Образование как многоаспектный феномен.

Образование традиционно определяется как создание человека по образу и подобию. Истоки самого понятия «образование» находятся в раннем средневековье и соотносятся с понятиями «образ» и «образ божий». Человек был создан по подобию божию и понимание этого образа трактовалось как образование.

Начиная с возрождения, когда сам человек становится ценностью, образование рассматривается как способ его саморазвития, приобщения и вхождения в культуру, в мир и общение с другими людьми. Образование становится способом создания своего образа, личности, при этом образ культуры проецируется на содержание, организацию и методы, используемые в образовании. Образование рассматривается как социальный институт, как одна из подструктур общества. Содержание образования всегда отражает состояние общества, переход от одного его состояния к другому.

В настоящее время это переход от индустриального общества ХХ в. к постиндустриальному или информационному ХХI в. Развитие и функционирование образования обусловлено всеми факторами и условиями существования общества: экономическими, политическими, социальными, культурными и т.д. Связь образования и культуры наиболее тесная, т.к. уже самая ранняя стадия становления института образования связана с культом, ритуалом. Одним из основных принципов существования и развития образования является культуросообразность, при этом образование рассматривается как социальный институт с функцией культурного воспроизводства человека или воспроизводства культуры человека в обществе. Этот принцип пришел на смену выдвинутым Коменским положению природосообразности обучения. Как полагал Коменский, учиться можно легко только идя по стопам природы, в соответствии с чем и были сформулированы основные постулаты обучения, которые отражали принципиальные законы природы и человека как ее части. Принцип культуросообразности означает обучение в контексте культуры, ориентацию образования на характер и ценности культуры, на освоение ее достижений и ее воспроизводство, на принятие социокультурных норм и включение человека в их дальнейшее развитие.