рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ

СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ - раздел Психология, СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ · Задачи И Функции Социальной Психологии. Социальная Психоло...

· Задачи и функции социальной психологии.

Социальная психология это отрасль психологической науки, изучающая закономерности возникновения и функционирования психологических явлений, существование которых обусловлено взаимодействием людей в обществе и их включенностью в различные социальные группы.

Предметом социальной психологии являются «закономерности поведения и деятельности людей, обусловленных включением их в социальные группы, а также психологические характеристики самих этих групп». Предметом ее выступают социально-психологические явления, представляющие собой результат взаимодействия людей как представителей различных социальных общностей.

Объектомсоциальной психологии являются конкретные социальные общности (группы) или отдельные их представители (люди).

Задачисоциальной психологии включают в себя:

1. изучение и осмысление социально-психологических явлений и процессов;

2. выявление закономерностей проявления социально-психологических явлений и процессов в различных условиях;

3. прогнозирование политических, национальных и других процессов в развитии государства и общества на основе учета социально-психологических закономерностей.

Категории- отражены в названиях изучаемых явлений и процессов: взаимодействие, взаимоотношения, общение, группа, социальная перцепция, личность, управление, влияние, лидерство, руководство, конформизм и др.

Методы - совокупность способов и приемов исследования конкретных социально-психологических явлений и процессов:

1. наблюдение изучает социально-психологические явления и процессы в различных условиях без
вмешательства в их течение;

2. эксперимент предполагает активное вмешательство исследователя в деятельность испытуемых с целью
создания наилучших условий для изучения конкретных социально-психологических явлений и процессов;

3. социометрия используется для диагностики взаимных симпатий и антипатий между членами груп
пы и позволяет выявить социально-психологическую структуру взаимоотношений в малых группах;

4. опрос предполагает ответы испытуемых на конкретные вопросы исследователя;

5. тестирование предназначено для диагностики выраженности психических свойств у индивида;

6. обобгцение независимых характеристик предполагает выявление и анализ мнений о тех или иных
социально-психологических явлениях и процессах, полученных от различных людей;

7. анализ результатов деятельности - метод опосредованного изучения социально-психологических
явлений по практическим результатам и предметам совместной деятельности, в которых воплощаются
творческие силы и способности людей;

8) контент-анализ - метод, изучающий текстовую и графическую информацию, заключающийся в переводе изучаемой информации в количественные показатели, ее статистической обработке и др.

Теоретические основысоциальной психологии - это совокупность ее научных взглядов и представлений, являющихся результатом исследования и осмысления сущности социально-психологических феноменов, на основе которых делаются выводы о закономерностях и механизмах их формирования и функционирования. .

Методы социальной психологии представляют собой совокупность способов и приемов исследования, конкретных социально-психологических явлений и процессов.

Основные направления практической социальной психологии.

Бихевиоризм— одно из ведущих направлений в психологии. Его главным предметом изучения является поведение, понимаемое как совокупность отношений «стимул — реакция».

Необихевиоризм- направление в психологии, пришедшее на смену бихевиоризма в 30-е гг. XX в. Характеризуется признанием активной роли психических состояний в управлении поведением.

Необихевиористская ориентация в социальной психологии опирается на неопозитивистский методологический комплекс, который включает следующие принципы: абсолютизация стандарта научного исследования, сложившегося в естественных науках; принципы верификации (или фальсификации) и операционализма; натурализм как игнорирование специфики поведения человека; негативное отношение к теории и абсолютизация эмпирического описания; принципиальный разрыв связей с философией. Основными теориями необихевиоризма в социальной психологии являются: теория агрессии и подражания, теория диадического взаимодействия, теория социального обмена.

Когнитивная психология,возникшая в середине 60-х гг. в США, была направлена против бихевиористской трактовки поведения человека игнорирующей роль познавательных процессов и познавательного развития. Когнитивная психологияобъясняет поведение человека на основе знаний и изучает процесс и динамику их формирования. Сущность когаитивистского подхода сводится к стремлению объяснить социальное поведение через систему познавательных процессов и установление баланса когнитивных структур. В рамках когнитивистского подхода изучаются следующие проблемы: социальной перцепции; аттракции (эмоциональное переживание другого); формирование и изменение аттитюдов.

Функции социальной психологии

· методологическая:связана с потребностью определения объекта и предмета социальной психологии; выявления ею принципов и методов познания исследуемых феноменов;

· мировоззренческая:синтезирует современные научные представления о природе общественной психологии людей и ее месте в системе общественного сознания, духовной жизни общества; показывает, как должен осуществляться процесс формирования правильных знаний о социально-психологических феноменах;

· регулятивная:показывает, какое непосредственное воздействие и каким образом общественно-психологические явления и процессы оказывают на развитие и функционирование всех других экономических и общественных феноменов, проявляющихся в жизни и деятельности людей;

· прогностическая:с одной стороны, раскрывает динамику соотношения и взаимосвязи между идеологией и общественной психологией на ближайшую и отдаленную перспективу, позволяет правильно и все сторонне оценить их; с другой - дает возможность определить оптимальное соотношение между индивидуальным, коллективным, общечеловеческим в психологии гармонично развитого человека будущего;

· аксиологическая:позволяет определить реальные и мнимые социально-психологические ценности в жизни и деятельности людей.

 

· Связь социальной психологии с другими областями знаний.

Взаимосвязь социальной психологии с общественными и естественными науками предоставляет возможность методологически точно и теоретически правильно подходить к пониманию сущности социально-психологических явлений, процессов и специфики общественного сознания, их происхождения, особенностей развития и роли в жизни и деятельности людей.

Общая психологияпозволяет социальной психологии более точно понять и методологически правильно осмыслить психологические особенности личности (индивида), являющейся субъектом общественных отношений и носителем социальной психики.

Социологияпредставляет интерес для социальной психологии благодаря исследованиям проблем соотношения общества и личности, общественного сознания и социальных институтов, власти и справедливости и т.п.

Исторические наукипоказывают, как с помощью социальной психологии осуществляется развитие социальной психики и сознания людей на различных этапах становления общества и человеческих отношений.

Политические наукипомогают социальной психологии правильно понять, какие политические явления (процессы) и как влияют на общественное сознание людей, как изменяется социальная психика людей в условиях политической деятельности или под ее влиянием.

Экономические наукираскрывают социальным психологам сущность и своеобразие функционирования экономических процессов в обществе, показывают им, как они влияют на общественные отношения и на проявление в них социальной психики и общественного сознания людей.

Культурология, этнология,исследуя особенности культурного и этнического развития различных этнических общностей, дают возможность социальной психологии адекватно и правильно интерпретировать влияние культуры и национальной принадлежности на специфику проявления социально-психологических феноменов.

Педагогические наукипредоставляют социальной психологии информацию об основных направлениях обучения и воспитания людей, позволяющую ей вырабатывать рекомендации по социально-психологическому обеспечению этих процессов.

Социальная психология, изучая условия и специфику формирования, развития и функционирования общественной психики и сознания людей, позволяет естественным и общественным наукам более правильно интерпретировать законы отражения общественным сознанием объективной действительности.

