

Понятие "личность" используется как в широком, так и узком смысле. В широком смысле понятие "личность" представляет социально-системное качество, формирую­щееся только в процессе деятельности и общения. Лич­ность как система социально обусловленных качеств по­является только с возникновением сознания и самосозна­ния. В узком, специфическом, смысле личностью являет­ся человек, как отмечает С.Л.Рубинштейн [15], у которо­го имеется своя позиция, самостоятельность мышления, небанальность чувств, сила воли, внутренняя страстность. Поэтому к человеку, в котором чувствуется личность, окружающие редко относятся безразлично.

В психологии наряду с понятием "личность" употреб­ляются термины "человек", "индивид", "индивидуаль­ность". По содержанию они тесно переплетены между собой. Поэтому анализ каждого из этих понятий, их со­отнесение с понятием "личность" позволяет более полно раскрыть последнее.

Человек - это родовое понятие, указывающее на при­надлежность существа к человеческому роду, homo sapiens.

Индивид - это единичный представитель вида homo sapiens. Каждый человек с момента рождения является индивидом.

Индивидуальность - это единство неповторимых лич­ностных свойств конкретного человека. Это самое узое по содержанию понятие из всех обсуждаемых. Оно содержит в себе лишь те индивидуальные и личностные свойства, такое их сочетание, которое отличает данного человека от других людей.

Целостное понимание личности невозможно вне изу­чения ее структуры. В настоящее время в психологичес­кой литературе рассматриваются различные концепции психологической структуры личности. К.К.Платонов предлагает модель структуры личности, которая состо­ит из четырех блоков:

^направленность личности (убеждения, мировоззрения, идеалы, склонности, интересы, желания, мотивы и т.п.);

2) социальный опыт (привычки, знания, умения, навыки);

3) психологические процессы (ощущения, восприятие,
память, мышление, воображение, внимание, воля, чув­
ства, эмоции и т.д.);

4) биологические свойства (пол, возраст, тип высшей
нервной деятельности, темперамент) [14].

По С.Л.Рубинштейну, структура личности включает следующие подструктуры:

- направленность (к чему стремится человек);

· способности (что может человек);

· темперамент и характер (что он есть);

· самосознание как внутренняя регуляция поведения [15].

Таким образом, изучение психологического облика лич­ности включает три основных направления: а) чего он(а) хочет (интересы, потребности, желания и т.п.); б) что он(а) может (способности); в)что он(а) есть (характер).

Психологическая структура личности является внутрен­не противоречивой. Развитие личности представляет собой переплетение биологического и социального начал в поведении человека. Человек рождается индивидом, имеет обус­ловленные природой особенности - генотип. Человек ста­новится личностью лишь в качестве субъекта обществен­ных отношений. Сущность человека как личности прояв­ляется не в ее уникальности, а в социальном качестве.

Изучение личности - одна из самых сложных проблем психологической науки. Что формирует личность, по­чему существуют индивидуальные различия, как проис­ходит развитие личности и каковы причины ее измене­ний на протяжении жизни человека? На эти и другие воп­росы пытаются найти ответ авторы различных подхо­дов и теорий личности. К ним относятся: глубинная пси­хология, бихевиористская теория, гештальт-психологи-ческая, гуманистическая, трансперсональная и др.

Сторонники глубинной психологии выдвинули идею о несводимости психики человека к сознанию и пыта­лись исследовать бессознательную часть психики. Глу­бинная классическая психология включает в себя такие теории, как психоанализ Зигмунда Фрейда, индивиду­альную психологию Альфреда Адлера и аналитическую психологию Карла Густава Юнга.

Основные положения теории глубинной психологам заключаются в следующем:

* Ведущая роль в человеческом поведении принадле­жит бессознательной сфере психики. Бессознательная сфера психики содержит в себе врожденные инстинкты. По Фрейду, таких инстинктов два: сексуальный ("эрос", или либидо) и агрессия, стремление к разрушению. Со­гласно Адлеру, основной человеческий инстинкт - стрем­ление к превосходству, совершенству, преодолению не­полноценности.

Помимо инстинктов, в содержание бессознательно­го входят желания, вытесненные из сознания по причи­не их культурной неприемлемости или душевной трав-матичности, нежелательности для человека. Бессозна­тельная часть психики человека энергетически заряже­на. Инстинкты и желания, изгнанные из сознания, стре­мятся к удовлетворению. Их энергия является движу­щей силой человеческого поведения.

