Вопрос Понятия “человек”, “индивид”, “личность”, “индивидуальность”.

Человек является субъектом и объектом исторического процесса. Он творит свою

историю, как и история творит его. Человек – это биопсихосоциосущество, в котором в

органическом единстве находятся природно-биологическое и социально – духовное начала.

Человек – это представитель рода человеческого, homosapiens (человек разумный), “часть

природы”, высший ее продукт и высшая форма живого на Земле. Понятие “человек” – это

наиболее общее абстрактное понятие, чаще всего, используемое в философии.

Индивид (неделимый – от лат.) – это единичный представитель homosapiens, отдельный

конкретный человек безотносительно к его реальным антропологическим и социальным

особенностям.

Личность – это динамичная, относительно устойчивая целостная система

интеллектуальных, социально – культурных и морально – волевых качеств человека, выраженных

в индивидуальных особенностях его сознания и деятельности.

Личность– это действительность индивида, реализующая себя в различных видах

деятельности и общения. По деятельности, поведению, поступкам личности можно судить о ее

духовных и нравственных качествах (положительных и отрицательных). Понятие личности

характеризует человека как активного субъекта социальных отношений, как субъекта

деятельности. Личность – это совокупность социально – духовных качеств индивида,

формирующихся в процессе социализации, приобщения к социальной деятельности и культуре.

Природную основу личности составляют ее биологические особенности (тот или иной тип высшей

нервной деятельности и т.п.), но определяющими факторами ее развития – что признано

большинством философов, социологов и психологов – являются ее социально – духовные качества

– т.е. взгляды, способности, мировоззрение, нравственность, социальные потребности и т.д..

Понятие “индивидуальность” выражает неповторимое своеобразие каждого конкретного

индивида, каждой конкретной личности.

3. Вопрос

Внимание — важное и необходимое условие эффективности всех видов деятельности человека, прежде всего трудовой и учебной. Чем сложнее и ответственнее труд, тем больше тре­бований предъявляет он к вниманию. Внимательность необхо­дима человеку в его повседневной жизни — в быту, в общении с другими людьми, в спорт

В современной психологической науке принято выделять несколько основных видов внимания. Направленность и сосредоточенность психической деятельности могут носить непроизвольный или произвольный характер. Когда дея­тельность захватывает нас, и мы занимаемся ею без каких-либо волевых усилий, то направленность и сосредоточенность психических процессов носит непроиз­вольный характер. Когда же мы знаем, что нам надо выполнить определенную ра­боту, и беремся за нее в силу поставленной цели и принятого решения, то направ­ленность и сосредоточенность психических процессов уже носит произвольный характер. Поэтому по своему происхождению и способам осуществления обычно выделяют два основных вида внимания: непроизвольное и произвольное.

I. Непроизвольное внимание является наиболее простым видом внимания. Его часто называют пассивным, или вынужденным, так как оно возникает и поддер­живается независимо от сознания человека. Деятельность захватывает человека сама по себе, в силу своей увлекательности, занимательности или неожиданности.

Непроизвольное вни­мание связано с рефлекторными установками. Оно устанавливается и поддер­живается независимо от сознательного намерения человека. Свойства действу­ющих на него раздражителей, их интенсивность или новизна, эмоциональная окрашенность, связь с влечениями, потребностями или интересами приводит к тому, что определенные предметы, явления или лица завладевают нашим вни­манием и приковывают его на время к себе. Это первичная форма внимания. Она является непосредственным и непроизвольным продуктом интереса.
Возникновение непроизвольного внимания опре­деляется физическими, психофизиологическими и психическими факторами. К основным усло­виям его возникновения могут быть отнесены качества раздражителей, прежде всего их новизна для субъ­екта.

II. Произвольное внимание.
Произвольное внимание свойственно лишь человеку.

Основной факт, указывающий на наличие у человека данного внимания, не свойственного животным, состоит в том, что человек произвольно может сосредотачивать внимание то на одном, то на другом объекте, даже в тех случаях, когда в окружающей обстановке ничего не меняется.

Этот вид внима­ния тесно связан с волей человека и был выработан в результате трудовых уси­лий, поэтому его называют еще волевым, активным, преднамеренным. Приняв ре­шение заняться какой-нибудь деятельностью, мы выполняем это решение, созна­тельно направляя наше внимание даже на то, что нам не интересно, но чем мы считаем нужным заняться.
Произвольное внимание соответствует нашим целям и планам, а следовательно, оказывается результатом активности личности. Круг объектов произвольного внимания безграничен, поскольку не определяется особенностям стимуляции, спецификой организма и интересами субъекта.

Основной функцией произвольного внимания являет­ся активное регулирование протекания психических процессов

III. Послепроизвольное внимание.

Ряд психологов выделяют еще один вид внимания, который, подобно произвольному, носит целенаправленный характер и требует первоначальных волевых усилий, но затем человек как бы "входит" в работу: интересными и значительными становятся содержание и процесс деятельности, а не только ее результат. Такое внимание было названо Н.Ф. Добрыниным послепроизвольным. Возьмем ученика, который решает трудную математическую задачу. Первоначально она его может совсем не увлекать. Он берется за нее только потому, что ее нужно сделать. Ученику приходится возвращать себя к решению постоянными усилиями. Но вот решение начато, правильный ход намечается, задача становится более понятной. Ученик все больше увлекается ею, она его захватывает, он перестает отвлекаться: задача стала для него интересной. Внимание из произвольного стало как бы непроизвольным.

В отличие от подлинно непроизвольного внимания послепроизвольное внима­ние остается связанным с сознательными целями и поддерживается сознательны­ми интересами. В то же время в отличие от произвольного внимания здесь нет или почти нет волевых усилий.