· Выделение социальной психологии в самостоятельную науку в середине XIX века.

1-й этап.Родоначальниками накопления социально-психологических знаний считаются китайские и греческие ученые, которые описывали некоторые социально-психологические особенности характеров людей и их предназначения в обществе, устанавливали определенные психологические закономерности социального поведения индивидов, выявляли мотивы объединения их в группы и т.д.

2-й этап.В средние века и позднее зарубежные и отечественные ученые занимались психологическим описанием анатомии и патологии общественной жизни с ее характерными социальными взаимоотношениями и традициями, накапливали и обобщали результаты немногочисленных исследований закономерностей уже известных социально-психологических явлений и процессов - общения и взаимодействия представителей различных общностей.

3-й этап. Всередине XIX в. за рубежом появились три социально-психологические теории - «психологии народов» (основатели - М. Лацарус, X. Штейнталь и В. Вундт), «психологии масс» (Г. Тард, С. Сигиле и Г. Ле-бон), «инстинктов социального поведения» (В. Макдаугалл), послужившие предпосылкой для превращения социальной психологии в самостоятельную отрасль знания. После этого начинается активная разработка методологических и теоретических основ социальной психологии.

Огромный импульс к развитию социально-психологических исследований и применению их результатов на практике придавали войны и военные конфликты, которыми изобиловал XX в. и во время которых особенно остро вставали вопросы, связанные с предотвращением и профилактикой отрицательных социально-психологических явлений и процессов (страха, паники, снижения сплоченности населения и военнослужащих в группах, социальной дезорганизации и дезинтеграции социальных конфликтов и т.д.), затрагивающих все стороны жизни и деятельности людей.

4-й этап. В20-40-е годы XX в. социальная психология постепенно начинает превращаться в сугубо экспериментальную науку, занимающуюся прикладными исследованиями и разрабатывающую специфические методики изучения социально-психологических феноменов, проявляющихся в разнообразных областях жизни и деятельности людей. Внутри социальной психологии начинают зарождаться, а в 60-90-е годы наиболее продуктивно совершенствоваться ее новые отрасли: этнопсихология, политическая психология, психология управления, конфликтология и др. К сожалению, в СССР социальная психология в 30-50-е годы по политическим причинам практически не развивалась.

 

Социальная психология как наука и научная мыслительная парадигма очень молода, несмотря на то, что в лучших образцах философской мысли античного периода, средних веков и нового времени мы находим живой интерес исследователей к социальному бытию человека и порождаемым им на уровне массовых процессов и индивидуальной психики феноменам. Представляется, что есть веские основания для того, чтобы социальная психология в своей научной форме не могла появиться раньше рубежа XIX—XX веков. Для ее возникновения требовались определенные психологические, исторические, культурные предпосылки в их совокупности, на которых мы и остановимся.

XIX век во многих смыслах выступил «заказчиком» на новую науку, отсутствие которой стало сказываться на состоянии дел в других науках и различных сферах социальной практики человека.

1. Прежде всего — это изменение социального, политического климата в Европе, которое во многих отечественных обзорах характеризуется как возрастание роли масс и массовых движений. Это время богато на революции, массовые организованные выступления больших групп людей, которые кардинально отличались от «темных» бунтов предыдущих веков. «По аналогии с естественными науками правители всех уровней требовали от социальных наук скорейшего перехода к фазе управления. В связи с тем, что социальная психология оказалась наукой наиболее пригодной для исследования роли идей, мотивов, потребностей в детерминации поведения, ей этот социальный заказ был обращен в первую очередь» [

2. Многое убедительно свидетельствует о том, что образ мира человека второй половины XIX века существенно отличался от такового у его предшественников и был близок к нашему, современному. Н. Коперник, Ч. Дарвин, К. Маркс и З. Фрейд убедительно показали человечеству, что Земля и ее обитатели не являются ни центром мироздания, ни его вершиной, а всего лишь случайным эпизодом, действительно «игрушкой слепых сил»: космических, биологических или экономических. Но уже тогда, в середине XIX века набирала силу потребность в научном, объективном знании о природе человеческих отношений и о научно обоснованных приемах управления этими отношениями.

3. «Среднему» жителю XIX века стали доступны путешествия по Земле и личное знакомство с иными культурными пространствами. Такое расширение «культурных горизонтов» приводило к изменению устойчивых представлений о том, что «нормально» и что «не нормально», что является признаком «прогрессивности», а что — «отсталости». Видимо, новое представление можно сформулировать так: «Они — не хуже и не лучше нас, они — другие». Естественно, не в плане анатомии и физиологии, а в плане культуры, ценностей, традиций. Вместе с тем, все это оформлялось в некоторый общественный запрос на новое знание — этнопсихологическое, по сути своей — социально—психологическое.

4. Г. М. Андреева выделяет еще одну область социальной практики, в рамках которой возник имплицитный запрос на научное социально—психологическое знание, — криминалистика. Меняется общая картина преступной деятельности, появляются новые виды преступлений, которые трудно объяснить чисто материальной безысходностью или патологическим типом личности. Особый интерес связан с самоубийствами. И дело не в том, что их число растет, — меняются причины. Все чаще в качестве таковой речь идет о потере жизненных смыслов.

· Социально-психологические теории первой половины ХХ века (Ф.Олпорт, В.М. Бехтерев, Я.Морено, К.Левин и др.)

Г. М. Андреева именует этап развития социальной психологии XIX — начала XX века (он заканчивается на рубеже 10—20—х годов XX века) «описательным». Это название отражает важную особенность подходов того времени: по типу философских, литературных и прочих эссе они описывали социально—психологические явления, содержали умозрительные, общие оценки и прогнозы. Помимо этой особенности, существующие теории сближала проблематика: массовидные явления, большие социальные группы людей, механизмы массового воздействия и прочие социальные явления «большого калибра».
Существенную роль в построении целого ряда концепций сыграла идея социального подражания, на основе которой сформировались социально—психологические воззрения Г. Тарда, Г. Лебона, З. Фрейда. Социальное подражание (по—другому — имитирование, форма внушения) рассматривается как основа поведения человека в обществе, общество — как «достойный» итог такого положения дел: «Общество — это подражание, а подражание — это род сомнамбулизма» (Г. Тард). С. Московичи, посвятивший одну из своих самых известных работ психологии толпы, следующим образом определяет суть учения Г. Лебона, создателя учения, известного в нашей литературе как «Психология масс».«Толпа в психологическом смысле является человеческой совокупностью, обладающей человеческой общностью, а не скоплением людей, собранных в одном месте.»

Идеи Лебона нашли понимание у человека, который своими воззрениями многое определил в психологии ХХ века, — у З. Фрейда. В своих социально—психологических работах он активно использовал положения психологии масс Г. Лебона. Для него огромную роль в социальном устройстве мира играло внушение — подражание, подчинение лидеру (вожаку), неосознаваемые коллективные представления [121].

