Платон - душа как созерцательница идей.

Платон (428 до н.э.-348 до н.э.), ученик Сократа, создал в Афинах свой научно - учебный центр, названный Академией. У входа в нее было написано: "Не знающий геометрии, да не войдёт сюда".

Реально существующие объекты представляли собой:

1. геометрические фигуры;

2. математические формулы;

3. логические конструкции.

Все они имеют постоянные формы. Эти формы воспринимаются всеми людьми. Платон увидел в них вечные идеальные формы, присущие всему человеческому.

Идеи - это вечные и неизменные прообразы вещей, которые всегда представляет себе человек в любых жизненных ситуациях. Высшая среди идей - это идея блага. Платон говорил, что вещи - подобие и отражение идей.

Познание по Платону, это воспоминание души об идеях, которые она созерцала до ее соединения с телом.

Платон стал родоначальником идеализма, утверждая принцип первичности сверхпрочных общих идей по отношению ко всему происходящему в непостоянном телесном мире.

Платон под новым углом зрения оценил процесс мышления, не получивший выражения в идеях Сократа, когда тот говорил о внешнем диалоге. В этом случае, по мнению Платона, его сменяет диалог внутренний.

Феномен описанный Платоном, известен современной психологии как внутренняя речь, а процесс её порождения из речи внешней /социальной/ получил название " интериоризация " /от лат. "интериор" - внутренний/.

В своём развитии понятия о душе, Платон рассматривает личность, как конфликтующую структуру.

Разум, призванный согласовать два мотива /низшие и высшие побуждения/, испытывает, согласно Платону, большие трудности из - за несовместимости низменных и благородных влечений.

В сферу изучения души вводились такие важнейшие аспекты, как:

1. конфликт мотивов, имеющих различную нравственную ценность;

2. роль разума в преодолении конфликта мотивов.

После софистов и Сократа в объяснениях души изменился поворот к пониманию её деятельности как феномена культуры. Входящие в состав "души" абстрактные понятия и нравственные идеалы невозможно выделить из вещества природы. Они - порождение духовной культуры.

Для обеих ориентаций - и на природу, и на культуру - душа выступала как внешняя, по отношению к организму структура. Шла ли речь об атомах /Демокрит/ или об идеальных формах /Платон/ - предполагалось, что и одно, и другое заносится в организм извне, со стороны.

 

1.2.11.

Аристотель - душа как форма тела.

Аристотель открыл новую эпоху в понимании души, как предмета психологического знания.

Душа - по Аристотелю - это не самостоятельная сущность, а форма, способ организации живого тела.

Аристотель создал свою школу на окраине Афин, названную Ликеем /по этому названию в дальнейшем словом "лицей" стали называть привилегированные учебные заведения/.

Правильно думают те, - говорил Аристотель своим ученикам, - кому представляется, что душа не может существовать без тела и не является телом."

Психологическое учение Аристотеля строилось на обобщении биологических факторов. Вместе с тем, это обобщение привело к преобразованию главных объяснительных принципов психологии: организации /системности/, развития и причинности.

 

1.2.12.

Рене Декарт и психологическая мысль нового времени.

Новую эпоху в развитии мировой психологической мысли открыли концепции, вдохновлённые бурным развитием механики. Её понятия и объяснительные принципы создали сперва геометро - механическую /Галилей/, и затем динамическую /Ньютон/ картину природы. В неё вписывалось и такое физическое тело, как организм с его психическими свойствами.

Первая попытка создания психологической теории, принадлежит французскому просветителю и философу Рене Декарту. Он изобрёл теоретическую модель организма как автомата, системы, которая работает механически.

Отныне различие между неорганическими и органическими телами объяснялось по критерию отнесённости последних к объектам, действующим по типу простых технических устройств.

К этому периоду относится ряд значимых открытий:

1. открытие Гарвеем кровообращения. Сердце рассматривалось как механическая помпа, перекачивающая кровь;

2. введение Рене Декартом понятия о рефлексе, ставшее фундаментальным для физиологии и психологии.

Именно поэтому через три столетия И.П.Павлов распорядился поставить бюст Декарта у дверей своей лаборатории.

Реакция мышц - неотъемлемый компонент поведения.

Следовательно, декартова схема, несмотря на её умозрительный характер, относится к разряду великих открытий. Она открыла рефлекторную природу поведения, объяснив его без обращения к душе как движущей телом силе.

Необходимо отметить, что в этот период произошёл поворот в понятии о "душе", ставшем опорным для следующей главы в истории построения предмета психологии. Отныне этим предметом становится сознание.

 

1.2.13.