Наглядно - образное отражение действующих в данный момент на органы чувств предметов и явлений действительности в совокупности их различных свойств и частей.
Восприятие, также как ощущение, является рефлекторным процессом.
Восприятие рассматривается в двух аспектах:
1. субъективный образ предмета, явления или процесса, непосредственно
воздействующего на анализатор или систему анализаторов
(употребляются также термины "образ восприятия", "перцептивный
образ");
2. процесс формирования этого образа (употребляются также термины
"перцепция", "перцептивный процесс").
Иногда термином "восприятие" обозначается также система действий, направленных на ознакомление с предметом, воздействующим на органы чувств, т. е. чувственно - исследовательская деятельность наблюдения.
Восприятие есть непосредственное отражение предмета (явления, процесса) в совокупности его ощущаемых свойств, в его объективной целостности.
Это отличает восприятие от ощущения, которое также является непосредственным чувственным отражением, но лишь отдельных свойств предметов и явлений, воздействующих на анализаторы.
В основе классификации восприятия лежат различия в анализаторах, участвующих в восприятии.
В соответствии с тем, какой анализатор играет в восприятии преобладающую роль, различают:
1. зрительные;
2. слуховые;
3. осязательные;
4. кинестетические;
5. обонятельные;
6. вкусовые.
Виды восприятия.
1. Зрительное. Помимо собственно зрительных ощущений (света, цвета и
т.д.) включает также кинестезические ощущения, возникающие при
перемещении глаза (аккомодация, конвергенция и дивергенция, перевод
глаза из одного положения в другое.
2. Вкусовое. Большую роль во вкусовом восприятии играет движение языка.
3. Обонятельное. Основную роль играет движения органов дыхания.
4. Слуховое. Активное участие принимают слабые движения
артикуляционного аппарата.
5. Кинестетические - играют важнейшую роль во всех видах восприятия,
хотя они не всегда отчетливо осознаются человеком.
Сложные виды восприятия.
1. Восприятие пространства.
Восприятие пространства имеет в своей основе ряд специальных аппаратов, его строение очень сложно и развитие формы восприятия пространства может протекать на разных уровнях.
Чувственно - наглядное отражение пространственных свойств вещей, их велечины и формы, их пространственных отношений (расположения относительно друг друга и воспринимающего субъекта в плоскости и в глубину) и движений.
Принимают участие все органы чувств, где ведущая роль отведена совместной деятельности зрительного, двигательного, кожного и вестибулярного анализаторов.
2.Восприятие времени.
Имеет различные аспекты и осуществляется на разных уровнях. Наиболее простыми формами являются процессы восприятия:
а) длительности;
б) последовательности;
в основе которых лежат элементарные ритмические явления, известные под названием "биологических часов".
К ним относятся ритмические процессы, протекающие в нейронах коры и подкорковых образований.
3. Восприятие движения.
Если предмет объективно движется в пространстве, то мы воспринимаем его движение вследствие того, что он выходит из области лучшего видения и этим заставляет нас передвигать глаза или голову, чтобы вновь фиксировать на нем взгляд.
Смещение же точки по отношению к положению нашего тела указывает нам на ее передвижение в объективном пространстве.
Различают восприятие:
1. непреднамеренное (или непроизвольное);
2. преднамеренное (произвольное).
Непреднамеренное - мы не руководствуемся заранее поставленной целью или задачей - воспринять данный предмет.
Преднамеренное - с самого начала регулируется задачей - воспринять тот или иной предмет или явление, ознакомиться с ним. Оно может быть включено в какую - либо деятельность и осуществляться по ходу ее выполнения.
Свойства восприятия.
Предметность - выражается в так называемом акте активизации, т.е. в отнесении сведений, получаемых из внешнего мира к этому миру.
Целостность - в отличии от ощущений, отражающего отдельные свойства предмета, восприятие дает целостный его образ. Он складывается на основе обобщения знаний об отдельных свойствах и качествах предмета, получаемых в виде различных ощущений.
Константность - относительное постоянство некоторых свойств предметов при изменении его условий.
Структурность - восприятие не отвечает нашим мгновенным ощущениям и не является простой их суммой. Мы воспринимаем фактически абстрагированную из этих ощущений обобщенную структуру, которая формируется в течении некоторого времени.
Если человек слушает какую - нибудь мелодию, то услышанные раннее ноты продолжают еще звучать у него в уме, когда поступает новая нота. Источники целостности и структурности восприятия находятся в:
1. особенностях самих отражаемых объектов;
2. в предметной деятельности человека.
Осмысленность - перцептивные образы всегда имеют определенное смысловое значение. Восприятие у человека связано с мышлением, с пониманием сущности предмета.
Сознательно воспринять предмет - это значит мысленно назвать его, т.е. отнести воспринятый предмет к определенной группе, к классу предметов, обобщить его в слове.
При виде незнакомого предмета мы пытаемся уловить в нем сходство со знакомыми нам объектами, отнести его к некоторой категории.
Восприятие представляет динамический поиск наилучшего толкования, объяснения имеющихся данных.
Апперцепция - зависимость восприятия от содержания психической жизни человека, от особенностей его личности.