Этика Спинозы.

Одним из первых оппонентов Декарта выступил Спиноза. Он учил, что имеется единая, вечная субстанция - Бог или Природа, - с бесконечным множеством атрибутов.

Человек - целостное телесно - духовное существо.

Никто из мыслителей не осознал с такой остротой как Спиноза, что взгляды Рене Декарта коренятся во взгляде на организм как на машиноподобное устройство. Тем самым, механический детерминизм (объективная закономерная взаимосвязь и причинная обусловленность всех явлений), определивший вскоре крупные успехи в психологии, оборачивался принципом, который ограничивает возможности тела в причинном объяснении психических явлений.

В своей книге "Этика" Спиноза поставил задачу объяснить всё многообразие чувств, как побудительных сил человеческого поведения, с такой же строгостью и точностью, как линии и поверхности в геометрии. Три главные побудительные силы это:

а - влечение, которое, относясь и к душе и к телу, есть "ничто иное, как самая сущность человека";

б - радость;

в - печаль.

Доказывалось, что из этих фундаментальных аффектов выводится всё многообразие эмоциональных состояний.

К детальному изучению этого спора в ХХ веке обратился

Л. С.Выготский, доказывая что, будущее за Спинозой.

 

1.2.14.