Чувство общности

Интересам личности и чувству общности посвящены поздние работы Адлера. Чувство общности по Адлеру – чувство человеческой солидарности, связи между человеком и человеком, ощущение товарищества, которое рождается в обществе. Чувство общности – это гораздо больше, чем хорошее отношение с его окружением; это заинтересованность каждого человека в идеальном обществе, как конечные цели эволюции. Одно из проявлений чувства общности – сотрудничество между людьми (кооперация), т.к. именно кооперация приводит к формированию конструктивного жизненного стиля.

 

10. Структура личности как база восприятия информации: теории личности. Бихевиоризм.

Бихевиоризм – психологическая концепция, возникшая в Америке, и рассматривающая поведение человека. Довольно близко она связана с теорией Бехтерева и Павлова. Поведение человека имеет свои закономерности, а потому оно предсказуемо и управляемо. Личность может рассматриваться как совокупность поведенческих реакций (паттерн – поведенческие реакции). Они основаны на 2 факторах: предыдущий опыт человека и его генетика. Основателем бихевиоризма был Уотсон. Он предложил анализировать поведение человека с позиции стимула и реакции (S – P). Каждая ситуация, стимул, приводят к определенному поведению (реакции). Бихевиористы считали, что с помощью этой схемы можно объяснить любую деятельность человека. Бихевиористы считают, что любой субъективизм бесполезен для науки. Только объективные описания дают возможность количественно оценить те или иные формы поведения. Бихевиористы, основываясь на концепции Павлова, пишут о бесполезности существования концепции сознания. Новые модели поведения проигрываются только в результате условных рефлексов.

Последователь Уотсона Т. Дайк пишет о том, что научение – это результат постоянных проб и ошибок при попытках найти решение данной проблемы.

Скиннер развил учение о рефлексах. Он сделал вывод, что любое поведение человека определяется последствиями, т.е. в зависимости от того, будут ли последствия приятными, безразличными или неприятными, животное сформирует тенденцию повторять данный акт, не придать ему значения или избегать его.

Скиннер делает вывод, что человек зависит от среды. Всякое свобододействие – это полная иллюзия. В 70 г. Бихевиоризм представил теорию социального научения. Ее суть: действие человека формируется под влиянием социальной среды. Главная причина того, каким формируется человек связано с его подражательством поведению других людей, но это подражание зависит от того, насколько для человека результаты будут благоприятными. Человек должен предвидеть последствия своего поведения посредство самооценки.

Значительную роль в концепции бихевиоризма сыграл Скиннер. Он вводит такое понятие, как реактивное обсусловливание – рефлекторное поведение, когда организм автоматически будет отвечать на воздействия того или иного стимула. Скиннера интересует процесс, который следует за реакцией (оперативное обусловливание). Он считал, что в основе его лежит обучение. Поощряя или наказывая человека можно сформировать определенный стереотип поведения. Подкрепление – тот стимул, который увеличивает вероятность той или иной реакции. Подкрепление может быть позитивным и негативным. У человека в отличии от животных мощным стимулом подкрепления является слово. Поэтому к базовым подкреплениям добавляется власть, слава, унижение, страх. Подкрепление бывает не только + и -, но первичным и вторичным. Первичные – удовлетворение физиологических потребностей человека (сон, еда, жажда). Вторичные – удовлетворение социальных потребностей человека, они приводят к формированию самоуважения (гонорар, признание, должность, награды).

Формирование поведения возможно путем последовательных приближений. Это когда путь от исходного поведения до конечной точки делится на разные этапы и на каждом этапе животное или человек должны получить то или иное подкрепление.

Объяснительные фикции.

Скиннер считает, что если мы не знаем истинных причин поведения человека, то мы начинаем его объяснять с помощью ложных (фиктивных механизмов). К таким механизмам он относит: автономный человек, свобода, достоинство.

Автономный человек – это некое внутреннее я человека, его внутренний голос, который является такой же оперативной обусловленностью, но вытесненное в бессознательное.

Свобода – так же фикция, она заменяет собой истинные причины – фиктивными.

Достоинство (репутация, похвала) – плохая и хорошая репутация есть не знание истинных механизмов поведения, а очень условная оценка.