• Желание бессознательного противоречит обществен­ным и культурным нормам. Так, 3. Фрейд полагал, что человеческие инстинкты по своей природе асоциальны, низменны и эгоистичны. Социальные, нравственные,культурные нормы, которые человек усвоил в процессе воспитания, являются сдерживающим фактором для про­ явления бессознательных желаний и инстинктов.

• Психологическое развитие человека осуществляет­ся через установление баланса между инстинктами и культурными нормами. Иначе говоря, в процессе раз­вития внутреннее "Я" (эго) человека вынуждено посто­янно искать компромисс между рвущейся наружу энер­гией бессознательного и тем, что допускается обще­ством. Это приводит к душевному, психологическому

равновесию.

• Возможность установления психического равнове­сия достигается посредством действия защитных меха­низмов психики. Таким образом, психологическая защи­та представляет собой механизм, направленный на пре­дупреждение расстройств в поведении в рамках конф­ликта между сознанием и бессознательным.

Рассмотрим некоторые из психологических механиз­мов защиты:

· забывание как психологический механизм защиты не позволяет травмирующим мыслям проникнуть в со­знание;

· отрицание - информация, которая тревожит и мо­жет привести к внутриличностному конфликту, не вос­принимается, вследствие чего происходит искажение восприятия реальности;

· вытеснение - представляет собой активное выклю­чение из сознания неприятной информации;

· проекция - перенос, приписывание собственных чувств, желаний, в которых человек не хочет себе созна­ваться, другому лицу. Например, если человек сам аг­рессивен, он и других считает таковыми;

· идентификация - перенос на себя чувств или качеств, присущих другому человеку, но недоступных, хотя и же­лательных для себя;

-рационализация - псевдоразумное объяснение чело­веком своих желаний, поступков, в действительности вызванное причинами, признание которых грозило бы потерей самоуважения. Например, не достигнув желае­мой цели, человек убеждает себя, что она для него не очень то и значима;

· катарсис (включение) - если человек наблюдает и переживает драматические ситуации других людей, бо­лее тягостные и травмирующие, чем те, которые трево­жат его самого, он начинает смотреть на свои беды по-другому. Таким образом, сопереживая, помогая другим, человек тем самым укрепляет и свою психику;

· замещение - перевод реальной активности в мир фан­тазии, перенос действия, направленного на недоступный объект, на действие с доступным объектом. Например, в жизни человек срывает свое раздражение, вызванное одним лицом, на другом;

- изоляция (отчуждение) - деперсонализация личнос­ти, в результате которой происходит нарушение эмоци­ональной связи с другими людьми, значимыми событи­ями. Таким образом, неприятным эмоциям блокируется доступ в сознание;

-репрессия (подавление) - сущность этой защиты зак­лючается в удалении чего-либо из сознания и удержа­ние на расстоянии от сознания. Подавление отрицатель­ных эмоций проявляется в истериках, фобиях (страхах), фригидности, астме, язве желудка и т.п.

-регрессия - это возвращение на более ранний уровень развития, более примитивный способ справиться с ситу­ацией. Человек пытается избавиться от отрицательных эмоций с помощью курения, алкоголя, переедания и т.п. Защитные механизмы могут быть эффективными или неэффективными (в зависимости оттого, удается ли че­ловеку справиться с энергией бессознательного без па­тологических симптомов). Согласно Фрейду, главным защитным механизмом при развитии личности является сублимация (возгонка) - перевод энергии бессозна­тельного в социально приемлемое русло [18]. Так, агрес­сия может сублимировать через некоторые профессии (например, профессию военного) или спортивные дос­тижения.

• Причина невротических нарушений, аномалий по­ведения - в нарушении баланса между бессознательны­ми влечениями человека и культурно-нормативными требованиями общества. Это случается при неэффектив­ных защитных механизмах. Основной задачей психоаналитической терапии является то, чтобы сделать неосоз­наваемое осознаваемым. Осознание, признание челове­ком подлинной причины невротического симптома дол­жно повлечь за собой его исчезновение. Способы, кото­рыми пользуются психоаналитики, включают в себя раз­личные интерпретации проявлений бессознательного. В качестве объекта интерпретации в психоанализе часто выступают сновидения, продукты творчества, свободные ассоциации, фантазии, ошибочные действия (оговорки, ошибки памяти).