 

Идея подражания как основы социальной жизни в конце XIX — начале XX века была нечужда и российским философам и психологам. В работах Н. К. Михайловского и Г. В. Плеханова поднимается вопрос о происхождении склонности толпы к подражанию. Н. К. Михайловский видит корни этого явления в условиях жизни людей, обрекающих их на духовную пустоту, подчинение силе и магии авторитета героя. У Г. В. Плеханова мысль о том, что подражание герою — явление историческое, а не изначальное, звучит еще отчетливее: не отрицая роли подражания, он говорит об относительности его роли, о том, что существует и иной механизм формирования социального поведения человека — противодействие как отдельных людей, так и целых групп друг другу. Слепое подражание — феномен исторический, он связан с неразвитым самосознанием человека и целых социальных слоев общества. В силу своей относительности он может быть преодолен посредством развития самосознания

Известный отечественный психолог и физиолог В. М. Бехтерев тоже отводил механизму подражания существенную роль в системе своих научных взглядов. «Как только массы образовались, как только общий импульс их всех объединил, тогда внушение и взаимное внушение становятся решающим фактором для всех последующих событий».

 

Еще одна идея, вызвавшая к жизни социально—психологическое учение, сформировалась в немецкой философии, прежде всего — в работах Гегеля. Это идея «народного духа», самым ярким психологическим воплощением которой в конце XIX века стала «психология народов» В. Вундта. В качестве основного предмета изучения психологии народов автор выделил три большие области: язык, мифы и обычаи. Язык, с его точки зрения, содержит в себе общую форму представлений, имеющихся у данного народа; мифы позволяют выявить первоначальное содержание этих представлений, причину их возникновения; обычаи — есть «общие направления воли», возникшие на основе языка и мифов. В России сторонником идеи «народной психологии» был А. А. Потебня. Эта идея привлекла его возможностью изучения объективных оснований национальных различий и в языке, и в особенностях характера, организации душевной жизни

Заслуживает внимания еще одна идея, родившаяся в XIX веке и имеющая продолжение в социальной психологии века XX—го. В социальной английской философии, в частности — в трудах Г. Спенсера была предпринята попытка применения эволюционного учения к социальным процессам. Общество рассматривалось как коллективный организм, развивающийся по биологическим законам. В социальной психологии эта идея была воспринята и теоретически разработана У. Мак—Дауголлом в его теории «гормической психологии». В своих трудах этот ученый предвосхитил многие идеи, ставшие «плотью и кровью» современной социальной психологии (например, трехкомпонентная структура инстинктов и чувств), хотя его теория в целом потеряла свою актуальность. Основу человеческого поведения, по мнению этого ученого, составляют инстинкты: врожденные предрасположенности к определенным реакциям, которые у человека в процессе приобретения собственного опыта и окружающей среды преобразуются в чувства. Иначе говоря, эти инстинкты в субъективном опыте человека представлены в виде определенных чувств. Скажем, выражением инстинкта борьбы являются ярость и страх, инстинкта приобретения — чувство собственности и т. д.

В своей экспериментальной ипостаси социальная психология в начале XX века развивалась и в Новом, и в Старом свете, и в России. Огромный вклад в ее становление внесли В. М. Бехтерев и М. Ланге (Россия), В. Меде (Германия), Ф. Оллпорт (США). Экспериментальный период развития социальной психологии чрезвычайно богат эмпирическими открытиями, методическими находками, реальными практическими результатами. Собственно, на это и была направлена социально—психологическая мысль 20—60—х годов ХХ века. Социальная психология изо всех сил пыталась утвердить себя в научном мире как «законная» естественнонаучная дисциплина. Отсюда — акцент на лабораторный эксперимент, осторожное (мягко сказано!) отношение к любой теории, не имеющей убедительных подтверждений в эксперименте, направленность на решение практических задач.

Бихевиоризм одним их первых обратился к социально—психологической проблематике, впрочем, не усмотрев в ней ничего специфического, требующего какого—то отдельного как концептуального, так и методического подхода.
Бихевиоральная социальная психология создала и свою практику активного обучения и групповой психотерапии (прежде всего — это группы навыков и умений) [95]. Интересно, что все разнообразие социально—психологических подходов в рамках бихевиоризма создано на основе весьма ограниченного набора концептуальных понятий данной парадигмы: поведение, стимул, реакция, подкрепление (поощрение, наказание), научение.

Когнитивизм — значительное явление в истории развития психологии вообще, социальной психологии в частности, возникает на основе гештальтпсихологии, существенно дополненной и развитой в работах К. Левина и Ф. Хайдера [10, 134]. Таким образом, главный акцент сделан на когнитивные процессы, формирующие те или иные социальные реакции человека.
«Впечатления индивида о мире организуются в некоторые связные интерпретации, в результате возникновения чего образуются различные идеи, верования, ожидания, аттитюды, которые и выступают регуляторами социального поведения» К. Левину современная социальная психология обязана очень многим: не просто идеями и конкретными данными, а целыми областями социально—психологического знания:

· учение о групповой динамике и конкретные исследования в области сплочения, развития, взаимодействия личности и группы, лидерства и руководства;

· методология активного социально—психологического обучения и принятия эффективных групповых решений;

· подходы к пониманию и разрешению внутригрупповых и межгрупповых конфликтов и многое другое.
Влияние К. Левина на частные направления в социальной психологии велико, но важнее другое: под воздействием его идей сформировался устойчивый социально—психологический взгляд на природу взаимосвязи человека и группы, личности и общества, взгляд с позиции динамической взаимосвязи и взаимозависимости.

Когнитивный подход С. Аша, Д. Креча, Р. Крачфилда.Основные идеи авторов, выступающие в качестве методологической установки для экспериментальных исследований, сводятся к следующим положениям: поведение человека может быть рассмотрено только исходя из признания его целостности; важнейшим элементом целостной организации поведения является познашф (cognition); перцепция рассматривается как отношение поступающих данных к когнитивной структуре, а научение - как процесс когнитивной реорганизации.

Теория когнитивного диссонанса Л. Фестингера.Основные положения данной теории изложены в его работе «Теория когнитивного диссонанс» (1957). Основная суть этих идей состоит в том, что человек имеет тенденцию постоянно сравнивать себя с другими, причем чем больше он замечает расхождений в способностях, мнениях между собой и другими, тем меньше он способен реально оценивать себя.

Неофрейдизм, опираясь на социально—психологические идеи Зигмунда Фрейда и собственные наработки, создал весьма специфическую социальную психологию. Н. Н. Богомолова и Л. А. Петровская именуют этот феномен «рассеянным психоанализом» и выделяют три формы его представленности в современном социально—психологическом мышлении:

1) влияние на внутренние профессиональные установки исследователей относительно рассмотрения тех или иных социальных явлений;

2) включение психоаналитических принципов в современные теории и социально—психологическую практику;

3) заимствование отдельных положений психоанализа для объяснения различных социально—психологических проблем.

