Теория личности К.Юнга

По мнению К.Юнга, личность (душа, по терминологии К.Юнга) состоит из трех основных

взаимодействующих подсистем: Эго, индивидуальное (личное) бессознательное, коллективное

бессознательное.

1.Эго – это основа самосознания, включает все текущее содержание сознания человека

(мысли, чувства, воспоминания, ощущения и пр.), что обеспечивает целостность и постоянство

личности, осознание человеком себя, как относительно постоянной субъективно – объективной

реальностью.

2.Личное (индивидуальное) бессознательное – это душевные конфликты, переживания,

образы, которые когда- то осознавались, но затем были подавлены и стали неосознаваемыми. В

отличие от З.Фрейда, К.Юнг не абсолютизировал роль либидо в личном бессознательном. Он

полагал, что основу его составляют комплексы мыслей, чувств, воспоминаний об обычных вещах

(проблемах) из жизни человека (власть, деньги, отношения к родителям, секс и т.д.), которые

стали доминантами в психике человека и тем самым обуславливают его поведение (так, человек с

комплексом власти проявляет активность в своем поведении именно в этом направлении). Таким

образом, однажды сформировавшись, комплекс «ведет» человека по жизни, руководит его

поведением. По К.Юнгу, этот материал личного бессознательного уникален у каждого человека и

может быть осознан.

3.Коллективное бессознательное – это наиболее глубоко лежащий слой в сфере

бессознательного, «хранилище реликтов и воспоминаний», т.е. следов памяти, образов,

передающихся по наследству и общих для всех людей. По К.Юнгу, «коллективное

бессознательное состоит из содержания, которое лишь в минимальной степени формируется

личностью, а в своей сущности вообще не является индивидуальным приобретением, оно по

существу одинаково повсюду и не изменяется при переходе от человека к человеку, его

содержание (называемое архетипами) – первичные условия или паттерны психического

формирования вообще». Архетипы – это врожденные первичные образы – модели (архетип – букв. «первичная модель»), которые предрасполагают людей воспринимать мир определенным образом