В начале нынешнего века в США возникло такое психологическое направление в изучении личности, как бихевиоризм (в пер. с английского behavior - пове­дение). Основателем поведенческой теории считается Джон Уотсон. Современными представителями этого направления являются Беррес Скиннер, Альберт Бан­дура. Своим теоретиком бихевиористы считают так­же И.П.Павлова.

Основные положения бихевиоризма таковы:

· Изучать можно и нужно только то, что объективно наблюдаемо, т.е. поведение. Поведение трактуется бихевиористами в расширенном смысле - это мышечные реакции, вегето-сосудистые изменения и деятельность желез.

· Развитие поведения конкретного индивида целиком определяется влиянием окружающей среды. При этом, по мнению сторонников бихевиоризма, формирование человеческого поведения принципиально не отличается от формирования поведения животных.

· Социальная среда (через обучение и воспитание) фор­мирует поведение индивида путем стимулов и подкреплений. Стимулы - это то, что предшествует поведению и вызывает его. Подкрепление - это последствие пове­дения. В том случае, если последствия нежелательны для человека, его поведение затормаживается, если благо­приятны, поведение воспроизводится вновь.

• Невротический симптом или аномалии поведения яв­ляются следствием неадекватной условной связи.

В лаборатории Дж. Уотсона был проведен экспери­мент, призванный доказать, что страхи (фобии) являют­ся результатом условной связи и что путем угашения условной связи можно фобию излечить. Шестимесячный малыш Альберт любил играть с белым пушистым зверь­ком - лабораторной крысой. В ходе эксперимента в мо­менты, когда ребенок видел крысу, экспериментатор стал производить громкий звук с помощью металлических предметов, который пугал ребенка. Вскоре один только вид зверька стал вызывать у Альберта страх. Затем этот страх распространился на другие предметы, по своему виду похожие на белого пушистого зверька - вату, во­ротник, бороду Деда Мороза. Экспериментаторам уда­лось угасить этот страх: крысу показывали ребенку из­далека в моменты, когда он был спокоен и весел. Как только ребенок привыкал к виду зверька, его подносили чуть поближе. Постепенно страх перед белой крысой, а также и другими пушистыми предметами исчез.

Цель бихевиориальной терапии заключается в устране­нии патологического симптома. Постепенное угасание не­желательного поведения - основной способ для достиже­ния этой цели.

Примерно в одно и то же время с возникновением би­хевиористской теории возникло такое научное направление в изучении личности, как гуманистическая психо­логия.Это направление психологии связано прежде все­го с именами А. Маслоу и К.Роджерса. Суть гуманисти­ческого направления в изучении личности заключается в следующем:

• Основной мотив всякого человека - стремление к са­моактуализации. Самоактуализация-непрерывный про­цесс развития, полного использования своих талантов,способностей и т.д. Человеку, продвигающемуся по пути самоактуализации, присущи такие черты, как:

· открытость опыту, знание себя;

· доверие к себе, уверенность в своих силах;

· самостоятельность, независимость, ответственность за свою жизнь;

· искренность, аррытчгость в выражении чувств;

· доброжелательность к другим, терпимость к чужим недостаткам.

• Условием движения к самоактуализации является опыт межличностных отношений (первоначально отно­шений с близкими, значимыми людьми), которые харак­теризуются такими чертами, как:

· положительное отношение друг к другу;

· искренность в общении;

· эмпатия(сопереживание) к партнерам по общению.

• Неврозы, отклонения в поведении, по мнению сто­ронников гуманистической психологии, вызваны нару­шением контакта со своей самостью (т.е. невозможнос­тью раскрыть свой внутренний потенциал), утрата и ощу­щение самоценности. Поэтому цель гуманистической те­рапии состоит в том, чтобы помочь человеку восстано­вить контакт со своей сущностью, повысить самоценность. Методом этой терапии является "эмпатическое слушание".

Особый вклад в изучение и понимание личности вне­сен сторонниками гештальт-психологического направ­ления (в пер. с нем. gestalt - образ, форма). Гештальт -психология впервые возникла в Германии при изучении познавательных процессов личности. Ее представители -Курт Кофка, Макс Вертгеймер, Вольфганг Келлер. Ос­нователем гештальт-терапии является Фредерик Перлз. Основные положения гештальт-психологии заключают­ся в следующих тезисах:

· Психической деятельности свойственно стремление к целостному, завершенному образу или действию (на­пример, вокруг себя человек видит не сумму качеств, а именно целостные предметы).