С точки зрения З. Фрейда, в основе группы — система эмоциональных либидозных связей, то есть группа обретает свое психологическое содержание благодаря межличностной «любви», связывающей между собой рядовых членов группы. Однако связи рядовых членов группы между собой вторичны; они возникают только благодаря тому, что каждый член группы устанавливает особые по содержанию связи с лидером (вожаком). Психологическая суть первичных связей «член группы — лидер» — это идентификация. Член группы переносит на лидера свое «идеальное Я», идентифицируется с его поведением, чертами характера, ценностями и т. д. Благодаря связи каждого с лидером возникает и связь второго порядка — членов группы между собой. Особую психологическую позицию в групповой системе занимает лидер — вожак. Он не идентифицируется ни с кем, он любит только себя

Теории агрессии и подражания (Н. Миллер,Д. Доллард, А. Бандура).В конце 30-х гг. Н. Миллер, Д. Доллард сформулировали гипотезу фрустрации - агрессии. Ее суть сводилась к следующему: наличие агрессивного поведения всегда предполагает существование фрустрации, и, наоборот, существование фрустрации всегда ведет к некоторой форме агрессии. Другой важной проблемой является проблема подражания (имитации). Авторы теории в работе «Социальное научение и подражание» рассматривают подражание как объект инструментального научения.

Подход А.Бандуры. А. Бандура рассматривал подкрепление как фактор, способствующий научению, а не вызывающий его. Отвечая на вопрос о том, как могут приобретаться образцы поведения, А. Бандура допускает два варианта: а) через прямой личный опыт; б) через наблюдение поведения других.

Недостатки теории агрессии и подражания: подкрепление признается основной детерминантой, регулятором поведения; не были исследованы групповые процессы; исследования проводились в рамках лабораторного эксперимента, влияние социума не учитывалось.

Теории диадического взаимодействия (Д. Тибо, Г. Келли, Г. Хоманс).Подход Д. Тибо и Г. Келли («теория взаимодействия исходов») - бихевиористская Матрица исходов.

Недостатком данной теории можно считать универсализацию авторами такого важного (но далеко не единственного) регулятора межличностных отношений, как принцип вознаграждения - издержек. Кроме того, достаточно сложно количественно измерить и оценить полезность (или вредность) взаимодействия людей в диаде и еще труднее оценить возможные типы стратегий в зависимости от психологических реакций собеседника (партнера).

Теория социального обмена Г. Хоманса - бихевиористская теория, объясняющая качество взаимодействия людей в диаде от соотношения «вознаграждения» и «издержек».В центре внимания Г. Хоманса - взаимный обмен вознаграждениями (позитивными подкреплениями) и издержками (негативными подкреплениями), который имеет место в диадическом взаимодействии.

Символический интеракционизм опирается на взгляды американского философа, социолога и социального психолога Дж. Мида. Прежде всего — это течение опирается на последовательное понимание группы как целого. Здесь целостность преобладает над индивидом. Поведение человека в группе анализируется и интерпретируется в рамках целостной групповой активности.

Основной интерес сосредоточен именно на осмыслении закономерностей социального процесса, который представляет собой не что иное, как интеракцию, взаимодействие людей в рамках конкретной социальной ситуации. Социальная ситуация — не просто контекст, она — значимый фактор взаимодействия. Опираясь на данные ему культурой символические средства — прежде всего язык, — человек интерпретирует, «называет» ситуацию. В зависимости от того, как он его интерпретировал, «назвал», разворачивается взаимодействие между людьми.

Особая заслуга интеракционизма заключается в том, что здесь в качестве важнейшего были выделены чисто человеческие, символические аспекты общения — речь, жест, мимическое выражение чувства и др. Социальное поведение человека признается принципиально отличным от стадного поведения животного. Как квинтэссенция символического поведения человека рассматривается социальная роль — устойчивая внешняя и внутренняя позиция одного человека в отношении другого и (или) социальной системы в целом.

В рамках символического интеракционизма сформировались теории, имеющие огромное значение для современной социальной психологии. Прежде всего это теории ролевого поведения (Т. Сарбин, Э. Гофман, Р. Линтон и др.), референтной группы как источника личных норм и ценностей человека (Т. Ньюком, М. Шериф, Г. Келли).

Теория структурного баланса Ф. Хайдера- теория, объясняющая поведение человека его стремлением к сбалансированности и его потребностью поиска причин для объяснения поведения другого, своих действий на уровне житейской психологии. Для уяснения данного положения использовалась модель триады, где одна личность относится к двум объектам, один из которых тоже может быть личностью. Данная модель представлена схемой «Р - О - X», где Р - воспринимающий субъект; О - другой; X - объект; Взаимодействие трех элементов составляет когнитивное поле, причем отношения между элементами описываются двумя видами оценки: эмоциональные типа «люблю - не люблю», «нравится - не нравится» и обозначаются соответственно буквами «L» и «nL» принадлежности: фиксируют степень воспринимаемого единства элементов и выражаются в понятиях «близкий - далекий», «принадлежащий - не принадлежащий» и обозначаются буквами «U» и «nU». Как только мы зафиксировали отношения между «Р», «О», «X», возможно прогнозирование того, в каком направлении пойдут события в триаде.

Теория коммуникативных актов Т. Ньюкома.Основные положения теории изложены в работе «Подход к исследованию коммуникативных актов» (1953). В целом концепции структурного баланса и коммуникативных актов позволяют лишь зафиксировать некоторое расхождение (диссонанс) во взаимном восприятии людьми друг друга. Кроме того, рассматриваемые теории предусматривают взаимодействие в триаде, а групповые процессы остаются за рамками изучения.

Теория конгруэнтности (Ч. Осгуд, П. Танненбаум).«Конгруэнтность» трактуется как «совпадение». В данной теории делается попытка предсказать изменение отношения (аттитюда) личности к двум объектам при стремлении установить соответствие в когнитивной структуре. Для этого используется методика семантического дифференциала. Данная теория, как и все теории соответствия, не отвечает на ряд принципиальных вопросов, объясняющих социальное поведение людей.

Теория аттитюдов Г.Олпорт и Р. Лапьера. В 1935 г. Г. Олпорт написал обзорную статью по проблеме исследования аттитюда, в которой насчитал 17 дефиниций этого понятия.

Были выделены четыре функции аттитюдов:

1) приспособительная (иногда называемая утилитарной, адаптивной) — аттитюд направляет субъекта к тем объектам, которые служат достижению его целей;

2) функция знания — аттитюд дает упрощенные указания относительно способа поведения по отношению к конкретному объекту;

3) функция выражения (иногда называемая функцией ценности, саморегуляции) — аттитюд выступает как средство освобождения субъекта от внутреннего напряжения, выражения себя как личности;

4) функция защиты — аттитюд способствует разрешению внутренних конфликтов личности.

Все эти функции аттитюд способен выполнить потому, что обладает сложной структурой. В 1942 г. М. Смитом была определена трехкомпонентная структура аттитюда, в которой выделяются:

а) когнитивный компонент (осознание объекта социальной установки);

б) аффективный компонент (эмоциональная оценка объекта, выявление чувства симпатии или антипатии к нему);

в) поведенческий (конативный) компонент (последовательное поведение по отношению к объекту).

