Теории воли.

Индетеминизм, который поддерживали идеалистические психологи. Его представители считали, что в природе и обществе нет объективных закономерностей. Человек может произвольно изменять действительность. Они считали волю духовной силой, которая не зависит ни от мозга, ни от окружающей среды. Воля, по их мнению, свободная и ничем не определяемая, ни от чего не зависящая сила, есть начальный и конечный принцип существования. Тем самым они подчеркивали принцип беспричинности.

Механистический детерминизмполностью отрицает свободу воли человека, считая, что она прямо зависит от обстоятельств, в которых находится человек. Эта теория утверждает фатальную причинную обусловленность поступков человека.

В идеалистической психологии сознания волевой акт трактовался как переживание в отрыве от действительности. Поэтому в центре психологической теории воли оказался вопрос о том, насколько специфично это переживание. Одни теории – интеллектуалистические, сводили ее к интеллекту. Другая группа теорий сводила волю к чувству, аффекту.

В современной отечественной психологии нет единого взгляда на ее понимание. В исследованиях Селиванова, воля представляется как сознательное регулирование человеком своего поведения, выраженное в умении видеть и преодолевать внутренние и внешние препятствия на пути целенаправленных поступков и действий.

Иванников, рассматривая сущность волевого поведения, считал, что смысл действия задается его отношением к мотиву, и изменить смысл действия значит изменить его мотивацию. За волевой регуляцией действий стоит изменение их смысла, определяемого изменением мотивации, расширением сознательных связей человека с миром, переосмысление ситуации. Высшие достижения воли оказываются связанными с ответственностью перед другими людьми.