· Стремление психической деятельности к завершен­ности проявляется в том, что неоконченное действие или неосуществленное намерение оставляет след в виде энер­гетических сгустков, напряжения в системе психики. Это энергия стремится к разрядке (в реальном или символи­ческом плане). Следствием сохраняющегося напряжения является, так называемый, эффект незавершенного дей­ствия, который состоит в том, что содержание неокон­ченного действия запоминается человеком лучше, чем оконченное действие или реализованное желание. Со­
гласно этой же закономерности взрослый человек вдруг может, например, купить себе игрушку, которую ему хо­телось купить в детстве.

• Систематическое отсутствие целостности, завершен­ности в системе психики человека, по мнению гештальт-психологов, порождаетвнутренние конфликты, невроз.

Так, например, человек, потерявший кого-то из близ­ких, часто испытывает чувство вины по отношению к умершему, подавленность или отчаяние от того, что ничего нельзя вернуть и исправить. Дело в том, что во взаимоотношениях близких людей всегда достаточно чего-то недосказанного, невыясненного, отложенного "на потом". С точки зрения гештальт-психологии все эти намерения, которые вдруг теряют возможность быть выполненными, играют значительную роль в раз-витии депрессии.

Цель гештальт-терапии заключается в том, чтобы по­мочь человеку осознать имеющийся внутриличностный конфликт и восстановить утраченную целостность, за­вершить действие реально или символически.

В отечественной психологии было разработано тео­ретическое направление, обладающее большим объяс­нительным потенциалом поведения личности. Это на­правление получило название деятельностного подхода в изучении личности. Его основоположниками считают­ся Л.С.Выготский, С.Л.Рубинштейн, А.Н.Леонтьев, А.Р. Лурия, Д.Б.Эльконин и др.

Рассмотрим основные тезисы данного подхода:

• Развитие психики осуществляется через посредство деятельности, активного взаимодействия со средой, Осо­бенности психологических свойств и процессов челове­ка не определяются непосредственно только наследствен­ным фактором или воздействиями социальной среды. Характер взаимоотношений с окружающим миром, то место, которое человек занимает в системе обществен­ных отношений, как бы преломляют влияние биологи­ческого и социального факторов.

• Психика не только формируется в деятельности, но и проявляется через нее. Поэтому изучение процесса и результатов деятельности человека является существен­ным источником информации для психологии.

в Все психические функции человека, обладающего со­знанием, носят опосредованный характер. Подобно тому, как воздействие человека на материальный мир опосредуется орудием труда, использование человеком собственных психических функций (памяти, мышления, восприятия и др.) опосредуется понятиями, значениями, логическими операциями. С помощью психических ору­дий - значений, понятий - человек способен к овладе­нию собственной психикой, к саморегуляции своего по­ведения.

На основании деятельностного подхода были разра­ботаны концепции обучения и восприятия, в том числе учение о смене ведущей деятельности (Д.Б.Эльконин), методика поэтапного формирования умственных дей­ствий (П.Я.Гальперин).

Психотерапия в русле деятельностного подхода пре­следует следующие цели:

- для того, чтобы психотерапевтическое воздействие было эффективным, требуются активность самого чело­века, его желание, собственные усилия по решению сво­ей проблемы;

-успеху такой психотерапии способствует обучающее воздействие, т.е. снабжение человека понятиями, схема­ми, которые позволили бы ему ориентироваться в своем внутреннем мире, научиться овладевать им.

Одним из сравнительно новых научных направлений в изучении личности является трансперсональная психо-логия.Современным представителем этого направления является Станислав Гроф.

Сущность теоретических представлений этой концеп­ции такова:

· Источники, причины человеческого поведения и источники психологических проблем личности нахо­дятся за пределами индивидуального, прижизненно­го опыта.

· Человек с его прижизненно сформированной пси­хикой обозначается в трансперсональной психологии как "persona". Но кроме этого, как считают транспер­соналы, в человеке существует нечто, находящееся внеего индивидуального опыта, вне "персоны", т.е. транс­персональное. Этим нечто, согласно С.Грофу, являет­ся перинатальный опыт человека (опыт процесса рож­
дения), который является первым в жизни человека и закладывает основу для определенного типа психичес­кого развития.

Терапевтическая работа в рамках трансперсональной психологии - это работа с глубокими слоями бессозна­тельного. Путь достижения этих глубоких слоев лежит через измененные состояния сознания, трансовые меди­тативные техники.

Все выше перечисленные психологические теории вно­сят свою лепту в понимание личности, в частности, про­цесса ее социализации.