В течение длительного времени изучения аттитюдов не возникало сомнений в том, что знание аттитюда полезно потому, что позволяет прогнозировать поведение. Однако со временем возникло затруднение в объяснении связи «аттитюд – поведение». Оно было обнаружено после осуществления известного эксперимента Р. Лапьера в 1934г. Лапьер с двумя студентами-китайцами путешествовал по США. Они посетили 252 отеля и почти во всех случаях (за исключением одного) встретили в них нормальный прием, соответствующий стандартам сервиса. Никакого различия в обслуживании самого Лапьера и его студентов-китайцев обнаружено не было. После завершения путешествия (спустя два года) Лапьер обратился в 251 отель с письмами, в которых содержалась просьба ответить, может ли он надеяться вновь на гостеприимство, если посетит отель в сопровождении тех же двух китайцев, теперь уже его сотрудников. Ответ пришел из 128 отелей, причем только в одном содержалось согласие, в 52% был отказ, в остальных уклончивые формулировки. Лапьер интерпретировал эти данные так, что между аттитюдом (отношение к лицам китайской национальности) и реальным поведением хозяев отелей существует расхождение. Из ответов на письма можно было заключить о наличии негативного аттитюда, в то время как в реальном поведении он не был проявлен, напротив, поведение было организовано так, как если бы совершалось на основании позитивного аттитюда. Этот вывод получил название «парадокса Лапьера» и дал основания для глубокого скептицизма относительно изучения аттитюда.

В 1980-е годы было предложено несколько новых объяснений неудачной теории Лапьера.

Прежде всего, были установлены причины, осложняющие воздействие аттитюда на поведение, и вместе с тем факторы, которые могут противостоять этим причинам: сила аттитюда, ожидаемость аттитюда.

Морено – в вопросе про малые группы.

 

· Краткая характеристика современных направлений в социальной психологии.

Бурное развитие социально-психологических исследований в значительной мере стимулировано практическими запросами, которые требуют достаточно быстрых решений. В России долгое время главным заказчиком социально-психологических исследований было промышленное производство, что обусловило два основных направления большинства прикладных исследований: проблемы управления производством и научная организация труда и проблемы формирования производственного коллектива. Наиболее общими в рамках данных направлений являлись такие темы как психологический климат коллектива, удовлетворенность трудом, текучесть рабочей силы, аттестация кадров, адаптация новичков, проблемы управления и коммуникаций внутри производственного коллектива, формирование маркетингового мышления и психология рекламы.

Более всего внимания уделяется разработке проблемы психологического климата. Раскрыть понятие «психологический климат» можно, обозначив как минимум три ряда отношений:

· отношения между членами коллектива по вертикали (руководство, восприятие руководителя коллективом и наоборот, степень участия в управлении, удовлетворенность ею);

· отношения между членами коллектива по горизонтали (сплоченность коллектива, характер межличностных отношений, типы и способы разрешения конфликтов);

· отношение к труду (удовлетворенность трудом, эффективность деятельности коллектива и т.п.).

Поскольку проявления психологического климата многообразны как в поведении людей, так и в различных системах их отношений, то не существует и не может существовать какой-то единой методики исследования. В результате проведенных исследований было предложено выделять четыре возможных типа «психологического климата»:

1. благоприятный,

2. противоречивый,

3. средне благоприятный,

4. неблагоприятный климат.

Важной областью приложения социально-психологических знаний находится в сфере борьбы с противоправным поведением. Область профилактики, анализ и условия формирования противоправного поведения, область перевоспитания лиц, совершивших противоправные поступки (например, способы воздействия, применяемые в этих случаях), - это проблемы, в которые решаются, в том числе и силами социальной психологии.

Сфера укрепления и развития семьи - еще одна область практичсекого применения социально-психологичсеких знаний. Основные задачи социальной психологии семьи: подготовка молодых людей к созданию семьи (просветительская функция, обеспечение так называемой «службы знакомств», обучение общению); регулирование семейных взаимоотношений, способствующее повышению устойчивости семьи (выяснение формы и структуры семейных конфликтов, способы их разрешения, создание специальных семейных консультаций); исследования внутри семейных установок, которые возникают по отношению к детям («репродуктивная установка») и т.д.

Среди наиболее активно развивающихся отраслей социальной психологии А. Л. Журавлев называет политическую психологию, экономическую психологию и этническую психологию.

Политическая психология. Историю политической психологии можно исчислять с тех времен, когда появились первые, пусть самые примитивные политические отношения между людьми и вопросы о том, кто, кому и почему должен подчиняться (проблема власти), и кто, какие права и почему имеет в отношениях между различными сообществами (проблема социальных и международных отношений). Задолго до возникновения политической психологии интерес к ее проблемам проявляли почти все авторитетные представители психологической науки (З. Фрейд, А. Адлер, Б. Скиннер и др.). Таким образом, политическая психология - это наука о психологических компонентах политической жизни общества, которые формируются и проявляются в политическом сознании наций, социальных групп и индивидов и реализуются в практических действиях всех субъектов политических процессов.

Экономическая психология. Одной из характерных особенностей современного состояния психологической науки стало появление и стремительное развитие экономической психологии. Среди психологов проблемы экономической психологии одним из первых начал разрабатывать французский ученый Габриэль Тард, чей двухтомный труд под таким названием был опубликован в 1902 г. В США отцом экономической психологии считается Джордж Катона. Именно Катона сформулировал одну из базовых идей экономической психологии: покупка зависит не только от способности (экономической возможности) сделать покупку, но и от желания ее сделать (психологической готовности). Организационное оформление экономической психологии произошло в начале 80-х годок, когда ведущие исследователи (в первую очередь западноевропейские), занимающиеся проблемами экономической психологии, объединились в Международную ассоциацию исследователей экономической психологии. То есть, экономическая психология - это наука, изучающая психологические закономерности экономического поведения человека, связанного с производством, распределением, обменом и потреблением товаров и услуг.

Этническая психология. Этническая психология -- отрасль социальной психологии, которая занимается исследованием психологии больших групп -- народов. Этот период в нашей стране характеризуется активным привлечением экспериментальных методов в проводимые исследования, увеличением числа публикаций и подготовкой высококвалифицированных специалистов (кандидатов и докторов наук) по проблемам этнической психологии. Основоположниками этнической психологии в России можно считать Г. Г. Шпета, С. И. Королева, И. С. Кона, Б. Ф. Поршнева, в экспериментальном плане -- А. Р. Лурию и Г.У. Кцоеву (Солдатову).

Гендерная психология. Гендерные исследования в психологии направлены на анализ социальных отношений, в основе которых лежит сегрегация и стратификация по половому признаку. Гендерные исследования относительно новая область исследований в области социальной психологии. Важно помнить, что социальная психология в своем теоретическом и прикладном аспектах отвечает на запросы общества, поэтому ее изменения тесно связано с направлениями развития общества.

 

· Категория личности в социальной психологии.

Личность — относительно устойчивая система поведения индивида, построенная, прежде всего, на основе включенности в социальный контекст. Личность представляет собой абстрактное понятие, которое объединяет многие аспекты, характеризующие человека: эмоции, мотивацию, мысли, переживания, восприятие и действия, характер поведения человека в различных ситуациях.

Индивид.В понятии человека как индивида выражаются два основных признака:

1. Человек - это своеобразный представитель других живых существ, продукт фило- и онтогенетического развития, носитель видовых черт.

2. Это отдельный представитель человеческой общности; выходящее за рамки природной (биологической) ограниченности социальное существо, использующее орудия, знаки и через них овладевающее собственным поведением и психическими
процессами. В обыденной жизни под индивидом понимают конкретного человека со всеми присущими ему особенностями.

