Особенности личности

К личностным особенностям, как правило, относят ценностные ориентации человека, его морально-нравственные критерии и иные социально обусловленные феномены. В первую очередь, из личност­ных особенностей, влияющих на формирование субъективного отношения к болезни следует отметить мировоззрение и философская позиция по поводу смысла жизни и жизни после смерти. Психологи­ческие реакции на заболевание разнятся у глубоко верующих людей и воинствующих атеистов. Чаще первые более адекватно, психоло­гически комфортно относятся к болезням, ведущим к смерти (“бог дал, бог взял”). Вторые же нередко реагируют на появившуюся бо­лезнь, которая может привести к утрате трудоспособности или даже к смерти, обидой. Они начинают искать виновников заболевания, создают вокруг себя враждебную обстановку и сами психологичес­ки неадекватно реагируют на все.

Выделяется несколько мировоззренческих установок в отноше­нии происхождения заболеваний:

• болезнь как кара

• болезнь как испытание

• болезнь как назидание другим

• болезнь как расплата за грехи предков

Все перечисленные трактовки происхождения болезней основа­ны на вере в связь между поведением человека, его нравственнос­тью и возникновением у него недуга. При этом подчеркивается пассивная роль индивида. Он не способен противостоять болезни за исключением возможности кардинально изменить свое поведение и искупить вину и замолить грехи.

Другой группой мировоззренческих установок является представ­ление о болезнях как вызванных наследственными или средовыми причинами:

• болезнь как неизбежность

• болезнь как стечение обстоятельств

• болезнь как собственная ошибка

В рамках этого мировоззрения все процессы (в том числе, и про­исхождение болезней) рассматривается сквозь призму внешней или внутренней заданное™. Многие люди убеждены в том, что “дурная наследственность” является фатальным фактором в генезе заболева­ний. Все, что происходит с человеком трактуется представителями этой позиции, базируясь на наследственно-конституциональном принципе причинности (“И твой отец так хромал”, “Вся в мать — дальнозоркая”). Противоположная тенденция полностью отрицать значение наследственности и рассматривать возникновение болез­ни, основываясь на внешних факторах и поведении человека (“Го­ворила тебе — не жуй жвачку — вот и заболел СПИДом”). Обе представленные позиции отражают обывательскую платформу, и являются крайне стойкими и консервативными. Позиция “Сам ви­новат” обычно связана с “локусом контроля” человека. Третья мировоззренческая платформа оценки механизмов про­исхождения заболеваний базируется на мистическом подходе к про­цессам этиопатогенеза:

• болезнь вследствие зависти

• болезнь вследствие ревности

В рамках подобного подхода источники болезней видятся в пред­взятом отношении близких окружающих (соседей, знакомых, род­ственников, сослуживцев) к человеку. Процесс возникновения бо­лезней рассматривается как экстраполяция “негативной энергии” ревнующего или завидующего на реципиента.

Таким образом, можно отметить широкое распространение мис­тического истолкования происхождения болезней, отсутствие у мно­гих пациентов научного подхода к анализу причин его заболевания. К особенностям личности, влияющим на выбор типа психологического реагирования на заболевание, относятся и околомедицинские суеверия. Спектр их широк и включает мистическое (иррациональ­ное) истолкование истоков их болезни (“сглазили”, “навели пор­чу”, “подействовал энергетический вампир” и т.д.). Мистическая концепция болезни носит характер убежденности, пациент не спо­собен критически оценивать свои высказывания и требует от врача не лечения, а “снятия порчи” и пр. мистических манипуляций.

В личностные особенности, повышенно значимые для понима­ния механизмов становления типов психического реагирования на заболевание, входит и т.н. “антиципационная состоятельность”. Суть ее заключается в способности предвосхищать ход событий, предви­деть поведение окружающих и собственные реакции в процессе изменения ситуации. К антиципационной состоятельности относится способность построения программы собственных действий, к при­меру, в случае появления тяжелой болезни, которая может изме­нить обычный жизненный стереотип, привести с инвалидности или смерти. В антиципационную программу включается готовность к любому исходу болезни (худшему, нежелательному или лучшему, желательному). Пациент, обладающий антиципационной состоятель­ностью, создает несколько программ, распределяет между ними ве­роятности и готовит себя ко всем. Его размышления носят характер предположений типа: “Что я буду делать, если у меня выявят рак?”, “Учитывая, что у меня возможно тяжелое заболевание, которое не позволит мне в дальнейшем профессионально заниматься моим любимым спортом, чем я буду заниматься?” и т.д. Если пациент не вырабатывает антиципационной программы, нацеливается лишь на один — желанный — исход событий (“это — не онкологическое заболевание, врачи ошибаются”), то реальный факт болезни может стать для него серьезной психической травмой и вызвать неадекват­ный тип психологического реагирования на болезнь.

Уровень образования человека и уровень его культуры каклич-. ностные свойства также оказывают влияние на оценку субъектив­ной тяжести болезни. Особо это относится к уровню медицинской образованности и культуры. Негативным в психологическом отношении оказываются крайности. Как низкая медицинская культура, так и высокая с одинаковой вероятностью способны вызвать пси­хологически тяжелые реакции. Однако механизмы их будут раз­ниться, в одной случае это будет связано с недостатком, в другом — с избытком информации о болезнях, их тяжести, течении и исходах.

Психологами выделяются тринадцатьтипов психологического ре­агирования на заболевание. Типология реагирования на заболевание создана А.Е.Личко и Н.Я.Ивановым на основе оценки влияния трех факторов: природы самого соматического заболевания, типа лично­сти, в котором важнейшую составную часть определяет тип акцен­туации характера и отношения к данному заболеванию в референт­ной для больного группе. Типы объединены по блокам. Первый блок включает типы отношения к болезни, при которых социальная адап­тация существенно не нарушается', гармоничный, эргопатический и анозогнозический типы. Во второй и третий блок включаются типы реагирования на болезнь, характеризующиеся наличием пси­хической дезадаптации в связи с заболеванием. При этим второй блок включает типы реагирования преимущественно с интрапсихической направленностью (тревожный, ипохондрический, неврасте­нический, меланхолический и апатический). Эмоционально-аффек­тивная сфера отношений у больных с этими типами реагирования клинически проявляется в дезадаптивном поведении: реакциях по типу раздражительной слабости, тревожном, подавленном, угне­тенном состоянии, “уходом” в болезнь, отказе от борьбы — “капи­туляции” перед заболеванием и т.п. В третий блок входят типы реа­гирования с интерпсихической направленностью. Этот блок включа­ет типы с таким сенсибилизированным отношением к болезни, которое в наибольшей степени зависит от преморбидных особенно­стей личности больных: сенситивный, эгоцентрический, параной­яльный и дисфорический. Больные с этими типами отношения к болезни при различных эмоционально-аффективных реакциях на болезнь также характеризуются дезадаптивным поведением, приво­дящим к нарушению их социального функционирования (Э.Б.Кар­пова).

Отношение к болезни, обладая всеми характеристиками, прису­щими психологическим отношениям, содержит в себе когнитивный, эмоциональный и поведенческий компоненты (Л.И.Вассерман). Ког­нитивный включает знание о болезни, ее осознание, понимание ее роли и влияния на жизненное функционирование больного, пред­полагаемый прогноз; эмоциональный — ощущение и переживание болезни и всей ситуации, с ней связанной; поведенческий — свя­занные с болезнью реакции, способствующие адаптации или деза-даптации к ней и выработку определенной стратегии поведения в жизненных ситуациях в связи с болезнью (принятие роли больно­го, активная борьба с болезнью, игнорирование, пессимистичес­кие установки и пр.).

Далее будет приведено описание тринадцати типов психологи­ческого реагирования на заболевание по А.Е.Личко.

Гармоничный. Трезвая оценка своего состояния без склонности преувеличивать его тяжесть и без оснований ви­деть все в мрачном свете, но и без недооценки тяжести болезни. Стремление во всем активно со­действовать успеху лечения. Нежелание обреме­нять других тяготами ухода за собой. В случае не­благоприятного прогноза в смысле инвалидиза-ции — переключение интересов на те области жизни, которые останутся доступными больному. При неблагоприятном прогнозе — сосредоточение внимания, забот, интересов на судьбу близких, своего дела.

При гармоничном типе психического реагирования важным является реализм в восприятии симптомов и понимании тяжести забо­левания. При этом пациент должен опираться в своих реакциях на известные науке (медицине) факты о возможности излечения от конкретной болезни, о происхождении симптомов и пр. Активнос­ти человека противостоит при дисгармоничных типах психического реагирования пассивность, при которой пациент как бы “вручает себя медицинскому работнику”, не прилагая собственных усилий для оздоровления. Пациент при пассивном отношении расценивает свой организм как аппарат, машину, технический механизм, вещь, которую он сдает в ремонт и пассивно ожидает возврата вещи “как новенькой”. Несомненно значимым является и нежелание заболевшего обременять других тяготами ухода за собой, что вытекает из принципиальных положений гармоничного характера и личности. Гармоничный пациент понимает, что с появлением у него болезни близкие ему люди обрели новую дополнительную заботу. Он, как гармоничный человек не вправе требовать от них этой заботы. Он может лишь ожидать ее и принимать в том объеме, который они готовы ему предоставить.

Тревожный. Непрерывное беспокойство и мнительность в отно­шении неблагоприятного течения болезни, воз­можных осложнений, неэффективности и даже опасности лечения. Поиск новых способов лече­ния, жажда дополнительной информации о бо­лезни, вероятных осложнениях, методах терапии, непрерывный поиск “авторитетов”. В отличие от ипохондрии более интересуют объективные дан­ные о болезни (результаты анализов, заключения специалистов), чем собственные ощущения. По­этому предпочитают больше слушать высказыва­ния других, чем без конца предъявлять свои жа­лобы. Настроение прежде всего тревожное, угнетенность — вследствие этой тревоги.

Тревожный тип психического реагирования на заболевания яв­ляется одним из типичных. Он базируется на появляющейся в связи с заболеванием и изменением обыденного течения жизни. Тревога проецируется в будущее и вызвана часто опасениями, что болезнь надолго и существенно изменит привычный стереотип жизни. Про­явлением тревоги может быть повышенный интерес пациента к медицинской литературе, придирчивость к медицинскому персона­лу, нацеленность на перепроверку получаемых от врачей сведений о его болезни.

Ипохондрический. Сосредоточение на субъективных болезненных и иных неприятных ощущениях. Стремление по­стоянно рассказывать о них окружающим.На их основе преувеличение действительных и выиски­вание несуществующих болезней и страданий. Пре­увеличение побочного действия лекарств. Сочета­ние желания лечиться и неверия в успех, требо­ваний тщательного обследования и боязни вреда и болезненности процедур.

Пациент с ипоходрическим типом реагирования склонен к эго­центризму. Он не способен сдержаться при беседе с любым челове­ком и обращает внимание собеседника на необычность и тяжесть имеющихся болезненных признаков. Ипохондрик испытывает об­легчение, если собеседник относится к нему участливо и сочув­ственно. Кроме того, при таком типе реагирования появляется склон­ность к детализации своего самочувствия при описании его врачам или иным слушателям. Мотивом подробного изложения собствен­ных жалоб является страх упустить что-то важное, существенное для понимания специалистом его состояния и правильной диагнос­тики. Негативную реакцию ипохондрика вызывает недоверие к его жалобам со стороны окружающих, их упреки в симуляции и пре­увеличении тяжести расстройства с целью извлечь из этого выгоду.

Меланхолический. Удрученность болезнью, неверие в выздоров­ление, в возможное улучшение, в эффект лече­ния. Активные депрессивные высказывания вплоть до суицидальных мыслей. Пессимистический взгляд на все вокруг. Неверие в успех лечения даже при благоприятных объективных данных.

Меланхолический, или депрессивный тип реагирования на бо­лезнь нередко обусловлен имеющейся у пациента негативной ин­формацией о возможности излечения от недуга. Нередко, он встре­чается у медицинских работников в силу их разнообразных знаний, полученных в процессе обучения и практики. Нацеленность на худ­ший исход, неспособность видеть и использовать механизмы сано-генеза приводят к пессимистической оценке будущего, неверию в возможность излечения и суицидальным намерениям.

Апатический. Полное безразличие к своей судьбе, к исходу бо­лезни, к результатам лечения. Пассивное подчи­нение процедурам и лечению при настойчивом побуждении со стороны. Утрата интересако все­му, что ранее волновало.

Апатический тип психического реагирования правильнее обо­значить как гшюпапшческий, поскольку истинного и полного без­различия у пациента не отмечается. Как правило, безразличие обус­ловлено депрессией и фиксацией на собственном состоянии. У па­циента пропадает интерес и активность в отношении всех сторон жизни за исключением здоровья. Собственно апатический, т.е. с утратой интереса ко всему встречается крайне редко.

Неврастенический. Поведение по типу “раздражительной слабос­ти”. Вспышки раздражения, особенно при болях, при неприятных ощущениях, при неудачах лече­ния, при неблагоприятных данных обследования. Раздражение нередко изливается на первого попавшегося и завершается нередко раскаянием и слезами. Непереносимость болевых ощущений. Нетерпеливость. Неспособность ждать облегчения. В последующем — раскаяние за беспокойство и несдержанность.

Неврастенический (правильнее — астенический) тип реагирова­ния является наиболее распространенным и неспецифическим отве­том организма и личности на заболевание. Его основой является раздражительность, которая захватывает как физические явления (яркий свет, громкие звуки, резкие запахи), так и отношение ок­ружающих. Пациент становится капризным, требовательным. Он ищет ласки, участия, успокоения. Склонен к вспышкам гнева, если его ожидания в отношении поведения окружающих не оправдываются (“Вы специально шумите, хотите меня в гроб свести”, “Вам безраз­лична судьба мамы”).

Обсессивно-фобический. Тревожная мнительность прежде всего касается опасений не реальных, а маловероятных осложнений болезни, неудач лечения, а также возможных (но малообоснованных) неудач в жиз­ни, работе, семейной ситуации в связи с болез­нью. Воображаемые опасности волнуют более, чем реальные. Защитой от тревоги становятся приме­ты и ритуалы.

При обсессивно-фобическом реагировании на болезнь домини­рующими становятся навязчивые мысли, опасения и, особенно, риту­алы. Пациент становится суеверным. Он придает особое значение мелочам, которые превращаются для него в своеобразные символы (к примеру, расценивает шансы своего излечения в зависимости от того, в каком порядке войдут в его палату врач и медицинская сестра; от того, троллейбус какого маршрута подойдет к остановке раньше). Невротические ритуалы связаны с повышенной тревожностью пациента и направлены на защиту от них.

Сенситивный. Чрезмерная озабоченность возможным неблагоп­риятным впечатлением, которое могут произвести на окружающих сведения о своей болезни. Опасения, что окружающие станут избе­гать, считать неполноценным, пренебрежительно относиться, распускать сплетни или неблагоприятные сведения о причине и приро­де болезни. Боязнь стать обузой для близких из-за болезни и небла­гожелательного отношения с их стороны в связи с этим.

Основой сенситивного отношения к болезни является рефлек­сивный стиль мышления, ориентация на мнение и оценку окружа­ющих. В связи с этим существенным становится не собственные болезненные или неприятные ощущения вследствие болезни, ape-акция на информацию о болезни со стороны референтной группы. Такие пациенты склонны к извиняющемуся стилю поведения. Они нередко в ущерб своему здоровью стесняются обращаться к врачу или медицинской сестре (“Зачем их отвлекать по пустякам”) даже в случаях угрожающего для жизни состояния. Отмечается робость, застенчивость, повышенная скромность таких пациентов.

Эгоцентрический. “Уход в болезнь”, выставление напоказ близ­ким и окружающим своих страданий и пережива­ний с целью полностью завладеть их вниманием. Требование исключительной заботы — все долж­ны забыть и бросить все и заботиться только о больном. Разговоры окружающих быстро перево­дятся “на себя”. В других людях, также требующих внимания и заботы, видят только “конкурентов” и относятся к ним неприязненно. Постоянное желание показать свое особое положение, свою ис­ключительность в отношении болезни.

Эгоцентрический тип реагирования иногда обозначают истери­ческим, поскольку основным мотивом поведения человека стано­вится привлечение к собственной персоне внимания окружающих. “Бегство в болезнь” нередко используется ими для упреков и шантажа окружающих. Жалобы описываются больными очень красочно и сопровождаются манерной жестикуляцией и выраженной мими­кой. Эмоции пациента носят гротескный характер.

Эйфорический. Необоснованно повышенное настроение, нередко наигранное. Пренебрежение, легкомысленное от­ношение к болезни и лечению. Надежда на то, что “само собой все обойдется”. Желание получать от жизни все, несмотря на болезнь. Легкость нару­шений режима, хотя эти нарушения могут небла­гоприятно сказываться на течение болезни.

Эйфорический тип отражает беспечность человека в отношении собственного здоровья. Он становится наигранно весел, болтлив, суетлив. Подобное реагирование может носить защитный характер или отражать характерологические особенности.

Анозогнозический. Активное отбрасывание мыслей о болезни, о возможных ее последствиях. Непризнание себя больным. Отрицание очевидного в проявлениях болезни, приписывание их случайным обстоятель­ствам или другим несерьезным заболеваниям. От­каз от обследования и лечения. Желание “обой­тись своими средствами”.

Непризнание себя больным и отрицание наличия у себя симпто­мов болезни (анозогнозия) встречаются довольно часто. Они могут отражать внутреннее неприятие статуса больного, нежелание счи­таться с реальным положением вещей. С другой стороны, они могут отражать заблуждение человека по поводу значимости признаков болезни. Активное непризнание себя больным встречается, напри­мер, при алкоголизме, поскольку способствует уклонению от лечения.

Эргопатический. “Уход о болезни в работу”. Даже при тяжести болезни и страданиях стараются во что бы то ни стало продолжать работу. Трудятся с ожесточением, с еще большим рвением, чем до болезни, работе отдают все время, стараются лечиться и подвергаться обследования так, чтобы это остав­ляло возможность продолжения работы.

Некоторые пациенты расценивают любой недуг через призму вызова своему “Я”. Поэтому они стараются не поддаваться болезни, активно перебарывают себя, преодолевают недомогание и боли. Их позиция заключена в том, что нет такого заболевания, которого нельзя было бы преодолеть своими силами. При этом часто такие пациенты являются принципиальными противниками лекарств (“Я за свою жизнь ни разу анальгетиков не принимал”, — с гордостью говорят они).

Паранойяльный. Уверенность в том, что болезнь является резуль­татом чьего-то злого умысла. Крайняя подозри­тельность к лекарствам и процедурам. Стремление приписывать возможные осложнения лечения или побочные действия лекарств халатности или злому умыслу врачей и персонала. Обвинения и тре­бования наказаний в связи с этим.

Паранойяльный (в данном контексте — бредоподобный) тип реагирования отражает мировоззренческую позицию заболевшего, усматривающего тайный смысл его болезни и причин ее возникно­вения. Он возникает преимущественно на базе личностных особенностей.