Социализация личности представляет собой процесс формирования личности в определенных социальных ус­ловиях. Уже в детстве индивид включается в историчес­ки сложившуюся систему общественных отношений. –этот процесс включения и называется социализацией.

 

Она осуществляется путем усвоения человеком социаль­ного опыта и воспроизведения его в своей деятельнос­ти. В процессе социализации человек становится лично­стью и приобретает необходимые для жизни среди лю­дей знания, умения, навыки. Социализация осуществля­ется в процессе обучения и воспитания, а также в резуль­тате случайных социальных воздействий в деятельнос­ти и общении. Основными инструментами социализа­ции являются: семья, дошкольные учреждения, нефор­мальные объединения, вуз, трудовой коллектив. К веду­щим феноменам социализации следует отнести усвое­ние стереотипов поведения, социальных норм, обычаев, интересов, ценностных ориентации.

Социально-психологические механизмы социализации:

· идентификация - отождествление человека с отдель­ными людьми или группами, позволяющее усваивать свойственные им нормы, отношения и формы поведения;

· подражание- сознательное или бессознательное вос­произведение человеком поведения, опыта других лю­дей (в частности, манер, движений, поступков и т.п.);

· внушение - процесс несознательного воспроизведе­ния человеком внутреннего опыта, мыслей, чувств и пси­хических состояний тех людей, с которыми он взаимо­действует;

· социальная фасилитация - стимулирующее влияние поведения одних людей на деятельность других, в резуль­тате которого их деятельность протекает интенсивнее;

· конформность - податливость влиянию группы, про­являющаяся в изменении поведения и установок челове­ка в соответствии с первоначально не разделявшейся им позицией большинства.

 

Выделяют следующие стадии социализации личности:

· Первичная социализация, или стадия адаптации (от
рождения до подросткового периода) - ребенок усваи­
вает социальный опыт некритически, адаптируется, при­
спосабливается, подражает.

· Стадия индивидуализации (подростковый и ранний
юношеский возраст). Появляется желание выделить себя
среди других, критическое отношение к общественным
нормам поведения. В подростковом возрасте стадия ин­
дивидуализации, самоопределения характеризуется как
промежуточная социализация, так как подростковый пе­
риод - время перемен и изменений для человека.Уже ран­
ний юношеский возраст характеризуется как устойчивая
концептуальная социализация, когда вырабатываются ус­
тойчивые свойства личности.

Стадия интеграции (юношеский возраст и период мо­
лодости). Человек испытывает потребность найти свое
место в обществе. Интеграция проходит благополучно,
если свойства человека принимаются другими людьми,
обществом. Если не принимаются, возможны следующие
исходы:

· сохранение своей непохожести и появление агрес­
сивности во взаимодействии с людьми и обществом;

· изменение себя;

- конформизм, внешнее соглашательство, адаптация.
' Трудовая стадия социализации - охватывает период

зрелости человека, его трудовую деятельность, когда че­ловека воспроизводит социальный опыт.

Послетрудовая стадия социализации - охватывает
пожилой возраст, когда человеком вносится существен­
ный вклад в процесс передачи своего социального опыта последующим поколениям. Таким образом, на про­тяжении всей жизни человек развивается как личность.

В качестве существенного показателя развития лично­сти выступает ее самооценка. Это одна из основных ха­рактеристик личности. Самооценка включает в себя оцен­ку человеком самого себя, своей деятельности, своего по­ложения в обществе и отношения к другим людям.

Самооценка формируется, прежде всего, под влиянием результатов деятельности человека. При этом оценка ок­ружающими людьми этих результатов также влияет на уровень самооценки личности. Если в процессе воспита­ния взрослые относятся к ребенку с уважением, то и он начинает испытывать к себе это чувство. И, наоборот, если окружающие постоянно фиксируют внимание на неуда­чах ребенка, то это приводит к неуверенности его в себе.

Когда у ребенка сформировалась устойчивая самооцен­ка, она имеет тенденцию к самоподкреплению, что отно­сится как к завышенной, так и заниженной самооценке.

Самооценка бывает трех видов: завышенной, занижен­ной и адекватной. Самооценка играет решающую роль в становлении самосознания личности, формировании уровня ее притязаний. Уровень притязаний - это харак­теристика личности, определяемая мерой трудностей целей и задач, которые человек выбирает и ставит перед собой в той или иной деятельности. В зависимости от вида самооценки уровень притязаний также бывает за­вышенным, заниженным и адекватным.