Субъект. Человек всегда является субъектом (участником, исполнителем) исторического и общественного процесса в целом, субъектом конкретной деятельности, в частности, источником познания и преобразования объективной действительности.

Персона— социально-типические образования личности, обусловленные влиянием социального окружения.

Индивидуальностьне есть что-то над- или сверхличностное. Когда говорят об индивидуальности, то имеют в виду оригинальность личности. Обычно словом «индивидуальность» определяют какую-либо главенствующую особенность личности, делающую ее не похожей на окружающих. Индивидуален каждый человек, но индивидуальность одних проявляется очень ярко, других - малозаметно. Индивидуальность может проявляться в интеллектуальной, эмоциональной и волевой сфере.

· Биологическое- это общее по происхождению, хотя и необязательно тождественное у человека с животными.

· Социальное- это все то в человеке, что возникло в нем в процессе антропогенеза и истории человечества и возникает в онтогенезе в результате общения с другими людьми.

Важными социально-психологическими феноменами личности являются:

· Заражение- чувственное состояние человека, которое определяется соотношением между системой потребностей и оценкой вероятности их удовлетворения в связи с окружающими условиями.

· Негативизм - необоснованное противодействие всему, что исходит от других людей, которое свидетельствует о слабости воли, неумении владеть собой.

· Аффилиация— стремление человека быть в обществе других людей.

· Аттракция - привлекательность, возникающая при восприятии человека человеком.

· Альтруизм - черта личности и нравственная норма, бескорыстное и уважительное отношение к другим людям, готовность сопереживать, действовать в их интересах.

· Маргинальность- пограничность, периферийность или промежуточность по отношению к каким-либо социальным общностям (национальным, культурным, религиозным и др.). Индифферентность - равнодушие, безучастность друг к другу.

 

Таким образом, личность (с позиций социальной психологии) - системное качество, которое приобретает индивид во взаимодействии с социальным окружением. Это взаимодействие протекает в двух ведущих формах - общении и совместной деятельности.

Основными составляющими личности являются:

1) темперамент - особенности нейродинамической организации индивида;

2) потребностно-мотивационная сфера;

3) эмоционально-волевая сфера;

4) когнитивно-познавательная сфера;

5) характер — совокупность устойчивых, преимущественно прижизненно формируемых свойств;

6) способности - сочетание психических свойств, являющихся условием успешного выполнения какой-либо одной или нескольких видов деятельности.

В одной из обобщающих работ по психологии личности, представляющих первый подход, было предложено различать в личности три образования: 1) психические процессы, 2) психические состояния и 3) психические свойства; в рамках интегративного подхода к личности набор характеристик, принимаемых в расчет, значительно расширяется (Б.Г. Ананьев, 1968).

 

Специально вопрос о структуре личности освещался К.К. Платоновым, выделившим в структуре личности ее различные подструктуры, перечень которых состоит из четырех подструктур или уровней:

1) биологически обусловленная подструктура темперамент, половые, возрастные, иногда патологические свойства психики);

2) психологическая подструктура, включающая индивидуальные свойства отдельных психических процессов, ставших свойствами личности (памяти, эмоций, ощущений, мышления, восприятия, чувств и воли);

3) подструктура социального опыта (приобретенные человеком знания, навыки, умения и привычки);

4) подструктура направленности личности (влечения, желания, интересы, склонности, идеалы, индивидуальная картина мира и высшая форма направленности — убеждения).

По мнению К.К. Платонова, подструктуры эти различаются по преимуществу социального и биологического содержаний; именно по выбору таких подструктур как предмета анализа общая психология отличается от социальной. Если общая психология концентрирует свое внимание на трех первых подструктурах, то социальная психология, согласно этой схеме, анализирует преимущественно четвертую подструктуру, поскольку социальная детерминация личности представлена именно на уровне этой подструктуры. Общей психологии остается лишь анализ таких характеристик, как пол, возраст, темперамент (что сведено в биологическую подструктуру) и свойств отдельных психических процессов — памяти, эмоций, мышления (что сведено в подструктуру индивидуальных психологических особенностей). В определенном смысле сюда же относится социальный опыт.

Принципиально иной подход к вопросу был предложен А.Н. Леонтьевым. Личность рассматривается в неразрывной связи с деятельностью. Главная идея заключается в том, что «личность человека ни в каком смысле не является предсуществующей по отношению к его деятельности, как и его сознание, она ею порождается». Поэтому ключом к научному пониманию личности может быть только исследование процесса порождения и изменения личности человека в его деятельности.

 

 

По мнению Л.М. Фридмана и И.Ю. Кулагиной (1991), ключевыми системообразующими признаками личности выступают:

Эмоциональность- совокупность качеств личности, определяющих динамику возникновения, протекания и прекращения эмоциональных состояний; чувствительность к эмоциогенньш ситуациям.

Активность- характеристика личности, определяющая интенсивность, продолжительность, частоту и разнообразие выполняемых действий или деятельностей какого-либо рода.

Саморегуляция- системная характеристика, отражающая способность личности к устойчивому функционированию в различных условиях жизнедеятельности. Значение этой характеристики проявляется в намеренной регуляции личностью параметров своего функционирования (состояния, поведения, деятельности, взаимодействия с окружением), которые оцениваются субъектом как желаемые.

Побуждение- мотивационный компонент характера.

 

Личность человека можно охарактеризовать пятью основными потенциалами.

Познавательный потенциалопределяется прежде всего объемом и качеством информации, которой располагает личность. Он также включает в себя психологические качества, обеспечивающие продуктивность познавательной деятельности человека.

Морально-нравственныйпотенциал обусловливается приобретенными личностью в процессе социализации нравственно-этическими нормами, жизненными целями, убеждениями, устремлениями.

Творческий потенциалличности определяется наличным репертуаром умений и навыков, способностями к действию и мерой их реализации в определенной сфере деятельности или общения.

Коммуникативный потенциалличности оценивается степенью общительности, характером и прочностью контактов, устанавливаемых индивидом с другими людьми. Содержательно-динамически эта способность выражается в богатстве системы и репертуара социальных ролей, которые исполняет личность.

Эстетический потенциалличности обусловливается уровнем и интенсивностью ее художественных потребностей, а также тем, как она их удовлетворяет.

Среди многообразия потребностей личности можно выделить две фундаментальные потребности, взаимосвязанные между собой. Потребность персонализации обеспечивает активное включение индивида в социальные связи и вместе с тем оказывается обусловленной этими связями, общественными отношениями и т.п. Персонализация(от лат. личность) - процесс обретения субъектом общечеловеческих, общественно значимых, индивидуально-неповторимых свойств и качеств, позволяющих оригинально выполнять определенную социальную роль, творчески строить общение с другими людьми, активно влиять на их восприятие и оценки собственной личности и деятельности. Потребность самореализации проявляется в стремлении индивида реализовать свой личностный потенциал (запас жизненной энергии, задатки, способности).

