«Есть множество определений личности. Сколько исследователей этой проблемы, столько и определений. Личность настолько многогранна и бесконечна в своих характеристиках, что каждый исследователь находит что-то свое, свой ракурс, свои проблемы. Исходя из вычлененной проблемы, он и определяет личность» (Панферов, 2002, с. 46-47).
Современная психология личности, как правило, понимается как совокупность различных концепций личности, в каждой из которых представлена своя специфическая система представлений о личности. Перечислим лишь некоторые из них, например, два противоположных подхода:
Современные, как отечественные, так и зарубежные подходы к пониманию личности также различаются разнообразием точек зрений. Охарактеризовать все из них не представляется возможным, поэтому обратимся к трем современным отечественным авторским подходам к психологии человека и личности – психолого-антропологический подход к психологии человека В.И. Слободчикова и Е.И. Исаева, интегративный подход к психологии человека В.Н. Панферова, интегративный подход к психологии личности Е.Ю. Коржовой.
В концепции В.И. Слободчикова и Е.И. Исаева человек проявляется как индивид, субъект, личность, индивидуальность и универсум. Позволим себе обобщить данный подход в виде схемы.
Схема 1.
Понимание человека в концепции В.И. Слободчикова и Е.И. Исаева
Уровни бытия человека
Телесное существование Душевная жизнь Духовное бытие
Человек как индивид Человек как субъект Человек как личность
Человек как индивидуальность
Человек как универсум
Понимание человека
Личность, в данном понимании, – это человек как представитель общества, определяющий свободно и ответственно свою позицию среди других людей. Личность, по мнению авторов, это особое качество человека, характеризующее его с позиций взаимосвязи и взаимодействия с другими людьми. Другими слова, личность представляет собой особый способ существования человека – человека как члена общества.
Сущность личности проявляется и раскрывается:
· в позиции человека во взаимоотношениях с другими людьми;
· в жизненных целях и стоящих за ними мотивах;
· в способах поведения.
Позиция, по мнению авторов, – это наиболее целостная характеристика человека как личности: «Место человека в социальной жизни может быть задано, предписано ему волей случая, рождения обстоятельств. Место человека в жизни может быть выбрано, найдено, завоевано им самим, по его собственной воле и свободному, осознанному выбору. В этом случае говорят о выборе субъектом позиции в жизни, о его личностном самоопределении» (Слободчиков, Исаев, 1995, с. 346).
К психологическим образованиям личности В.И. Слободчиков и Е.И. Исаев относят, в частности, поступок, ценностные ориентации, выбор, самостоятельность и ответственность, совесть и пр.
Психология человека В.Н. Панферова представляет собой, по сути, синтез психологических знаний о человеке (интегративный подход). Человек здесь рассматривается в противоречивом единстве телесного и психического, объектного и субъектного. В.Н. Панферов выделяет три основные категории при анализе проблемы человека: индивид, личность и индивидуальность.
В.Н. Панферов выделяет следующие важнейшие характеристики личности (см. таблица 1):
Личность – это компонент общности людей. В данном случае понятие личности подчеркивает социальные качества человека, которые связаны с характеристикой обществ, в которые входит человек. Принадлежность к той или иной группе – это объектная характеристика человека как личности, а вот сформировавшийся психологический склад (групповая психология) – это уже субъектная характеристика личности.
Личность – это компонент социальной организации, в которой протекает основная деятельность человека. Социальная организация в данном случае связана, прежде всего, с профессиональной деятельностью человека. Объектной характеристикой здесь является роль – те функции, которые выполняет человек в той или иной общности (семье, учебном или трудовом коллективе), а субъектной – статус – качественное (хорошее или плохое) исполнение роли.
Таблица 1.
Определения человека-личности в концепции В.Н. Панферова
Определение, характеристика личности | Объектная характеристика | Субъектная характеристика |
Компонент общности людей | Социально-групповая принадлежность | Социальная психология |
Член социальной организации | Социальные роли | Статус, психология статуса |
Преобразователь жизни | Род занятий | Профессиональная психология |
Социально значимый человек | Социальное положение | Авторитет, психология авторитета |
Таким образом, в концепции В.Н. Панферова основными признаками (определениями) личности являются:
В обеих представленных выше концепциях указывается на роль и статус как на важные психологические категории для понимания личности. Как отмечает В.Н. Панферов, личностная сущность человека сливается с тем, что (роль) и как (статус) человек делает, ведет себя в общности:
Роль представляет собой своеобразную программу ожидаемого от человека поведения в группе. В концепции В.И. Слободчикова и Е.И. Исаева – заданный способ поведения, в концепции В.Н. Панферова – объектная характеристика.
Статус личности определяется успехами и достижениями личности, особенностями ее поведения, результатами деятельности. Это оценка личности группой. Поэтому статус зависит как от потенциала самой личности, так и от его оценки другими членами группы. В некоторых случаях человек не приобретает статус, а получает его с ролью. Например, глава государства – это человек с самым высоким по роли статусом.
Наконец, рассмотрим авторский подход Е.Ю. Коржовой. Как отмечает автор, специфика личности заключается в особенностях взаимодействия человека с окружающим миром. Личность в данном случае понимается как инструмент взаимосвязи внутрипсихической организации и внешнего мира человека. Именно этим обусловливается специфическая функция личности: личность «отвечает» за внутреннюю организацию субъективного и за ее воплощение вовне. Таким образом, к функциям личности Е.Ю. Коржова относит:
Таблица 2.
Признаки и определения личности в концепции Е.Ю. Коржовой
№ | Признак | Определение |
1. | Субъект своей жизни | Личность – это человек, сознательно и осмысленно взаимодействующий с окружающим миром |
2. | Жизненная позиция (ответственность, творчество, нравственный выбор) | Личность – это человек, выражающий свою жизненную позицию в соответствии с направленностью |
3. | Склад внутрипсихической организации | Личность – это человек с индивидуально своеобразной психической организацией, с субъективным отношением к явлениям окружающего мира |
4. | Способы реализации внутрипсихической организации вовне | Личность – это человек, реализующий внутрипсихический потенциал в различных формах внешней активности |
5. | Поступки и поведение | Личность – это человек наблюдаемый в поступках и поведении |
6. | Изменение (развитие) в процессе жизни | Личность – это человек изменяющийся (развивающийся) в процессе жизнедеятельности |
7. | Реализация потенциала | Личность – это человек в разной мере (степени) реализующий свой потенциал |
8. | Понимание | Личность – это человек, понимаемый с разных позиций в зависимости от исходного набора гипотез |
9. | Способность воспринять помощь извне | Личность – это человек, воспринимающий, податливый помощи извне |
10. | Индивидуально-специфические особенности | Личность – это человек, обладающий индивидуально-специфическими особенностями, группирующимися в тип. |
Становление субъекта является предпосылкой развития личности. В связи с этим Е.Ю. Коржова выделяет основные признаки и соответствующие им определения личности (см. таблица 2).
Таким образом, личность – это человек в процессе жизнедеятельности сознательно реализующий свою внутрипсихическую организацию во внешнем мире на основе определенной жизненной позиции.
Все многообразие характеристик личности Е.Ю. Коржова разделяет на первичные и вторичные личностные образования.
К основным первичным личностным образованиям относятся:
К вторичным личностным образованиям относятся:
· Направленность – система ведущих мотивов личности, складывающихся в результате следования определенной жизненной позиции в зависимости от ценностей. Ценности – значимые для личности предметы и явления внутреннего и внешнего мира.
· Духовность – выход за пределы своего внутреннего мира и самосовершенствование в соответствии с избранным нравственным идеалом. Объединяет первичные личностные образования.
Литература:
1. Коржова Е.Ю. Психология личности: Типология теоретических моделей. – СПб., 2004.
Нравственные качества личности (Барсукова О.В.)
Современная психология характеризуется интересом к нравственной сфере личности и к тем качествам, которые можно назвать нравственными. Нравственная сфера личности – это сложное, многокомпонентное психическое образование, включающее личностное содержание понятий добра и зла, нравственную идентификацию. Нельзя сказать, что нравственность это новая проблема для психологии, данный феномен уже давно рассматривается психологами, принадлежащими к различным направлениям. Одними из первых, кто обратили внимание на нравственные качества, был З. Фрейд и его последователи, которые попытались дать определение этим качествам, выявить условия их возникновения. Данная проблематика представлена в общепсихологических исследованиях, в исследованиях психологии развития, например, исследования характера и качеств личности, их становление в онтогенезе (В.В. Зеньковский, А.Ф. Лазурский). Определенный ракурс проблема морали и нравственности получила в эволюционной психологии и этологии, представители которых, например К. Лоренц, пытаются отыскать истоки нравственности в «мире животных». В контексте антропологических исследований возникновение нравственных качеств выводят из общественных инстинктов предков человека (В.П. Эфроимсон). В таких современных для российской психологии отраслях как психология здоровья и психологическая деонтология нравственность рассматривается как критерий здоровья человека (Е.К. Веселова).
Данная проблема «пришла» в психологию из философско-этических и религиозных учений. В европейской философии вопросы нравственности были поняты еще до нашей эры Платоном, Аристотелем, Сократом и др. В религии особое направление тема нравственности получает с возникновением христианства. В повседневной жизни мораль и нравственность дают человеку критерии и помогают сориентироваться в диапазоне «хорошо – плохо», «добро – зло».
Не смотря на более чем столетний интерес к проблеме нравственности, современные психологи все чаще начинают обращаться к проблеме нравственного и духовного развития личности и уделять внимание ее нравственным качествам. Также в последнее время вырос и практический интерес к данной проблеме – в практике психологических служб и консультаций ведется работа по вопросам нравственности, решению нравственных дилемм во всех сферах жизнедеятельности человека, а области образования активно исследуются технология воспитания, развития и коррекции нравственных качеств личности.
Одна из основных проблем, с которой сталкиваются психологи, заключается в неоднозначности понимания различных качеств личности, неоднозначности их нравственной оценки:
Проблема оценки одного и того же нравственного качества как положительного и отрицательного одна из сложнейших проблем не только науки (этики, психологии, педагогики), но и жизни в целом, поскольку эта оценка зависит от идеологии общества в целом, в различные периоды истории одно и тоже качество оценивалось прямо противоположно. Например, упоминавшееся выше честолюбие в советский период считалось негативным качеством, сейчас же оно является социально востребованным и необходимым для достижения социального и профессионального успеха. Для собственного оправдания человек разделил зависть на «белую» и «черную» (Муздыбаев, 1997). Перечень таких нравственных парадоксов можно продолжать бесконечно.
Четкие и однозначные критерии оценки качествам дает христианское учение, в котором представлены и подробно описаны пороки (грехи) человека и противоположные им добродетели. Святитель Игнатий Брянчанинов, на чьи работы ссылались и продолжаются ссылаться психологии при изучении личностной проблематики (например, Е.Ю. Кожова, В.С. Мухина) называет восемь таких страстей и добродетелей: чревообъядение – воздержание, любодеяние – целомудрие, сребролюбие – нестяжание, гнев – кротость, печаль – блаженный плач, уныние – трезвение, тщеславие – смирение, гордость – любовь. Как отмечает В.С. Мухина: «Православие предоставило человеку возможность подражать идеальному образу Иисуса, подражать добру, но возложило ответственность на самого человека за выбор пути» (Мухина, 2007, с. 553).
Поднимая вопрос о природе нравственности человека Е.К. Веселова, рассматривает христианский, философско-этический и психологический подходы (Веселова, 2002):
В христиански ориентированных антропологических системах (человек – высшее творении Бога) предполагается наличие в самой природе человека естественного нравственного закона. Этот закон присущ каждому человеку вне зависимости от того какую – нравственную или безнравственную – жизнь он ведет. Естественный нравственный закон представляет собой возможность совершенствования человека и приближения к идеалу – образу Бога.
В философии и этике названы два возможных источника происхождения морального закона – внешний и внутренний. Внешний источник возникает в культурно-исторической среде в форме мировоззрения и предлагается личности для интериоризации. Внутренний, иррациональный и неизменяемый источник – естественный нравственный закон – присущ от природы каждому человеку в форме совести. Соотношение внешнего и внутреннего морального законов может быть различным – они могут совпадать, могут различаться, могут противоречить друг другу.
Психология нравственности (и в том числе психологическая деонтология) изучает психологические следствия принятия человеком мировоззрения (как внешнего морального закона), механизмы, условия развития и сохранения внутреннего нравственного закона в процессе социализации личности.
Нравственные качества определяют развитие человека как личности и затрагивают все общество. И поэтому неслучайно, что нравственное воспитание ребенка начинается в раннем возрасте, когда в прямой или косвенной форме родители дают ребенку представления о добре и зле. Но в дальнейшем много зависит от самой личности, от ее самовоспитания, формирования внутренней позиции, индивидуальной трансформации социальных норм. И если научно-технический прогресс человечества очевиден, то вопрос нравственного облика и нравственного становления человека по-прежнему остается проблематичным…
Литература: