Теории способностей

К.Гельвеций (1715-1771) и Д.Дидро (1713-1784). Отстаивая принцип возникн-я духовного мира из мира физического, они трактовали наделенного психикой ч-ка-машину как продукт внешних воздействий и естеств-й истории. В ч-ке видели венец прир. Столь же оптимистичными бы ли и предположения о залож-х в каждом индивиде неисчерпаемых возможностях совершенствования. Если человек плох, то вину за это нужно возлагать не на его греховную телесную природу, а на противоестественные внешние обстоятельства. Человек – дитя природы, поэтому существующий социальный порядок должен быть приведен в соответствие с потребностями и правами, которыми человека наделила природа. Теория "естественного человека" придала крайнюю остроту проблеме соотношения между прирожденными особенностями индивида и внешними условиями, в которые включалась наряду с географическими, климатическими и другими условиями также социальная среда. Главная практич. идея фр. материализма сост. в утверждении решающей роли воспит-я и з-нов в формир-и ч-ка. Соответственно обязанности по усовершенствованию об-ва возлагались на воспитателей и просвещенных законодателей. Именно Гельвеций и Дидро одними из 1ых рассматривали наследственность и среду как основные факторы, определяющие психическое развитие ребенка, связывая их влияние с проблемой способностей. При этом под способ-тями понималась возможность выполнять опред. д-ть на высоком ур., но совершенно не учитывалась быстрота и легкость обучения. Естественно, что в результате Гельвеций приходил к выводу о том, что способности не являются врожденными, но приобретаются в процессе обучения. Такой подход был связан с его концепцией о всеобщем равенстве людей, индивидуальные различия которых являются, по мнению Гельвеция, лишь результатом разного социального положения и воспитания. Но тот же подход приводил, как ни странно, к фатализму, так как чело век воспринимался как игрушка судьбы, которая по своей прихоти может поместить его в ту или иную среду. Т. о., защищая принцип естеств-го равенства всех людей во всех отнош-х, Гельвеций в своих книгах "Об уме" (1758) и "О ч-ке" (1773) пришел к одностор. выводам. Воспитат-е воздействие он возвел в степень силы, способной лепить из людей что угодно.

Наконец, еще 1 открытие подтвердило зависимость психики от анатомии ЦНС и легло в основу приобретшей огромную популярность френологии (от греч. "френ" – душа, ум). Австрийский анатом Франц Галль (1758-1829) предложил "карту головного мозга", согласно которой различные способности "размещены" в определенных участках мозга. Это, по мнению Галля, влияет на форму черепа и позволяет, ощупывая его, определять по "шишкам", насколько развиты у данного индивида ум, память и др. функции. Френология, при всей ее фантастичности, побудила к экспер. изучению локализации психических функций в головном мозге.

Френсис Гальтон: наследственность гения. В психологии его заслуга состояла в создании техники изучения индивидуальных различий, прежде всего внедрении статистического метода. Во всех опытах Гальтона интересовал совершенно необычный в то время аспект – генетическая (наследственная) основа индивидуальных различий между испытуемыми. Он предложил, в частности, так называемый метод близнецов с целью выяснить соотношение между наследственностью и внешними влияниями. В 1869 году вышла книга Гальтона "Наследственный гений". В ней давался статистический анализ биографических фактов и излагался ряд остроумных соображений в пользу приложимости закона Котле к распределению способностей(Кетле исходил в интерпретации полученных результатов из идеи "среднего человека". Он предполагал существование извечной человеческой природы как своего рода идеала, от которого люди отклоняются соответственно нормальной кривой вероятностей. Именно поэтому средняя величина есть наиболее частая.). Подобно тому как люди среднего роста составляют самую распространенную группу, а высокие встречаются тем реже, чем больше они отклоняются от нормы, точно так же, полагал Гальтон, люди отклоняются от средней величины и в отношении умственных способностей. Но чем детерминированы эти отклонения? Котле объяснял их "игрой случая". Гальтон же утверждал, что они строго определяются фактором наследственности. Выдвигалась новая важная проблема – проблема генетических предпосылок развития психических способностей. Но биол. детерминация не является для людей единственной. Гальтон же отвергал какие бы то ни было другие существенные причины. Изучив и статистически обработав огромный биографический материал, касающийся родственных связей выдающихся личностей Англии, Гальтон утверждал, что высокая даровитость определяется степенью и характером родства. Из четырех детей, например, шанс стать талантливым, по подсчетам Гальтона, имеется только у одного.

Диагностирование вариаций в психологических качествах людей рассматривалось как средство и предпосылка отбора наиболее приспособленных. Провозглашалось, что человеческий род может быть улучшен посредством соответствующих браков в течение ряда поколений. Это направление получило имя "евгеника". Приемы вариационной статистики, разработанные Гальтоном, вооружали психологию важным методическим средством. Среди этих приемов наиболее перспективным оказался метод исчисления коэффициента корреляции между переменными. Этот метод, усовершенствованный английским математиком Пирсоном и другими последователями Гальтона, внес в психологическую науку ценные математические методики, в результате исполнения которых возник факторный анализ.

Галль Франц Йозеф .Австрийский врач и анатом начала XIX века Франц Галль много занимался изучением мозга и первым предположил, что особенности мышления можно связать с особенностями строения мозга. Это открытие принадлежит науке. Но Галль пошел дальше: в больших полушариях мозга он хотел найти «центры» всех наших способностей. Он объявил о создании новой науки френологии (от греч. phren – разум и logos – учение), способной по выпуклостям на черепе определить особенности мозга и черты характера.По мнению Галля, усиленное развитие тех или иных частей мозга – его долей, извилин, которым соответствуют определенные способности и влечения, – отражается на форме черепной коробки, повторяющей выпуклости и впадины лежащего под нею мозга. Отсюда вывод, что по буграм и впадинам черепа можно судить о характере, способностях и влечениях человека. Следовало лишь определить, как именно соотносятся наиболее выдающиеся способности личности с выпуклостями на черепе. Галль считал, что, имея ряд наблюдений, можно составить френологическую карту, устанавливающую связь между известными способностями человека и его черепными буграми; таким образом, на черепе обрисовались бы бугры или шишки, например, скупости, храбрости, честолюбия, поэзии, материнской любви, таланта к живописи, музыке и т. д. По этим буграм Галль и намеревался судить о преобладании тех или иных умственных или нравственных стремлений человека. Мало того, по буграм этим френологи предсказывали будущее ребенка.История френологии была короткой: это увлечение быстро опустилось до бульварного уровня. Так, некоторые френологи использовали для своих целей бюсты Гомера, портреты святого Антония и Моисея, не заботясь о том, были ли эти портреты и бюсты верны и даже существовали ли эти люди в действительности. Не только ученые, но даже литераторы относились к френологии с нескрываемой иронией. Вскоре перевелись и сами френологи – работы анатомов показали, что не существует определенной зависимости между формой черепа и формой извилин головного мозга.К сожалению, несмотря на свою короткую историю, френология надолго дискредитировала в глазах ученых принцип локализации мозговых функций в различных долях головного мозга, принцип сам по себе верный, но отвергаемый физиологами до 1870 г., когда Фритчу и Гитцингу удалось доказать, что в различных извилинах находятся психомоторные центры для различных органов. В настоящее время учеными составлены подробные карты функций коры головного мозга. Так, затылочная область «отвечает» за зрение, в височной доле располагается зона слуха, в нижней лобной извилине – зона речевых движений, в задней центральной извилине – зона кожной, болевой и температурной чувствительности. Эксперименты на животных позволили физиологам выделить в коре головного мозга центры ярости, удовольствия, насыщения. Но к френологической теории черепных шишек это не имеет никакого отношения. Теперь это достоверные факты, а не фантазии в духе Галя.