Активность личности. Фрейдистские и неофрейдистские концепции активности

Свою активность личность проявляет в процессе взаимодействия с окружающим миром, в деятельности. Источником активности личности выступают ее потребности. Активность же проявляется в процессе удовлетворения потребностей.

Гуманистическая психология (преимущественно американская), называет главным фактором активности — устремление к будущему, к максимальной самореализации, самоактуализации (К.Роджерс, А.Маслоу, Г.Олпорт).

Топологическая психология (К.Левин)- объясняет поведение личности тем, что разнообразные точки и районы «жизненного пространства» (поля), в котором существует индивид, становятся мотивами его поведения в силу того, что он ощущает в них потребность.

Марксистско-ленинская психология подтверждает, что личность проявляет свою активность в процессе взаимодействия с окружающим миром, в деятельности. Источником активности личности есть ее потребности.

Согласно З.Фрейда - активность человека зависит от инстинктивных побуждений, прежде всего, полового инстинкта и инстинкта самосохранения. В сфере бессознательного инстинктивные влечения объединяются в зависимости от своего происхождения в разнообразные комплексы, которые и есть причиной активности человека. Активность человека понимается как биологическая, природная сила. Она аналогичная инстинктам животных, то есть бессознательная. Личность превращается в существо биологическое и чуждое обществу.

Неофрейдизм (характерно сочетание фрейдизма с существенными отклонениями от него) - на первый план выдвигается зависимость личности от социальной среды (А.Кардинер, Е.Фромм, К.Хорни, А.Адлер). Среда проектирует в личность свои самые важные качества, которые становятся формами ее активности: поиски любви, погоня за властью, престижем, стремление покориться и принять мысль авторитетов, бегство от общества.

Отечественная психология выходит из сознания того, что источником активности личности есть органические и духовные потребности - в пищи, одежде, знаниях, труде.