Формирование нравственно развитой личности в своей основе должно опираться на эмпатийные способности личности. Эмпатия- способность эмоционально отзываться на переживания другого. Она является основой содействия, помощи. Развитие этой способности может осуществляться в специально организованных ситуациях совместных переживаний. Подобные ситуации имеют место в учебных группах, когда учащийся переживает вместе с другими (например, в ходе соревнований).

Нравственному развитию может способствовать хорошо организованная совместная трудовая деятельность. При групповом взаимодействии личностные

 

Социально-психологические качества личности— это качества, которые формируются в реальных социальных группах, в условиях совместной деятельности с другими людьми, а также в общении с ними.

Перцептивная защита,будучи разновидностью психологической защиты, выступает одним из проявлений взаимодействия субъекта с окружением и является способом оградить личность от травмирующих переживаний, защитить от восприятия угрожающего стимула. Иными словами, в социальной психологии перцептивная защита может быть рассмотрена как попытка игнорировать при восприятии какие-то черты другого человека и тем самым как бы выстроить преграду его воздействию.

Феномен «справедливый мир» состоит в том, что человеку свойственно верить в наличие соответствия между тем, что он делает, и тем, какие награды или наказания за этим следуют. Это и представляется справедливым.

Эффект «ожиданий»реализуется в «имплицитных теориях личности», т.е. обыденных представлениях, более или менее определенно существующих у каждого человека, относительно связей между теми или иными качествами личности, относительно ее структуры, а иногда и относительно мотивов поведения. Хотя в научной психологии, несмотря на обилие выявленных качеств личности, какие-либо жесткие связи между ними не установлены, в обыденном сознании, на уровне здравого смысла, часто не осознанно, эти связи фиксируются. Рассуждения строятся по следующей модели: если оценивающий убежден, что черта X всегда встречается с чертой Y, то, наблюдая у отдельного человека черту X, оценивающий автоматически приписывает ему и черту Y (но в данном конкретном случае может и отсутствовать). Такое произвольное сцепление черт получило название «иллюзорных корреляций». В ситуации общения в группе этот эффект приобретает особую роль, так как ложное восприятие партнера по общению ведет к отказу от общения.

Феномен когнитивной сложностив рамках имплицитной теории личности представляет собой своеобразные конструкторы, при помощи которых оценивается воспринимаемый человек. Под конструктором здесь понимается свойственный каждой личности способ влияния мира, интерпретации его элементов, как сходных или отличных между собой. Предполагается, что люди различаются между собой по таким признакам, как количество конструкторов, входящих в систему, их характер, тип связи между ними. Совокупность этих признаков составляет определенную степень когнитивной сложности человека. Характер процесса общения будет определяться тем, каков разброс обозначенного качества у членов группы; каково соотношение «когнитивно-сложных» и «когнитивно-простых» членов группы.

 

Социальная идентичность - это та часть Я - концепции индивида, которая возникает из осознания своего членства в социальной группе (или группах) вместе с ценностным и эмоциональным значением, придаваемым этому членству.

Социальная идентичность позволяет человеку делить мир на «мы» и «они», на «похожих» и «непохожих». Человек одновременно может быть членом многих групп («множественная идентичность»), и линия его поведения в каждой конкретной для него группе является наиболее значимой. Человеку всегда свойственно сохранять позитивный образ своей группы, и если он почему-либо разрушается, исходом может быть уход из группы, переход в другую группу.

Позитивный или негативный образ своей группы формируется в зависимости от того, какое место она занимает в обществе. Критерии же зависят от типа общества, поскольку в нем по-разному оцениваются разные социальные группы, в частности, по половому, национальному или религиозному признаку. Сама возможность перехода из одной группы в другую также обусловлена характером общественных отношений: в тоталитарных обществах человек в большей мере привязан к группе, в демократических существует больше возможности для индивидуальной мобильности.

Временной компонент помогает человеку планировать свою будущую возможность идентичности, т.е. определение группы (или групп), в которой я вижу себя в своей дальнейшей жизни.

Реальное богатство связей каждой личности с миром состоит именно в богатстве ее связей, порождаемых системой групп, в которые она включена. Ее социально-психологические качества формируются всеми группами членства, так же, как и временные образования, в которых личность принимает участие (социальные, массовые движения). Понять итог всех групповых воздействий на личность, выявить их «равнодействующую», т.е. в полной мере раскрыть проблему «личности в группе», - еще не решенная социальной психологией задача.

 

Социальные установки личности

В социальной психологииаттитюд – предрасположенность (склонность) субъекта к совершению определённого социального поведения. Однако использование термина во многом зависит от теоретического уклона автора.

 

 

Проблема установки была специальным предметом исследования в школе Д.Н. Узнадзе. Внешнее совпадение терминов «установка» и «социальная установка» приводит к тому, что иногда содержание этих понятий рассматривается как идентичное. Набор определений, раскрывающих содержание этих двух понятий, действительно схож: «склонность», «направленность», «готовность». Вместе с тем необходимо точно развести сферу действия установок, как их понимал Д.Н. Узнадзе, и сферу действия «социальных установок».

В концепции Д.Н. Узнадзе «установка является целостным динамическим состоянием субъекта, состоянием готовности к определенной активности, состоянием, которое обусловливается двумя факторами: потребностью субъекта и соответствующей объективной ситуацией». Настроенность на поведение для удовлетворения данной потребности и в данной ситуации может закрепляться в случае повторения ситуации, тогда возникает фиксированная установка в отличие от ситуативной.

Предложенное понимание установки не связано с анализом социальных факторов, детерминирующих поведение личности, с усвоением индивидом социального опыта, со сложной иерархией детерминант, определяющих саму природу социальной ситуации, в которой личность действует. Установка в контексте концепции Д.Н. Узнадзе касается вопроса о реализации простейших физиологических потребностей человека. Она трактуется как бессознательное, что исключает применение этого понятия к изучению наиболее сложных, высших форм человеческой деятельности.

 

После открытия феномена аттитюда начался своеобразный бум в его исследовании. Возникло несколько различных толкований аттитюда, много противоречивых его определений. В 1935 г. Г. Олпорт написал обзорную статью по проблеме исследования аттитюда, в которой насчитал 17 дефиниций этого понятия.

Были выделены четыре функции аттитюдов:

1) приспособительная (иногда называемая утилитарной, адаптивной) — аттитюд направляет субъекта к тем объектам, которые служат достижению его целей;

2) функция знания — аттитюд дает упрощенные указания относительно способа поведения по отношению к конкретному объекту;

3) функция выражения (иногда называемая функцией ценности, саморегуляции) — аттитюд выступает как средство освобождения субъекта от внутреннего напряжения, выражения себя как личности;

4) функция защиты — аттитюд способствует разрешению внутренних конфликтов личности.

Все эти функции аттитюд способен выполнить потому, что обладает сложной структурой. В 1942 г. М. Смитом была определена трехкомпонентная структура аттитюда, в которой выделяются:

а) когнитивный компонент (осознание объекта социальной установки);

б) аффективный компонент (эмоциональная оценка объекта, выявление чувства симпатии или антипатии к нему);

в) поведенческий (конативный) компонент (последовательное поведение по отношению к объекту).

 

Восстанавливая идею целостности социальной установки, необходимо понять эту целостность в социальном контексте.

Попытка решения этих задач содержится в «диспозиционной концепции регуляции социального поведения личности» (В.А. Ядов). Основная идея заключается в том, что человек обладает сложной системой различных диспозиционных образований, которые регулируют его поведение и деятельность. Эти диспозиции организованы иерархически, т.е. можно обозначить более низкие и более высокие их уровни.

Выделяются соответственно четыре уровня диспозиций:

а) первый уровень составляют элементарные фиксированные установки, как их понимал Д.Н. Узнадзе: они формируются на основе витальных потребностей и в простейших ситуациях, в условиях семейного окружения, и в самых низших «предметных ситуациях»;

б) второй уровень составляют более сложные диспозиции, которые формируются на основе потребности человека в общении, осуществляемом в малой группе, социальные фиксированные установки или аттитюды, которые по сравнению с элементарной фиксированной установкой имеют сложную трехкомпонентную структуру (когнитивный, аффективный и поведенческий компоненты);

в) третий уровень фиксирует общую направленность интересов личности относительно конкретной сферы социальной активности, или базовые социальные установки (формируются в тех сферах деятельности, где личность удовлетворяет свою потребность в активности). Так же, как и аттитюды, базовые социальные установки имеют трехкомпонентную структуру, это выражение отношения более значимым социальным областям;

г) четвертый, высший уровень диспозиций образует система ценностных ориентации личности, которые регулируют поведение и деятельность личности в наиболее значимых ситуациях ее социальной активности, в которых выражается отношение личности к целям жизнедеятельности, к средствам удовлетворения этих целей, к обстоятельствам жизни личности, детерминированным общими социальными условиями, типом общества, системой его экономических, политических, идеологических принципов.

Предложенная иерархия диспозиционных образований выступает как регулятивная система по отношению к поведению личности. Можно соотнести каждый из уровней диспозиций с регуляцией конкретных типов проявления деятельности: первый уровень означает регуляцию непосредственных реакций субъекта на актуальную предметную ситуацию («поведенческий акт»), второй уровень регулирует поступок личности, осуществляемый в привычных ситуациях, третий уровень регулирует уже некоторые системы поступков или то, что можно назвать поведением, четвертый уровень регулирует целостность поведения, деятельность личности . Целеполагание на этом высшем уровне представляет собой некий жизненный план, важнейшим элементом которого выступают отдельные жизненные цели, связанные с главными социальными сферами деятельности человека — в области труда, познания, семейной и общественной жизни.

 

Различие между установкой и психическим настроем личности состоит в том, что первое является элементом второго как более сложного и интегрального образования. Это выражается, прежде всего, в том, что настроение не сводится к какой-то одной установке. Хотя установка может выступать как частный случай психического настроя личности, имеющего предметный характер.

Настрой может рассматриваться в определённой мере как ансамбль всех установок личности, которые проявляют себя одновременно в психическом состоянии и деятельности индивида.

Однако настроение и в данном случае не сводится к простой сумме или итогу взаимодействия установок. Настроение оказывается в целом многограннее и богаче по содержанию, чем входящие в его структуру установки. Настроение не только многограннее, богаче по содержанию, но и подвижнее системы установок.

 

Социализация личности.

Процесс социализации представляет собой совокупность всех социальных процессов; благодаря которым индивид усваивает определенную систему норм и ценностей, позволяющих ему функционировать в качестве члена общества.

Первая сторона процесса социализации - усвоение социального опыта - это характеристика того, как среда воздействует на человека.

Вторая его сторона характеризует момент воздействия человека на среду с помощью деятельности. Активность позиции личности предполагается здесь потому, что всякое воздействие на систему социальных связей и отношений требует принятия определенного решения и, следовательно, включает в себя процессы преобразования, мобилизации субъекта, построения определенной стратегии деятельности. .

Личностью не родятся, личностью становятся, поэтому социализация по своему содержанию есть процесс становления личности, который начинается с первых минут жизни человека. Выделяются три сферы, в которых осуществляется, прежде всего, это становление личности: деятельность, общение, самосознание. Общей характеристикой всех этих трех сфер является процесс расширения, умножения социальных связей индивида с внешним миром.

Первая сфера — деятельность — активное взаимодействие с окружающей действительностью, в ходе которого человек выступает как субъект, удовлетворяющий таким образом свои потребности. При этом происходят еще три чрезвычайно важных процесса. Во-первых, это ориентировка

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ

Человек вступает в общение всегда как личность и соответственно он воспринимается и другим человеком партнером по общению также как личность... Содержание межличностного восприятия зависит от характеристик как субъекта... Аттракция это и процесс формирования привлекательности какого то человека для воспринимающего С одной стороны...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Механизмы и средства социализации личности
    Традиционный механизм социализации представляет собой усвоение человеком норм, эталонов поведения, взглядов, характерных для его семьи и ближайш

Социальный контроль — механизм регуляции отношений индивида и общества с целью укрепления порядка и стабильности в обществе.
В широком смысле слова социальный контроль можно определить как совокупность всех видов контроля, существующих в обществе, нравственный, государственный контроль и др., в узком смысле социальный ко

Социальный контроль
· Внутренний (самоконтроль). Форма социального контроля, при которой индивид самостоятельно регулирует свое поведение, согласовывая его с общепринятыми нормами · Внешний. Сов

Методы социального контроля
Изоляция. Установление непроходимых перегородок между девиантом и всем остальным обществом без каких-либо попыток исправления или перевоспитания его Обособление. Ограничение

Социально-психологическая характеристика конфликта.
Конфликт – это столкновение несовместимых, противоположно направленных тенденций в сознании человека, в межличностных и групповых отношениях, связанных с острыми негативными воспоминаниями. Под кон

Структура и динамика конфликтов.
Конфликтная ситуация – это объективная ситуация, фиксирующая возникновение реального противоречия в интересах и потребностях сторон. Это противоречие в течение определённого времени может не осозна

Типы конфликтных личностей по степени конфликтности
Наиболее часто, по мнению психологов, встречаются следующие разновидности конфликтных личностей [3]: 1 Конфликтная личность демонстративного типа. Стремится постоян

Социально-психологические характеристики группы как субъекта деятельности.
Целенаправленность группового субъекта деятельности представляет стремление к основной цели. Мотивированность как свойство группового субъекта деятельности характеризует акти

Признаки и структура групповой деятельности.
Выделяют ряд социально-психологических типов взаимодействия: 1. Сотрудничество — оба партнера по взаимодействию активно помогают друг другу, активно способствуют достижению индивиду

Лидерство.
Лидер и руководитель призваны стимулировать группу, нацеливать ее на решение определенных задач, заботиться о средствах для решения этих задач. Но лидер и руководитель – это два разных понятия.

Социометрия.
Термин «социометрия» происходит от латинских слов socius – окружающие люди и metrum - измерение, мера. Создание и развитие социометрической методики связано с именем американского исследов

Основной вид организованной социальной группы- коллектива, в том числе, трудовой коллектив.
  Психологическая теория коллектива (А.В Петровский). Определяющими облик социальной психологии были взгляды А. С. Макаренко. В историю социальной пси

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги